Организация деятельности курсантов военных вузах по выполнению самостоятельной работы по иностранному языку
Автор: Бурлакова Ольга Павловна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.12.2017
Статья просмотрена: 571 раз
Библиографическое описание:
Бурлакова, О. П. Организация деятельности курсантов военных вузах по выполнению самостоятельной работы по иностранному языку / О. П. Бурлакова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 159-162. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13470/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с самостоятельной подготовкой курсантов военных вузов по иностранному языку и условиями ее управления, развитием навыков и умений у курсантов по выполнению самостоятельной работы, а также приемами и методами для эффективного выполнения домашнего задания курсантами военных вузов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, трудности, задания, выполнение, усвоение, контроль.
The article reveals actual issues relating to the cadets’ foreign language self-study at military universities and its control, effective development of the cadets’ self-study skills and techniques.
Keywords: homework, difficulties, tasks, performance, assimilation, control
Самостоятельная работа учащихся представляет индивидуальную или коллективную учебную деятельность, осуществляемую без непосредственного руководства преподавателя [1, c.253]. Самостоятельная работа по иностранному языку предполагает умение курсантов работать со словарем и учебным пособием, с газетной статьей, читать и понимать прочитанное, слушать и понимать иностранную речь, осуществлять навыки двустороннего перевода в рамках заданной программы, употребляя усвоенные грамматические конструкции. Невозможно овладеть всеми этими навыками сразу, поэтому задачей преподавателя является организация самостоятельной работы курсантов таким образом, чтобы они постепенно преодолевали появляющиеся трудности, проявляя упорство в выполнении заданий на самостоятельную работу.
В педагогической литературе самостоятельность обучающихся, как один из ведущих принципов обучения, рассматривается с конца XVIII века. Вопрос о развитии и самостоятельности и активности обучающихся является центральным в педагогической системе К. Д. Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы, учащихся на уроке с учетом возрастных периодов обучения.
На сегодняшний день роль самостоятельной подготовки курсантов возрастает в связи с изменением целей обучения, а также в связи с компьютеризацией обучения. В высших военных вузах на самоподготовку отводится до 70 % учебного времени.
Самостоятельную работу курсантов можно отнести к числу познавательных задач в коммуникативных целях. И. Я. Лернер определяет термин «познавательная задача» как задачу, содержащую проблему, «в основе которой лежит противоречие между известным и искомым». Отмечается, что познавательная задача непременно должна решаться самостоятельно, «учитель решает ее на одном материале, а они (курсанты в данном случае) на другом, применительно к новой ситуации» [2, c.42]. Учитывая языковой и речевой опыт, а также языковые возможности курсантов учебные задания можно классифицировать на познавательные задачи для осмысления значения языковых единиц, а также применение языковых знаний и навыков в речевых ситуациях.
Чтение и анализ газетных статей и текстов по тематике составляют большую часть самостоятельной работы курсантов. Данные задания можно отнести к коммуникативно-познавательным заданиям:
- Задания по извлечению информации. Они могут включать выявление смысловых вех читаемого, например, нахождение смысловых слов, словосочетаний; выделение основных и второстепенных фактов, установление их взаимосвязи. В этих заданиях «сливаются анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение его существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение» [3, c.93].
- Задания, направленные на смысловую переработку информации, например, составление краткого содержания текста или газетной статьи, так называемое саммари (от англ. summary-краткое изложение чего-либо объёмного) или реферирование. Выполнение такой работы требует выделение существенных фактов, поиска адекватных средств для наиболее сжатого и логичного изложения текста и представляет собой хороший способ обучения, который «вырабатывает активный поисковый характер восприятия речи, формирует установку на смысловой анализ содержания [4, c.40].
Активной мыслительной деятельности требуют задания, благодаря которым курсанты выражают свое отношение к прочитанному (эссе), высказывают мнения, привлекая данные из текста и знания, полученные в процессе овладения другими учебными дисциплинами. Например, прочтения текста «Four generations of warfare», курсантам предлагается обсудить следующий вопрос: Известно, что все три поколения войны приводили к военной культуре порядка, подчинения, централизованной и децентрализованной системе подчинения. К чему приведет 4 поколение войны, где война называется ассиметричной в силу совершения террористических актов боевиками и их неспособностью сделать прямой вызов регулярным войскам? Выражение мнения по поводу прочитанного может также мобилизовать мыслительную деятельность курсантов, исходя из знаний по другим предметам.
