Применение информационно-телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности различной направленности на сегодняшний день — это явление обыденное и неотъемлемое. При этом сотрудники не всегда проявляют готовность к взаимодействию с технологиями. В некоторых случаях мы видим внутреннее сопротивление, спад работоспособности, апатию и раздражительность. Именно по этой причине значимым является изучение особенностей психологической готовности к применению информационно-телекоммуникационных технологий и ее последующее развитие.
Понятие «психологическая готовность к применению информационно-телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности» является видовым по отношению к родовому понятию «психологическая готовность к профессиональной деятельности». Ввиду того, что последнее является более широким и абстрактным –с большим объемом и все, включенные в него, подвиды готовности (готовность к различным аспектам профессиональной деятельности) будут содержать в себе все свойства родового понятия. Однако «психологическая готовность к применению информационно-телекоммуникационных технологий» будет иметь и свои характерные особенности, которых нет у родового понятия.
Среди современных исследований психологической готовности к применению в профессиональной деятельности информационных и телекоммуникационных технологий следует отметить работы Р. М. Абдулгалимова (2000), С. Н. Исаковой (2005), С. Л. Мищенко (2003), С. А. Осокина (2008), С. А. Печерской (2007), О. Ю. Прудовской (2007), И. В. Раковой (2011), А. В. Тимофеева (2005), Хачатрян Э. В. (2011) и др.
А. В. Тимофеев в своем диссертационном исследовании указывает, что готовность к применению информационных технологий является составной частью общей готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности и «представляет собой совокупность личностных качеств, теоретических знаний в области информационных технологий, практических навыков и умений работы с аппаратными средствами и программным обеспечением, позволяющих специалисту успешно выполнять профессиональные функции с наименьшими психологическими нагрузками» [7, с. 10].
О. Ю. Прудовская при изучении формирования готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий в профессиональной деятельности отмечает, что готовность есть результат целенаправленно организованного процесса становления личности, включающего формирование собственного отношения к целям и задачам профессиональной деятельности и их последующую реализацию. В качестве критериев формирования готовности автор предлагает следующие: стремление к приобретению нового опыта, уверенность в своих силах при освоении новых методов применения информационных технологий в профессиональной деятельности; сформированность системы профессиональных знаний и умений относительно применения информационных технологий; степень развития компьютерной компетентности, владение основными компьютерными инструментами, приемами выполнения операций, методиками применения компьютера в профессиональной деятельности [5].
С. А. Печерская в диссертационном исследовании на соискание доктора психологических наук раскрывает сущность психологической готовности студентов к использованию информационных технологий (в том числе и в последующей профессиональной деятельности) в качестве «потенциального состояния личности, сформированного мотивацией к использованию информационных технологий как естественному и необходимому средству решения задач информационно-компьютерной деятельности, регулируемого оценкой результативности самой деятельности с информационными технологиями, и имеющего в качестве системообразующего компонента адекватное информационное самосознание» [4]. Таким образом, автор рассматривает технологии в своем исследовании как необходимую и неотъемлемую (естественную) часть деятельности, и указывает тем самым на необходимость формирования соответствующего состояния готовности по отношению к применению технологий.
И. В. Ракова определяет психологическую готовность педагогов к использованию инновационных технологий как «комплексное состояние личности, основанное на ее психологических, нравственных и профессиональных качествах, обеспечивающее полноценную способность учителя реализовывать проективно-технологический подход в обучении посредством применения новых информационных технологий» [6, с. 12]. При этом под инновационными технологиями фактически понимаются телекоммуникационные средства, обучающие программные средства, периодические электронные издания, обучающие ресурсы, банки и базы знаний. Автор выделяет следующие признаки психологической готовности: «наличие потребностей и целей в определенном виде деятельности; активизация психических и физиологических функций; уверенность в своих силах; достаточный уровень работоспособности; своевременное реагирование на изменение условий деятельности; определенная направленность и управляемость психической деятельностью при выполнении необходимых действий» [6, с. 12]. При описании уровней готовности И. В. Ракова также указывает в качестве значимого показателя: знания, умения и навыки в области технологических инноваций.
С. А. Исакова в диссертационном исследовании, посвященном проблеме готовности студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, принимает за основу следующее определение готовности — «это интегральное образование, включающее в себя высокую мотивацию к использованию информационно-коммуникационных технологий, знание теоретических аспектов их использования, проявление соответствующих эмоционально-волевых качеств и реализацию комплекса педагогических умений: конструктивных, организаторских, коммуникативных, гностических в новых условиях деятельности» [2, с. 12].
