Самостоятельная подготовка в военном вузе: актуальность и необходимость | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 19.04.2023

Статья просмотрена: 386 раз

Библиографическое описание:

Журавлева, Е. В. Самостоятельная подготовка в военном вузе: актуальность и необходимость / Е. В. Журавлева, Д. В. Бедлинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 312-313. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101756/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье рассматривается вопрос влияния самостоятельной подготовки обучающихся в военном вузе на успеваемость и уровень обученности. Указывается ряд особенностей при проведении самостоятельной подготовки.

Ключевые слова : самостоятельная подготовка, успеваемость.

Самостоятельная подготовка — очень важная часть процесса обучения, которая является связующим звеном занятия настоящего с прошедшим или будущим. Одним из основных условий успешного обучения является овладение навыками самостоятельной работы.

Основными целями самостоятельной подготовки является заинтересованность курсантов, их мобилизация сил, возможностей и способностей, формирование упорства в достижении цели.

Обязательным условием является правильная организация, четкие инструкции по выполнению поставленных целей. [1] В условиях обучения в военном вузе организация самостоятельной подготовки имеет ряд особенностей, что зачастую приводит к сложностям в выполнении домашнего задания по некоторым предметам. Но грамотно поставленная подготовка дает и положительные плоды. Многие курсанты становятся более дисциплинированы, начинают планировать свое время и активизируются в подготовке к занятиям.

Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. [2] Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени курсант является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность. Однако анализ практики обучения дает основание сделать вывод о том, что именно это обстоятельство все еще недостаточно учитывает функционирующая в настоящее время система подготовки, которая все еще опирается на репродуктивные формы и методы обучения.

Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности человека, а творческая деятельность — это активное взаимодействие человека с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение [3].

Каждый этап процесса формирования самостоятельности сопровождается реализацией адекватных учебных ситуаций, в качестве средств создания которых может выступать комплекс учебных заданий, задач, дидактических игр, проектов, дискуссий и пр. [4].

Самостоятельная подготовка курсантов военных вузов — наиболее важная часть учебно-воспитательного процесса, целью которой является закрепление и совершенствование полученных знаний во время учебных дисциплин. Кроме того, именно во время самостоятельной подготовки курсанты могут подготовиться к предстоящим экзаменам, зачетам, семинарам. Именно во время проведения самостоятельной подготовки существует реальная возможность каждого курсанта проявить свои творческие способности и правильно организовать себя и своих товарищей для полноценной и качественной работы.

Согласно общепринятым положениям проведения самостоятельной подготовки, она проводится непрерывно и систематически. Так как только систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Пропуски занятий или уклонение от занятий по самостоятельной подготовке курсантов без уважительной причины рассматриваются как грубое нарушение служебной дисциплины и влекут за собой меры дисциплинарного взыскания или общественного воздействия. Каждое такое нарушение рассматривается на заседаниях кафедры или на ее предметно-методических комиссиях. Исключением из этого правила является только отсутствие по причинам, указанным в рапортах или по состоянию здоровья.

За проведением самостоятельной подготовки следит курсовой офицер. По необходимости в первый час может прийти преподаватель любой дисциплины для разъяснения какой-либо темы, по которой у большинства курсантов появились вопросы.

Самостоятельность курсантов в процессе обучения должна быть внешне стимулирована. Задача и преподавателя, и офицера состоит в том, чтобы мотивировать на изучение темы. Один из путей — периодически рассказывать в конце каждого занятия о содержании того, что будет изучено на ближайшем занятии и спланировать вместе с курсантами их активность. Курсанты по окончании такого занятия должны точно знать (и зафиксировать), что и в каких формах они будут изучать, в какие сроки, по какому материалу и в каких формах отчитываться. Кроме того, организация ситуации самостоятельного выбора должна осуществляться везде, где это возможно (выбор формы и срока отчета, выполнения задания, вида и формы внеурочной работы по предмету).

Каждый раз, проводя самостоятельную подготовку, курсанты сталкиваются со сложностями, которые продиктованы ограниченным временем подготовки и особенностями военного обучения. Даже в таких условиях возможен индивидуальных подход к решению возникших сложностей. Организуя правильную подготовку, можно добиться высокого уровня обученности и показателей качества образования.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого офицера. Воспитывая активность и самостоятельность курсантов, выполняется одна из главных задач современного образования — формирование умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях; а также формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения.

