Стрессовые ситуации, с которыми сталкиваются курсанты при стрельбе на учебных занятиях по огневой подготовке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 03.12.2022

Статья просмотрена: 470 раз

Библиографическое описание:

Мельник, Е. А. Стрессовые ситуации, с которыми сталкиваются курсанты при стрельбе на учебных занятиях по огневой подготовке / Е. А. Мельник, Д. В. Шульц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 536-538. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97172/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной научной работе рассмотрены вопросы, касающиеся стрессовых ситуаций, с которыми сталкиваются курсанты на учебных занятиях по огневой подготовке, выявлены причины данных ситуаций, также предложены пути решения устранения стресса при стрельбе из огнестрельного оружия.

Ключевые слова: курсант, стрессовые ситуации, причины, огневая подготовка.

Огневая подготовка подразумевает под собой целый комплекс мер и способов обучения владения боевым оружием. Данная дисциплина преподается в военных, силовых, штатных, и иных подразделениях для того, чтобы обучить курсантов и сотрудников владению оружием с целью применения в боевых действиях, на гражданской и силовой службе, с целью самообороны.

В высших образовательных учреждениях для курсанта выдвигается ряд требований психолого-физического характера. К таким требованиям относится:

— Целеустремленность;

— Концентрация внимания;

— Эмоциональная устойчивость;

— Стрессоустойчивость;

— достаточный уровень физической подготовки;

— непосредственность

Главную значимость имеет тот факт, что не каждый человек может быть допущен к обучению и, конечно же, постоянному владению боевым оружием. Важным и главным требованием из всех вышеперечисленных свойств личности значится стрессоустойчивость. Владение оружием может вызвать у курсанта стресс, так как ношение огнестрельного оружия в дальнейшей службе предполагает использование в любой момент по назначению или полному поражению цели. При стрессовых ситуациях формируется ряд физиологических реакций, проходящих типологически, то есть в различной степени у разной категории людей. Стресс представляется предельным раздражителем, на который всегда возникает ответ живого организма. Стрессовая ситуация — это ситуация, предполагающая развитие ответной реакции организма на стресс. Для возникновения стресса у индивида может выступать различные факторы — физического, психического и психологического характера.

Общеизвестно, что стрессовые состояния на учебных занятиях по огневой подготовке проявляются на различных этапах образовательной деятельности. Необходимо наблюдать за мимикой обучающегося. При нервном состоянии брови нахмурены и сдвинуты. Глаза при стрессе раскрыты более широко, чем обычно, верхнее веко приподнято, нижнее находится в напряженном состоянии. Критерием интенсивности страха считается степень оттянутости назад уголков ротовой полости, натягивающих и выпрямляющих губы над зубами.

Кроме того, в качестве дополнительных признаков стрессовых состояний курсантов выступают их определённые действия, которые обусловлены той опасностью, которую психика обучаемых ассоциирует с огнестрельным оружием. К данным критериям целесообразно отнести: изменение характера передвижения в тире, а именно суетливые движения, дрожание голоса, тремор пальцев, повышенное потоотделение, затруднение в фокусировке.

На занятиях по огневой подготовке используются стрессовые ситуации, касающиеся максимального приближения и разработки сценариев приближенных к реальности ситуаций. В условиях стрессовой ситуации курсанту целесообразно обучиться чётко и точно стрелять с попаданием в указанную цель. Стрессовые ситуации, часто использующиеся на учебной дисциплине «огневая подготовка»:

— бег с препятствиями;

— стрельба по появляющимся мишеням;

— удлинение, либо же укорочение дистанции при стрельбе из огнестрельного оружия;

— выполнение стрельб при различных условиях погоды.

Перечисленные условия создают стрессовую ситуацию у курсанта и требуют от него дополнительной адаптации и напряжения всех психолого-физических сил организма. Через стрессовые ситуации на занятиях по огневой подготовке реализуются цели обучения владения боевым оружием, а именно:

  1. Формирование реальных условий владения и использования боевого оружия в реальности и само использование различного типа огнестрельного оружия всегда сопряжено со стрессом и возникает в условиях стрессовой ситуации.
  2. Обучение курсантов навыкам и умениям эффективно мыслить в и быстро принимать решения, а также развитие критического и логического мышления.
  3. Обучение и приобретение навыков выполнения быстрых и точных действий в условиях максимального стресса (террористический акт, захват заложников, массовые беспорядки, нападение правонарушителей).

Итак, качества человека зависят от свойств, присущих ему как индивиду. Это свойства, отражающие его биологические, наследственные и индивидуальные особенности, а также личностные качества, приобретенные в процессе своей жизнедеятельности. Так при условиях стресса человек соотносит свои индивидуальные качества с требованиями внешней среды, то есть происходит социальная адаптация и обучение владением оружием.