Стоит отметить, что в современных исследованиях психологической готовности к применению информационных и телекоммуникационных технологий само понятие «психологической готовности» формулируется через структурно-видовые характеристики, либо только через структуру или виды. Вероятно потому, что в этом и заключается сущность готовности, и по-другому рассмотреть этот феномен просто не представляется возможным.
На основе проведенного нами теоретического анализа целесообразно сформулировать следующее определение психологической готовности к применению информационно-телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности — это единство эмоционального, мотивационного, волевого, когнитивного, операционального компонентов [8, с. 8–9], которые являются необходимыми для успешного осуществления выполняемой деятельности и выражены в виде личностных или иных характеристик: знания, умения и навыки (общая готовность) и непосредственного внутреннего настроя на применение технологий (ситуативная готовность) [9, с. 25].
Выделим следующие характерные особенности психологической готовности к применению информационно-телекоммуникационных технологий в рамках профессиональной деятельности:
– динамическая структура — психологическая готовность продолжает развиваться и изменяться в процессе применения информационно-телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
– интегративный характер — компоненты и виды психологической готовности находятся в неразрывной взаимосвязи и создают целостность функционирования явления;
– ориентация на взаимодействие с информационно-телекоммуникационными технологиями как необходимой и неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности;
– наличие операционального инструментария, позволяющего взаимодействовать с компьютерной и иной необходимой техникой в рамках профессии.
Уровень развития психологической готовности к применению технологий определяется уровнем развития ее структурных компонентов в сочетании с видами.
Следует отметить, что многие исследователи указывают на наличие взаимосвязи психологической готовности и такого понятия психологии труда, как профессионализм. По мнению А. Н. Иноземцевой, Т. Б. Курбацкой, Е. В. Матухно, В. А. Толочека, и др. психологическая готовность является одним из показателей (компонентов) профессионализма.
А. А. Деркач при акмеологическом изучении профессионализма госслужащих пришел к выводу, что он «включает качественные характеристиками субъекта деятельности, в том числе его психофизиологические состояния и психические процессы» [1, с. 243]. Автор выделяет «профессионализм личности», куда относятся все профессиональные личностные ресурсы (знания, умения, навыки, качества и способности), и «профессионализм деятельности», проявляющийся в качественных характеристиках процесса деятельности, определяющих эффективность применяемых техник и технологий»[1, с. 243] (в том числе информационных).
По мнению В. А. Толочека, психологическая готовность обеспечивается не столько наличием всех компонентов структуры, сколько определенным уровнем их развития, по достижении которого они становятся акмеологическими инвариантами профессионализма. Под акмеологическими инвариантами профессионализмаавтор понимает «основные качества и умения профессионала, обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики» [3, с. 185]. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что от уровня развития структурных компонентов психологической готовности напрямую зависит эффективность и продуктивность выполняемой деятельности.
Психологическое сопровождение сотрудника, применяющего в процессе профессиональной деятельности информационно-телекоммуникационные технологии, должно одним из своих приоритетных направлений избирать состояние психологической готовности. При этом работа будет строиться с недостаточно развитыми структурными компонентами, выраженными в двух видах: общем и ситуативном.
Литература:
- Деркач, А. А. Акмеология: учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. — М.: Издательство РАГС, 2004. — 299 с.
- Исакова, С. Н. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Исакова Светлана Николаевна. — Н. Новгород, 2005. — 26 с.
- Носкова, О. Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. Г. Носкова; под. ред. Е. А. Климова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
- Печерская, С. А. Теоретико-методологические основы готовности студентов к использованию информационных технологий: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07 / Печерская Светлана Александровна. — Сочи, 2007. — 393 с.
- Прудовская, О. Ю. Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Прудовская Ольга Юрьевна. — Омск, 2007. — 203 с.
- Ракова, И. В. Формирование психологической готовности педагогов к использованию инноваций в информационно-образовательной среде школы: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ракова Инна Витальевна. — Калининград, 2011. — 19 с.
- Тимофеев, А. В. Формирование у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Тимофеев Александр Вадимович. — Саратов, 2005. — 23 с.
- Тихомирова, Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности: Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 6–9.
- Тихомирова, Ю. М. Анализ видов психологической готовности к профессиональной деятельности: Перспективы науки. — 2014. — № 3 (54). — С. 24–26.