Методы организации самостоятельной работы в кадетских училищах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 04.03.2015

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Штефан, И. В. Методы организации самостоятельной работы в кадетских училищах / И. В. Штефан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 556-559. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15845/ (дата обращения: 17.12.2024).

Инновационные методы организации самостоятельной работы обучающихся на уроках и при самоподготовке – одно из основных заданий кадетских училищ. Подготовка кадет к жизни в современном обществе, воспитание мыслящего человека, который бы умел анализировать, сравнивать, ориентироваться в потоке информации, темпы поступления которой чрезвычайно растут, уметь использовать эту информацию на собственном опыте в конкретной ситуации и практически, а также каждому человеку, который хочет иметь работу и производительно работать, необходимо все время возобновлять свои знания, а то и переучиваться, а это возможно лишь при наличии сформированных умений и навыков самостоятельной работы. Для этого необходимо создать условия для выявления творческих сил кадета, формировать у обучающихся самостоятельное мышление, подталкивать их к самостоятельному творчеству, готовить к умению найти необходимую информации, обработать и использовать. Без использования инновационных подходов здесь не обойтись.

Именно методы интерактивного обучения максимально способствуют формированию полноценной личности, которая может реализовать себя в современном обществе.

Уроки, на которых обучающиеся добывают знания, используя разные формы интерактивного обучения и разные виды самостоятельной работы, эффективны потому, что кадеты слышат мнение своих товарищей и сами высказываются по вопросам, которые понимают, и пытаются найти ответы на проблемные вопросы. Как соединить разные формы и методы обучения (традиционные и новейшие) на современном уроке и получить нужный результат? Чему именно самостоятельной работе отводится ведущее место? Ответы на эти вопросы я мы попытаемся осветить в данном труде.

Роль самостоятельной работы в организации учебного процесса

Самостоятельная работа обучающихся является одним из главных средств систематического и быстрого усвоения материала. Обучающиеся, которые научились самостоятельно работать, приобретают навыки работы с книгой или другими источниками информации, получают большее удовольствие от своей работы, поскольку лично преодолевают препятствия, ищут лучшие способы быстрого выполнения работы, достигают результата без посторонней помощи.

Самостоятельная работа развивает у кадет:

а)     смекалку, инициативу, творчество, твердость воли, настойчивость и рвение в работе, дисциплинированность;

б)     способствует укреплению знаний и навыков, дает возможность углублять и расширять знание;

в)     активизирует преподавание, предоставляет возможность преподавателю изучить возможность каждого кадета в процессе его работы, наблюдать и отмечать его сильные и слабые стороны;

г)     облегчает проведение текущего учета работы.

Организация самостоятельной работы значительно стимулирует процесс обучения, способствует значительному улучшению качества подготовки обучающихся, органично связывает изучение теоретических вопросов с практической деятельностью. Контроль за выполнением самостоятельных работ помогает в организации тематического учета знаний, содействует развитию мышления кадет.

Требования к организации самостоятельной работы

1.              Самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся эффективна, если она:

-        помогает кадетам усваивать материал достаточно глубоко;

-        развивает их познавательные способности;

-        формирует умение самостоятельно расширять и углублять знания и применить их на практике;

-        отвечает основным принципам дидактики: доступности, систематичности, связи теории с практикой, сознанию, творческой активности, обучения на высоком уровне.

2.              Задания, которые входят в систему самостоятельной деятельности, должны быть разными по содержанию и относительно дидактической цели.

3.              Последовательность выполнения классных и самостоятельных работ должна быть такой, чтобы выполнение одних работ логично выплывало из предыдущих и готовило кадет к выполнению следующих.

4.              Самостоятельная работа должна носить целеустремленный характер, что достигается четким определением ее цели; недооценивание этого требования приводит к тому, что обучающиеся или неправильно выполняют задание, или требуют от преподавателя дополнительных объяснений, из-за чего происходит нерациональное использование времени.

5.              Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной, а ее содержание и объем — посильными для кадет на этом этапе.

6.              Сначала у обучающихся необходимо сформировать элементарные навыки самостоятельной деятельности как во время работы с учебником, так и во время выполнения практических заданий. Этому должна способствовать наглядная демонстрация преподавателем этих видов работы, которая сопровождается четкими пояснениями и записями на доске.

