В данной статье рассматривается важность психологического аспекта при огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы. Контроль над эмоциями очень важен для правильного применения огнестрельного оружия.
Ключевые слова: курсант, уголовно-исполнительная система, Федеральная служба исполнения наказаний, ведомственное образовательное учреждение.
This article discusses the importance of the psychological aspect in the fire training of employees of the Penal system. Controlling emotions is very important for the proper use of firearms.
Keywords: cadet, Criminal Executive System, Federal Penitentiary Service, departmental educational institution.
Служба в учреждениях уголовно-исполнительной системы России является достаточно сложной и напряженной, что приводит к снижению стрессоустойчивости сотрудников и их профессиональной деформации. Сотрудник Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации должен на постоянной основе быть готовым к выполнению своих должностных обязанностей в большом объеме и в экстремальных ситуациях. В связи с этим следует обращать внимание на психологические аспекты подготовки сотрудников в целом, а в частности на аспекты именно огневой подготовки.
Основы применения огнестрельного оружия сотрудником уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) содержатся в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах УИС».
Учебные упражнения и правила проведения учебных стрельб регламентируются уже ведомственным нормативным документом — Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 26 февраля 2006 года № 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы».
Данные нормативные правовые акты свидетельствуют о том, что вопросы применения огнестрельного оружия и огневой подготовки сотрудников УИС достаточно урегулирован. Закрепленные законом упражнения направлены прежде всего на то, чтобы сформировать у сотрудников навыки правильного, точного и законного применения огнестрельного оружия, а также при этом минимизировать причиненный ущерб.
При рассмотрении проблем у сотрудников, проходящих огневую подготовку (прежде всего, это курсанты и слушатели ведомственных высших учебных заведений), стоит отметить, что трудности возникают прежде всего из-за их эмоционального состояния во время производства выстрела. В первый раз взяв в руки оружие, сотрудник встречается с непривычными для него эмоциями и состоянием. Чаще всего сотрудники боятся самого выстрела, а если быть точнее, то шума и отдачи выстрела. Данное состояние является совсем не отклонением, а достаточно естественной реакцией организма на новую для него обстановку.
Важную роль также играют и эмоции, которые достаточно сложно контролируются в таких ситуациях. При отсутствии контроля над эмоциями у неподготовленного человека возникает ощущение страха и опасности. Появляется тремор рук, упадок сил, учащение пульса и дыхание у неуверенных и робких учащихся. А вот при повышенной концентрации человека наблюдается обратное: внутренняя уверенность и мобилизация внутренних сил, улучшение реакции и сосредоточенность.
При подготовке сотрудников всегда стоит помнить о важной роли эмоций при огневой подготовке сотрудников. Если научить сотрудника контролировать свои эмоции, то он сможет более эффективно совершенствовать навыки своей стрельбы, поскольку он научится контролировать и реакцию своего организма. При отсутствии контроля над поведением и эмоциями возникают такие типичные ошибки, как «боязнь выстрела», «ожидание выстрела», «дожимание спускового крючка со смещением оружия» и другие. Из этого следует, что состояние стресса значительно влияет на точность и меткость производимой стрельбы.
Таким образом, психологическая подготовка является очень важной составляющей подготовки сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний России, ведь эмоциональные состояния в момент стрельбы могут оказать решающее влияние на ее качество. Безусловно, в первую очередь сам сотрудник должен стремиться к воспитанию в себе силы воли и развитию стрессоустойчивости, чтобы показывать стабильные результаты в стрельбе, а для этого необходимо работать со своими эмоциями, избавляться от страхов и сомнений, развивая в себе такие качества, как концентрация и сосредоточенность.
Литература:
- Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473–1 «Об учреждениях и органах УИС».
- Приказ Министерства юстиции РФ от 26.02.2006 № 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы»
- Витушкин, А. В. Особенности огневой подготовки сотрудников УИС / А. В. Витушкин // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: Материалы научно-практической конференции, Новокузнецк, 09–10 ноября 2016 года / Ответственный редактор: А. Г. Антонов. — Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2016. — С. 166–167.
- Витушкин, А. В. Ошибка при стрельбе «ожидание выстрела» и способы ее устранения / А. В. Витушкин // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 25–26 октября 2017 года / Отв. ред. А. Г. Чириков. — Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. — С. 202–203.
- Лысухин, А. М. Совершенствование методики обучения курсантов ведомственных образовательных учреждений ФСИН России на занятиях по огневой подготовке / А. М. Лысухин, М. Н. Юрков // Теория и практика социогуманитарных наук. — 2021. — № 2(14). — С. 24–28.