Данная статья рассматривает практическую значимость обучения умениям и навыкам применения оружия в стрессовых ситуациях курсантами образовательных организаций ФСИН России, поскольку огневая подготовка является значимой составляющей при осуществлении своих обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы. При обучении курсантов навыкам владения оружия в спокойной обстановке стоит помнить о том, что применять оружие они будут и в некомфортных для себя условиях, а именно в стрессовых ситуациях.
Ключевые слова: курсант, уголовно-исполнительная система, Федеральная служба исполнения наказаний, ведомственное образовательное учреждение.
This article examines the practical significance of teaching the skills of using weapons in stressful situations by cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, since fire training is an important component in the exercise of their duties by employees of the Penal System. When teaching cadets the skills of owning weapons in a calm environment, it is worth remembering that they will use weapons in uncomfortable conditions, namely in stressful situations.
Keywords: cadet, Criminal Executive System, Federal Penitentiary Service, departmental educational institution.
Главная цель ведомственных образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России (далее — ФСИН России) в частности, и правоохранительных органов в целом заключается в подготовке высококвалифицированных кадров, которые будут действовать на протяжении всей службы на основании буквы закона [1]. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
— подготовка к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия;
— боевых приемов борьбы;
— подготовка к преследованию правонарушителей и ускоренному передвижению на местности;
— овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников;
— формирование необходимых интеллектуальных и профессиональных психологических качеств личности (смелость, решительность, самообладание и др.)
С каждым годом обучения курсанты должны совершенствовать свои приобретенные навыки и уметь их выполнять не только в комфортных условиях, но и в стрессовых ситуациях. Прежде чем пробовать себя в непривычной обстановке, курсанты должны до идеала научиться выполнять все необходимые упражнения учебных стрельб, знать случаи, когда разрешено и запрещено применять огнестрельное оружие, а также уметь контролировать технику выстрела [2]. В этом проявляется взаимодействие различных дисциплин: психологии, педагогики и огневой подготовки.
Это обуславливается тем, что преподаватели огневой подготовки при проведении занятий с обучающимися заостряют внимание на необходимости самостоятельно овладевать простейшими приемами саморегуляции, основной целью которой является сосредоточение всего внимания на технике выполняемой стрелковой работы.
Даже те, кто не испытывает сложностей с выполнением практических упражнений стрельб, в процессе обучения сталкиваются с ситуациями, когда на каком-то занятии они вдруг получают худший результат, чем ранее, что является стрессовой ситуацией. Это обстоятельство должно натолкнуть их на то, чтобы переосмыслить выполняемые действия и более тщательно разобраться с проделанной работой, которая повлекла отрицательный результат.
В большинстве подобных ситуаций такой подход позволяет обучающимся вернуться к показанным ранее высоким результатам стрельбы, а также сделать выводы и в дальнейшем, возможно, не возвращаться к подобным ошибкам.
Тот факт, что хорошо подготовленный физически сотрудник впадает в ступор в экстремальной ситуации, или пасует перед менее сильным физически, но имеющим более жесткую психологическую установку преступником, связан как раз с психологической незрелостью. Широко практикуются различные психологические техники и в подготовке сотрудников силовых ведомств ведущих зарубежных стран. И это далеко не случайно.
Антистрессовая подготовка развивает пластичность мозговых механизмов на этапе «стрессадаптация» и позволяет организму впоследствии автоматически поддерживать оптимальный уровень нервно-психического напряжения при стрессовых раздражителях без необходимости достижения критического уровня напряжения, при котором оно рефлекторно падает. Именно по этой причине курсанты и слушатели, повторно выполняющие стрелковые упражнения, показывают, как правило, более высокий результат.
Для того чтобы разорвать порочный круг эмоциональных реакций, необходимо вызвать режим нейтрального состояния, при котором закономерно отключается эмоциональное сопровождение мыслительных процессов. На фоне полученного нейтрального состояния моделируют образ стрессовой ситуации и производят снятие возникающих на стрессовый раздражитель ответных реакций психики и организма (эмоций боязни, неуверенности, страха, вегетативных проявлений). С целью нейтрализации негативных ответных реакций используют подбор соответствующих состоянию управляемых идеорефлекторных моторных приемов в сочетании с разминочными физическими упражнениями.
Нередко в состоянии стресса человек настолько напряжен, что данному состоянию соответствует определенная активная деятельность. В большинстве случаев человек и сам инстинктивно пытается сбросить нервное напряжение совершением полупроизвольных активных действий (барабанит пальцами по столу, ходит по помещению, качает ногой и т. д.). Поэтому распространенное мнение о том, что для снятия стресса человека необходимо привести в пассивное состояние, не всегда верно. В ряде случаев более целесообразно снять излишнее напряжение с помощью физических упражнений средней интенсивности, а уже затем, после наступления мышечной разрядки, подключить психологические техники.
В ситуации острого или длительного стресса это защитное состояние «эмоционального» ступора, лишенное позитивной установки, может продолжаться достаточно долго. В этом случае применение психологических приемов создания позитивной установки желательно проводить с помощью специалиста. Это может быть психолог в подразделении или инструктор по огневой или физической подготовке, владеющий подобными методиками.
Таким образом, применение данных методов антистрессовой подготовки курсантов в образовательных организациях ФСИН России позволяет получать оптимальное комфортное состояние, вначале с помощью вспомогательных упражнений (пассивная и активная медитация), затем с помощью только ключевых приемов (жест, фраза), а затем и без них, сохраняя оптимальное психофизиологическое состояние практически в любой стрессовой ситуации.
Литература:
- Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473–1 «Об учреждениях и органах УИС».
- Приказ Министерства юстиции РФ от 26.02.2006 № 24 «Об утверждении курса стрельб из боевого ручного стрелкового оружия для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации»
- Витушкин, А. В. Ошибка при стрельбе «ожидание выстрела» и способы ее устранения / А. В. Витушкин // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 25–26 октября 2017 года / Отв. ред. А. Г. Чириков. — Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. — С. 202–203. — EDN YNQUQN.
- Кадочников А. А. Психолого-педагогические основы подготовки специалистов РБ. М., 2000.