7.              Для самостоятельной работы кадетам необходимо предлагать задания, которые выполняются по готовым алгоритмам.

8.              Необходимо учитывать то, что разным кадетам нужно разное количество времени для усвоения одних и тех же знаний, умений и навыков.

9.              Задания должны быть интересными для обучающихся.

10.          Преподаватель определяет цель, содержание, объем, методы и виды самостоятельной работы.

Эффективность самостоятельной работы увеличивается, если она является одной из составляющих учебного процесса и проводится планомерно и систематически, если на каждом уроке для нее отводится определенное время. Только при таких условиях формируются стойкие умения и навыки кадет относительно выполнения разных видов самостоятельной работы.

Виды проведения самостоятельных работ

Цель учебных самостоятельных работ — процесс обучения, а не контроль. Среди заданий учебных самостоятельных работ можно выделить складывание определённых алгоритмов, соответствующих предмету.

К тренировочным принадлежат задания на распознавание разных объектов и их свойств. До выполнения тренировочных заданий необходимо применять правила, определения, свойства.

К самостоятельным работам на закрепление можно отнести такие, что развивают логическое мышление и потребность комбинированного применения разных правил. Они демонстрируют, насколько качественно усвоен учебный материал, а по результатам проверки заданий этого типа обнаруживается необходимость заниматься определенной темой.

К самостоятельным работам развивающего характера можно отнести задания на самоподготовку, что предусматривает составление письменных творческих работ, проектов, докладов на любую тему, подготовка к олимпиаде, проведение в училище «Предметной недели», составление игры, сказок. На уроках — это самостоятельные работы, которые нуждаются в решении исследовательских задач.

Большую заинтересованность вызывают у обучающихся творческие работы, которые требуют высокого уровня самостоятельности. Выполняя задание, кадеты открывают новое в теме, которую изучали на предыдущих уроках. Например, это задания, которые направленны на поиск других способов решения задач.

Функции организации самостоятельных видов работ на разных этапах обучения

Самостоятельная работа обучающихся является одной из известных в общих чертах форм обучения на уроках, которая на разных этапах имеет свои функции.

Рассмотрим применение некоторых видов самостоятельной работы на разных этапах урока.

Во время проверки задания на самоподготовку используются такие формы самостоятельной работы:

1)      самопроверка правильности выполнения задания с зачитыванием ответов одного из кадет;

2)      самопроверка или взаимопроверка задания с записью задания или его ответа на доске (преподавателем или одним из кадет);

3)      проверка задания (на перерыве) кадетами-консультантами (преподаватель проверяет задание 3–4 ученикам-консультантам, а они проверяют остальным) или преподавателем в присутствии обучающегося.

4)      письменная самостоятельная работа с заданиями, аналогическими, которые были заданы на самоподготовку;

5)      взаимопроверка усвоения теоретического материала.

Использование таких форм проверки домашнего задания дает возможность ученикам сразу выявить и осознать ошибки и недостатки в работе, которую выполняли.

Во время работы с учебником используются такие формы работы:

1)      прочитать и выделить главное;

2)      составить конспект по плану (в старших классах);

3)      дать ответ на вопросы, записанные на доске.

Кадеты прорабатывают небольшие абзацы и запоминают ответы на 2–3 пункта плана; ответив на них, работают дальше.

На этапе формирования умений и навыков самостоятельную работу можно разделить на виды:

-        работаю сам;

-        работа в парах;

-        работа в группах.

Самостоятельную работу " работаю сам " можно разделить таким образом:

1)      самостоятельная работа с использованием разных алгоритмов;

2)      самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой;

3)      самостоятельная работа с игровыми элементами;

4)      самостоятельная работа с ответом-кодом(ключом);

5)      словарные диктанты;

Самостоятельную работу в парах можно организовать более сильный и более слабый кадет (например, «преподаватель» и кадет), когда " преподаватель» помогает в решении задания он сам учится и закрепляет изученный материал. Самостоятельную работу в группах (разной «конструкции») с привлечением учеников-консультантов.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, работа, задание, кадет, обучающийся, преподаватель, Самостоятельная работа обучающихся, интерактивное обучение, самостоятельная деятельность, современное общество.


Задать вопрос