Другой вид заданий можно назвать познавательно-коммуникативным. К этой группе относятся задания на обобщение и систематизацию языковых явлений. Исследования показывают, что «ни практическое владение языком, ни тем более образовательный эффект не могут быть достигнуты вне овладения учащимися наряду с практическими теоретическими знаниями» [5,c. 96–97]. Следовательно, если теоретические знания составляют систему, подчеркивается, что путь к их формированию лежит через систематизацию изученного языкового материала [6, c.96–97].
В методической литературе подчеркивается целесообразность включения в учебно-познавательную деятельность обучаемых специальных «систематизирующих обобщений» [7, c.15]. Цель таких обобщений- «построение целого» из усвоенных первоначально в одном определенном значении языковых фактов. Систематизация мыслится на усвоение логических взаимосвязанных фактов языка, на осмысление грамматических явлений в рамках и применительно к коммуникативной задаче. Задания, направленные на систематизацию и обобщение изученных грамматических явлений, важны для развития практических навыков и умений. Это могут быть задания, направленные на обобщение многофункциональности неличных форм глагола; выявление особенностей временных форм в сравнении с русским языком. Например, в качестве задания на самоподготовку курсантам предлагается найти в тексте предложения с инфинитивом и определить его функцию в предложении. Затем курсанты составляют таблицу, на основе которой формулируют правило-обобщение. Другой вид задания может быть направлен на самостоятельное изучение грамматических конструкций. В продолжение задания можно привести пример по той же теме, связанной с инфинитивом. В задании курсанты должны увидеть грамматическое явление в незнакомом тексте в новой функции и новом значении. Например, на занятии курсантам встречается предложение с грамматической конструкцией: I want the cadet to answer the question, которое переводится придаточным предложением: Я хочу, чтобы курсант ответил на вопрос. Выполняя задание самостоятельно, курсанты должны найти предложения с новой конструкцией и указать глаголы, от которых она зависит. Можно предложить курсантам произвести группировку глаголов, после которых употребляется данная грамматическая конструкция, по общности их значения. Результаты проверяются в аудитории. Преподаватель подводит курсантов к осознанию обобщённого значения этих глаголов. Затем курсантам предлагается составить таблицу на данную конструкцию с инфинитивом, которая служит продолжением той общей таблицы функцией инфинитива. После составления таблицы курсанты поясняют какую разницу они усматривают между признаками инфинитива в составе сложного дополнения и признаками инфинитива, выступающего в других функциях. Курсанты отмечают, что инфинитив в составе сложного дополнения зависит от лексического состава предложения. Таким образом делается шаг к осознанию курсантами связи лексики и грамматики.
Выполняя задание, курсанты должны представлять его цель. Осознанная цель достигается человеком активнее, быстрее. Само целеполагание является важным принципом оптимизации учебной деятельности (Ю. К. Бабанский). Можно предположить, что структура учебного задания должна включать требование того, что необходимо сделать: информационный компонент (указание на объект действия); операционный компонент (указание на состав и последовательность действий); мотивационный компонент (например, указание на сферу и ситуацию применения). Что качается операционного компонента учебных заданий, то в обучении иностранному языку указание на состав и последовательность действий относится, на наш взгляд, к стереотипным заданиям, например, выбор слов для заполнения пропусков в предложении. Что качается мотивационного компонента заданий на самоподготовку, то его может составлять само задание и включение в ситуацию возможного применения, например: придумайте рассказ, используя данную группу слов. К нестабильным компонентам структуры учебного задания можно отнести также указание на подготовку «рабочих записей», например, «Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал основу содержания» [8, c. 46,51]. Поскольку всякая конкретизация задачи, ее сужение связаны с увеличением объёма мыслительной работы, т. е. с повышением умственной активности» [9, c. 46,51], инструкции заданий могут быть конкретизированы указанием серии коммуникативных задач: сообщить, обратить внимание, разъяснить, обосновать, убедить.
