В данной научной работе рассмотрены вопросы, касающиеся стрессовых ситуаций, с которыми сталкиваются курсанты на учебных занятиях по огневой подготовке, выявлены причины данных ситуаций, также предложены пути решения устранения стресса при стрельбе из огнестрельного оружия.
Ключевые слова: курсант, стрессовые ситуации, причины, огневая подготовка.
Огневая подготовка подразумевает под собой целый комплекс мер и способов обучения владения боевым оружием. Данная дисциплина преподается в военных, силовых, штатных, и иных подразделениях для того, чтобы обучить курсантов и сотрудников владению оружием с целью применения в боевых действиях, на гражданской и силовой службе, с целью самообороны.
В высших образовательных учреждениях для курсанта выдвигается ряд требований психолого-физического характера. К таким требованиям относится:
— Целеустремленность;
— Концентрация внимания;
— Эмоциональная устойчивость;
— Стрессоустойчивость;
— достаточный уровень физической подготовки;
— непосредственность
Главную значимость имеет тот факт, что не каждый человек может быть допущен к обучению и, конечно же, постоянному владению боевым оружием. Важным и главным требованием из всех вышеперечисленных свойств личности значится стрессоустойчивость. Владение оружием может вызвать у курсанта стресс, так как ношение огнестрельного оружия в дальнейшей службе предполагает использование в любой момент по назначению или полному поражению цели. При стрессовых ситуациях формируется ряд физиологических реакций, проходящих типологически, то есть в различной степени у разной категории людей. Стресс представляется предельным раздражителем, на который всегда возникает ответ живого организма. Стрессовая ситуация — это ситуация, предполагающая развитие ответной реакции организма на стресс. Для возникновения стресса у индивида может выступать различные факторы — физического, психического и психологического характера.
Общеизвестно, что стрессовые состояния на учебных занятиях по огневой подготовке проявляются на различных этапах образовательной деятельности. Необходимо наблюдать за мимикой обучающегося. При нервном состоянии брови нахмурены и сдвинуты. Глаза при стрессе раскрыты более широко, чем обычно, верхнее веко приподнято, нижнее находится в напряженном состоянии. Критерием интенсивности страха считается степень оттянутости назад уголков ротовой полости, натягивающих и выпрямляющих губы над зубами.
Кроме того, в качестве дополнительных признаков стрессовых состояний курсантов выступают их определённые действия, которые обусловлены той опасностью, которую психика обучаемых ассоциирует с огнестрельным оружием. К данным критериям целесообразно отнести: изменение характера передвижения в тире, а именно суетливые движения, дрожание голоса, тремор пальцев, повышенное потоотделение, затруднение в фокусировке.
На занятиях по огневой подготовке используются стрессовые ситуации, касающиеся максимального приближения и разработки сценариев приближенных к реальности ситуаций. В условиях стрессовой ситуации курсанту целесообразно обучиться чётко и точно стрелять с попаданием в указанную цель. Стрессовые ситуации, часто использующиеся на учебной дисциплине «огневая подготовка»:
— бег с препятствиями;
— стрельба по появляющимся мишеням;
— удлинение, либо же укорочение дистанции при стрельбе из огнестрельного оружия;
— выполнение стрельб при различных условиях погоды.
Перечисленные условия создают стрессовую ситуацию у курсанта и требуют от него дополнительной адаптации и напряжения всех психолого-физических сил организма. Через стрессовые ситуации на занятиях по огневой подготовке реализуются цели обучения владения боевым оружием, а именно:
- Формирование реальных условий владения и использования боевого оружия в реальности и само использование различного типа огнестрельного оружия всегда сопряжено со стрессом и возникает в условиях стрессовой ситуации.
- Обучение курсантов навыкам и умениям эффективно мыслить в и быстро принимать решения, а также развитие критического и логического мышления.
- Обучение и приобретение навыков выполнения быстрых и точных действий в условиях максимального стресса (террористический акт, захват заложников, массовые беспорядки, нападение правонарушителей).
Итак, качества человека зависят от свойств, присущих ему как индивиду. Это свойства, отражающие его биологические, наследственные и индивидуальные особенности, а также личностные качества, приобретенные в процессе своей жизнедеятельности. Так при условиях стресса человек соотносит свои индивидуальные качества с требованиями внешней среды, то есть происходит социальная адаптация и обучение владением оружием.
Таким образом, используя стрессовые ситуации в огневой подготовке, реализуется процесс достижения важной цели огневой подготовки — овладение боевым оружием и использование его в реальности с адекватным реагированием курсанта на стрессы и требования определенной сложившейся ситуации.
Литература:
- Огневая подготовка: учебно-методическое пособие для сотрудников УИС. —Рязань: Академия ФСИН России, 2018.134–145.
- Кондрух, А. И. Практическая стрельба: методическое пособие / А. И. Кондрух. — 2015.156–183.
- Потапов А. А. Тактическая стрельба / А. А. Потапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: «Издательство ФАИР», 2019. — 544 с.
- Чваливский Ю. И. Материальная часть автомата Калашникова. Методика обучения стрельб: учебное пособие / Ю. И. Чваливский, А. Г. Малышев. — Рязань: Академия ФСИН России, 2017.12–24.