При этом самостоятельная работа, реализуясь в качестве самостоятельной подготовки, является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как форму организации учебной деятельности, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя (курсового офицера), в ходе которой курсанты преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.

Самостоятельность в работе обучающегося является высшей формой его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждений и др.

Говоря о технологической стороне организации самостоятельной подготовки, можно выделить такие компоненты: целевой, содержательный и контрольно-корректировочный компоненты.

Учитывая особенности военного вуза, самостоятельная подготовка проходит наиболее успешно при работе в составе учебных отделений в учебных аудиториях под руководством курсового звена. Особенностями и сложностями проведения является тот факт, что на самостоятельную подготовку выделяется всего 3 часа в сутки. Именно этот факт является стимулирующим для быстрого и качественного закрепления материала и подготовки к занятиям. Самостоятельная подготовка перед экзаменами занимает все свободное от военных обязанностей время и позволяет подготовиться курсантам достаточно хорошо.

В заключении хотелось бы сказать о том, что качество образования в военном вузе напрямую зависит от качества подготовки к учебным занятиям, особенно на младших курсах во время изучения основных дисциплин, которые являются базовыми для специальных предметов на более старших курсах.

Литература:

  1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — Казань: Центр инновационных технологий, 2008.
  2. Асперова И. Б. Профессиональное воспитание в школе. — М.: Знание, 2007.
  3. Бабанский Ю. К. Педагогика. — М.: Просвещение, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная подготовка, военный вуз, курсант, самостоятельная работа, курсовой офицер, процесс обучения, ряд особенностей, самостоятельность курсантов, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения

В данной статье рассматривается значение физического воспитания для студентов заочной формы обучения и необходимость итогового тестирования, как средства формирования физкультурно-образовательной компетентности.

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Особенности учебной мотивация на начальном этапе обучения младших школьников

В данной статье рассматриваются особенности учебной мотивации учеников начальной школы.

Организация деятельности курсантов военных вузах по выполнению самостоятельной работы по иностранному языку

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с самостоятельной подготовкой курсантов военных вузов по иностранному языку и условиями ее управления, развитием навыков и умений у курсантов по выполнению самостоятельной работы, а также приемам...

Речевая культура студентов вузов физической культуры

В статье рассматриваются условия успешного формирования речевой культуры студентов вузов физической культуры; методы развития и формирования речевой культуры; влияние уровня речевой культуры на профессиональную успешность выпускника.

Особенности адаптации студентов в вузе

В статье представлена динамика социально-психологической адаптации студентов первого курса к вузу. Рассматриваются показатели адаптированности к учебной деятельности и группе студентов в начале первого семестра и в период первой зачётно-экзаменационн...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в области применения оружия

В статье рассматриваются проблемы формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных организаций системы МВД России в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка».

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Похожие статьи

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения

В данной статье рассматривается значение физического воспитания для студентов заочной формы обучения и необходимость итогового тестирования, как средства формирования физкультурно-образовательной компетентности.

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Особенности учебной мотивация на начальном этапе обучения младших школьников

В данной статье рассматриваются особенности учебной мотивации учеников начальной школы.

Организация деятельности курсантов военных вузах по выполнению самостоятельной работы по иностранному языку

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с самостоятельной подготовкой курсантов военных вузов по иностранному языку и условиями ее управления, развитием навыков и умений у курсантов по выполнению самостоятельной работы, а также приемам...

Речевая культура студентов вузов физической культуры

В статье рассматриваются условия успешного формирования речевой культуры студентов вузов физической культуры; методы развития и формирования речевой культуры; влияние уровня речевой культуры на профессиональную успешность выпускника.

Особенности адаптации студентов в вузе

В статье представлена динамика социально-психологической адаптации студентов первого курса к вузу. Рассматриваются показатели адаптированности к учебной деятельности и группе студентов в начале первого семестра и в период первой зачётно-экзаменационн...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в области применения оружия

В статье рассматриваются проблемы формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных организаций системы МВД России в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка».

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Задать вопрос