При систематической организации самостоятельной работы должен действовать принцип постепенного убывания опор, так чтобы курсанты могли проявлять большую степень самостоятельности. За основу можно взять систему программированных домашних заданий, предназначенных для развития устной монологической речи курсантов с опорой на текст. Изложение ведется на материале отрывка текста «Вооруженные силы США», одной из устных тем курсантов второго курса военных учебных заведений.
Курсантам предлагается прочитать текст и понять его содержание. Если в тексте имеются незнакомые слова, следует посмотреть их значение в словаре.
The US Armed Forces.
A civilian Secretary of Defense, who is appointed by the President of the United States, heads the Department of Defense. Under the Secretary of Defense, there are three military departments: The Department of the Army, the Department of the Air Force, and the Department of the Navy. Civilians also head each of these military departments up the Secretary of the Army, the Secretary of the Air Force, and the Secretary of the Navy. The President also appoints these “service secretaries”.
Курсантам предлагается закрыть отрывок текста листом бумаги и в следующем задании вместо знака + вставить подходящие по смыслу слова.
The Department of Defense is headed by +. He is appointed by +. Under +, there are three military departments: The Department of the Army, the Department of the Air Force, and the Department of the Navy. Each of these military departments is also headed up +: the Secretary of the Army, the Secretary of the Air Force, and the Secretary of the Navy. These + are also appointed by the President.
Постепенно знаков + становится все больше, что заставляет курсантов выполнять задание по памяти все меньше обращаясь к изначальному тексту.
The + is headed by +. He is appointed by +. Under +, there are three military departments: +, +, +. Each of these military departments is also headed up +: +, +, +. These + are also appointed by the President.
Следующее задание предусматривает составление предложений о Вооруженных силах США с помощью предложенных ключевых слов. Проработав весь текст таким образом, далее курсантам предлагается заполнить таблицу по содержанию всего текста.
ArmedService Вид вооруженных сил |
Is responsible for Ответствененза |
Is commanded by Возглавляется |
Missions Задачи |
Итоговым заданием возможно выполнение устного сообщения о вооруженных силах США, где таблица выступает в качестве плана, обращающего внимание на ключевые моменты текста.
Как видно из приведенного задания, повышение уровня самостоятельности, все меньшее использование внешних опор выполнения действий осуществляются параллельно с повышением творческого уровня их деятельности, все большего отхода от заданного образца.
Известно, что при организации самостоятельной работы курсантов, преподаватели встречают ряд объективных трудностей. Важнейшей из них оказывается проблема управления. Это связанно с тем, что большая часть упражнений не содержит в достаточной мере опор выполнения и ориентированы в основном не на само- и взаимоконтроль, а на внешний контроль со стороны преподавателя. Следующие примеры упражнений широко используются преподавателями иностранного языка: подражание образцу, тренировочные упражнения, нахождение русских и английских слов и словосочетаний, упорядоченное размещение вопросов по тексту согласно содержанию текста, составление вопросов по теме, выражение согласия или несогласия, проверка языковой догадки слов по словарю и. т.д.
Для того чтобы самостоятельная работа курсантов имела положительную динамику, необходим ряд условий для ее управления: чёткое понимание цели в работе. Для этого курсантам в начале каждого семестра сообщается объём знаний и материала, который им предстоит овладеть за семестр, год. Также актуальным является сообщение курсантам плана каждого занятия.
- Понимание и усвоение учебного материала, в частности грамматических конструкций. Механическое зазубривание не дает эффективного владения иностранным языком.
- Задания, заданные курсантам на самостоятельную подготовку должны быть посильными. Слишком трудные задания могут повлиять на мотивацию к изучению английского языка и препятствовать качественному выполнению заданий. В то же время слишком простые и легкие задания не потребуют от курсантов должного внимания и умственного напряжения.
- Последовательность действий в работе над учебным материалом. Преподаватель должен убедиться в усвоении предыдущего материала, начиная изучение новой темы.
- Эффективное использование методов и приемов для самостоятельной работы в подготовке курсантов к занятию по английскому языку.
Задание, заданное на самостоятельную подготовку не должно быть «случайным». Оно должно быть логическим продолжением работы в аудитории и должно быть направленно на полное закрепление и усвоение материала темы. Большой объём заданий на самостоятельную подготовку не предусматривает качественное их выполнение и зачастую приводит поверхностному усвоению знаний.