Таким образом, используя стрессовые ситуации в огневой подготовке, реализуется процесс достижения важной цели огневой подготовки — овладение боевым оружием и использование его в реальности с адекватным реагированием курсанта на стрессы и требования определенной сложившейся ситуации.

Литература:

  1. Огневая подготовка: учебно-методическое пособие для сотрудников УИС. —Рязань: Академия ФСИН России, 2018.134–145.
  2. Кондрух, А. И. Практическая стрельба: методическое пособие / А. И. Кондрух. — 2015.156–183.
  3. Потапов А. А. Тактическая стрельба / А. А. Потапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: «Издательство ФАИР», 2019. — 544 с.
  4. Чваливский Ю. И. Материальная часть автомата Калашникова. Методика обучения стрельб: учебное пособие / Ю. И. Чваливский, А. Г. Малышев. — Рязань: Академия ФСИН России, 2017.12–24.
Основные термины (генерируются автоматически): огневая подготовка, боевое оружие, огнестрельное оружие, стрессовая ситуация, ситуация, владение оружием, курсант, стресс.


Похожие статьи

Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке

В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...

Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»

В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...

Психологические аспекты преподавания огневой подготовки в системе профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной научной работе рассмотрены вопросы, касающиеся психологических аспектов преподавания огневой подготовки в системе профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), а также раскрыты главные трудности, котор...

Методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе

В работе представлена методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. Данная методика была рассмотрена с соответствующими ошибками, с которыми сотрудники могут столкнутся сотрудники правоохранительных...

Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке

В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.

Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке

В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.

Физическая подготовка курсантов ФСИН России в условиях ограниченного учебного занятия

В статье рассматривается понятие «физическая подготовка», а также раскрывается проблема физической подготовки курсантов в условиях ограниченного учебного занятия, рассматриваются пути ее преодоления.

К вопросу о боевых приемах борьбы (рукопашного боя) на занятиях по физической подготовке курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России

Данная статья рассматривает практическую значимость обучения умениям и навыкам применения боевых приемов борьбы в стрессовых ситуациях курсантами образовательных организаций ФСИН России, поскольку физическая подготовка является значимой составляющей ...

Факторы, влияющие на боевую готовность военнослужащего при выполнении служебных и боевых задач

В условиях современного общевойскового боя определяется значительная важность психологической подготовки и ее влияние на все стороны служебно-боевой деятельности военнослужащих. В статье рассмотрены задачи, решаемые военной психологией. Выделены усл...

Психологические барьеры обучаемых при изучении темы «Приемы оказания первой помощи» на курсах гражданской обороны»

В статье рассмотрены особенности проведения практического занятия по теме «Приемы оказания первой помощи» с учетом возрастных особенностей обучаемых на курсах гражданской обороны.

Похожие статьи

Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке

В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...

Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»

В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...

Психологические аспекты преподавания огневой подготовки в системе профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной научной работе рассмотрены вопросы, касающиеся психологических аспектов преподавания огневой подготовки в системе профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), а также раскрыты главные трудности, котор...

Методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе

В работе представлена методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. Данная методика была рассмотрена с соответствующими ошибками, с которыми сотрудники могут столкнутся сотрудники правоохранительных...

Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке

В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.

Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт проведения занятий по огневой подготовке

В научной статье рассматриваются вопросы влияния занятий по огневой подготовке на психологическую устойчивость курсантов как субъектов правоохранительных органов и выдвинуты предложения совершенствования подготовки с психологической точки зрения.

Физическая подготовка курсантов ФСИН России в условиях ограниченного учебного занятия

В статье рассматривается понятие «физическая подготовка», а также раскрывается проблема физической подготовки курсантов в условиях ограниченного учебного занятия, рассматриваются пути ее преодоления.

К вопросу о боевых приемах борьбы (рукопашного боя) на занятиях по физической подготовке курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России

Данная статья рассматривает практическую значимость обучения умениям и навыкам применения боевых приемов борьбы в стрессовых ситуациях курсантами образовательных организаций ФСИН России, поскольку физическая подготовка является значимой составляющей ...

Факторы, влияющие на боевую готовность военнослужащего при выполнении служебных и боевых задач

В условиях современного общевойскового боя определяется значительная важность психологической подготовки и ее влияние на все стороны служебно-боевой деятельности военнослужащих. В статье рассмотрены задачи, решаемые военной психологией. Выделены усл...

Психологические барьеры обучаемых при изучении темы «Приемы оказания первой помощи» на курсах гражданской обороны»

В статье рассмотрены особенности проведения практического занятия по теме «Приемы оказания первой помощи» с учетом возрастных особенностей обучаемых на курсах гражданской обороны.

Задать вопрос