Как считает А. А. Миролюбов, эффективное выполнение самостоятельной работы во многом зависит от того, как преподаватель контролирует ее выполнение на следующем занятии. Индивидуальный или фронтальный опрос слов и выражений по теме дают возможность преподавателю выяснить насколько качественно курсанты выполнили домашнее задание или не выполнили его вообще. Отсутствие постоянного контроля снижает учебную дисциплину курсантов, дает им возможность уклонятся от постоянного выполнения самостоятельной работы и нередко приводит к разочарованию и чувству неудовлетворённости, что влечет за собой потерю мотивации к изучению иностранного языка.
В свою очередь, каждый курсант должен знать, что языку невозможно научить, ему можно лишь научиться. Педагог только открывает дверь, студент должен войти в нее сам (китайская поговорка). Выполнение следующих рекомендаций будут актуальны:
- Постоянное выполнение заданий, заданных на самостоятельную подготовку.
- Регулярное погружение в языковую среду (прослушивание песен на английском языке, просмотр фильмов, дополнительное чтение газетных статей с учетом их подборки по пройдённому материалу).
- Регулярное повторение пройденных грамматических конструкций, так как в изучении иностранного языка последующая тема плавно вытекает из предыдущей.
Таким образом, необходимо отметить, что при организации самостоятельной работы курсантов следует учитывать количество времени, отведенное им на самоподготовку (учитывая наличие нарядов, строевой подготовки) и определить количество времени, необходимое на качественное выполнение домашнего задания; определить посильность заданий для каждого курсанта, т. е. индивидуализировать их самостоятельную работу; убедиться в применении курсантами методов и приемов, необходимыми для выполнения домашних заданий.
Литература:
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь-М., 2002. -528c.
- Лернер И. Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным наукам//Народное образование. -1966.-№ 3.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.,1982.-235 c.
- Вайсбурд М. Л. Реферирование как форма работы над публицистическими и научно-популярными текстами// Иностр. языки в школе. -1975.-№ 5.
- Цетлин В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. -М.,1977.-243 c.
- Цетлин В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. -М.,1977.-243c.
- Костомаров В. Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. -М.,1976.-137 c.
- Лапидус Б. А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи. — М., 1970. -127 c. (Издательство: Высшая школа)
- Лапидус Б. А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи. — М., 1970. — 127с. (Издательство: Высшая школа)
Похожие статьи
Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик
В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...
Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке
В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...
Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»
В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...
Формирование системы методических навыков обучения на занятиях по физической подготовке у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России
Данная статья посвящена изучению и анализу базовых принципов и методов обучения и воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, на которых следует выстраивать план обучения по учебной дисциплине «Физическая подготовка».
Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)
В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...
Организация обучения приемам самостоятельной физической тренировки в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ)
В статье представлены исследования путей повышения методической подготовленности военнослужащих проходящих военную службу по контракту в ВС РФ в организации самостоятельной физической тренировки во внеслужебное время. Предлагается этапное формировани...
Особенности организации домашней учебной работы в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
В статье рассмотрены особенности организации и проведения домашней учебной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класса.
Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы
Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...
Особенности обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы
В работе представлены особенности, возникающие в процессе обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы. Данные особенности являются основополагающими элементами всего процесса обучения, учитывая которые можно достичь тех ре...
Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы
В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...
Похожие статьи
Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик
В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...
Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке
В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...
Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»
В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...
Формирование системы методических навыков обучения на занятиях по физической подготовке у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России
Данная статья посвящена изучению и анализу базовых принципов и методов обучения и воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, на которых следует выстраивать план обучения по учебной дисциплине «Физическая подготовка».
Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)
В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...
Организация обучения приемам самостоятельной физической тренировки в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ)
В статье представлены исследования путей повышения методической подготовленности военнослужащих проходящих военную службу по контракту в ВС РФ в организации самостоятельной физической тренировки во внеслужебное время. Предлагается этапное формировани...
Особенности организации домашней учебной работы в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
В статье рассмотрены особенности организации и проведения домашней учебной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класса.
Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы
Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...
Особенности обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы
В работе представлены особенности, возникающие в процессе обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы. Данные особенности являются основополагающими элементами всего процесса обучения, учитывая которые можно достичь тех ре...
Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы
В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...