В большинстве европейских педагогических эпох, главным образом, когда речь шла о проведении в жизнь нового умонастроения и/или об эффективной «работе с общественностью» школы, вдохновенно применялась театральная игра, чтобы эффективнее достичь отдельных учебных целей. Как дидактический метод сценическое представление получило свое окончательное признание в школе и на учебных занятиях к началу 20 века, во время педагогической реформы (рабочий самодеятельный театр, драматическая художественная самодеятельность, педагогический театр Макаренко); оно возникло из вопроса, как можно в том числе и во время обучения контролировать переживания, представления и образцы поведения, которые оказывают влияние на учебный процесс. С начала 1970-х годов приобрела значение педагогика ролевых игр и понятие «сценическая игра» постепенно утвердилось и охватывает сегодня все игровые формы, в которых представляются в ситуациях/сценах реальные и вымышленные роли.
Преподаватели (редко профессионально этому обученные) опять играют вместе со своими учащимися, потому что применение сценического представления, в первую очередь ролевой игры, кажется целесообразным, а также связано с большими ожиданиями — однако, спорадическое и исключительно методическое применение показало себя как мало полезное. Важно понять сценическое представление как учебный/обучающий метод и как предмет усвоения/предмет изучения. Сценические представления применяются в школах (в школах всех форм, прежде всего в начальной школе) и в высших школах, при повышении квалификации, в социальной работе и при наблюдении или контроле за работой. Во многих федеральных землях учащиеся различных типов школ могут выбрать учебный предмет «актерское мастерство» (наряду с эстетическим воспитанием и музыкой), в некоторых университетах имеется дополнительный учебный предмет «актерское мастерство» для обучения преподавателей. В школе можно сценически представить различные темы и учебные ситуации, прежде всего по гуманитарным учебным предметам. Но и на предметах естественнонаучного цикла они также могут применяться, например, для наглядного представления абстрактного содержания. Применение этого метода особенно подходит для преподавания языков (как модель взаимодействия и коммуникационная модель), в сфере социализации (как модель действия), на занятиях литературой, в дидактике использования фильмов и телевизионных передач (анализ фильмов и телепередач) и в терапевтической области (терапевтическая ролевая игра).
Сценическое представление охватывает все изобразительные игровые формы (от простых до комплексных, от коротких до длинных), в которых сценически представляются реальные и вымышленные взаимодействия и взаимоотношения или роли в воображаемой ситуации (зрители нужны не обязательно). Некоторые авторы употребляют понятие «сценическое представление» как синоним ролевой игры (в широком смысле); мы подводим ролевую игру под сценическое представление, так как мы рассматриваем ролевую игру как представление (воображаемых) реальных взаимодействий и взаимоотношений или ролей (это значит, что игра вымышленных ролей — сказочных героев, комических персонажей, героев фильмов, как мы это понимаем, не проводится).
Характерным для сценического представления является совместное действие (групповая и партнерская работа). Это значит, что каждый вступает с каждым во взаимодействие, а также по окончании проводится анализ представления. Обсуждаться могут собственные представления, опыт, переживания, собственное поведение, а также ролевое поведение. При этом, не читая никаких моралей и нравоучений, в центре внимания находятся чаще всего актуальные социальные ситуации или общие комплексы тем, такие как «молодежь» и т. д. Но и художественные представления с вымышленными ролями (фильмы, тексты, картины) могут стать предметом так же как и специальное научное содержание, которое может быть связано с социальной ситуацией (прежде всего на уроках музыки, искусства, истории, политики, географии). Очевидно близкое родство с ролевыми играми, для многих авторов ролевая игра является возможностью сценического представления.
В числе прочего, на учебных занятиях можно интегрировать следующие формы сценического представления, причем возможны плавные переходы и комбинации (отчасти неоднозначная терминология):
ролевая игра;
танец;
импровизационная игра (без основного текста и без определенной последовательности, краткое время на подготовку);
пантомима;
театр фигур/поз, неподвижное изображение, театр теней,
волшебство/фокус, жонглерство/показывание фокусов, клоунада.
В ролевой игре (в узком значении) исполняются исключительно реальные роли (поведение в социальных конфликтных ситуациях), в сценическом представлении наряду с ними исполняются также и вымышленные роли. Таким образом, ролевая игра может быть подведена под категорию «сценическое представление»
Чаще всего, сценическое представление представляет межпредметный проект, в котором находят применение различные формы работы (читать, составлять тексты, работать, мастерить, рисовать, шить, сочинять...).
Учебными целями сценического представления, если оно понимается как учебный метод и предмет усвоения, являются:
представление и анализ социальных (конфликтных) ситуаций или наглядное изображение (специального) научного содержания/(по)знания;
содействие общей способности к действию (связь с действием, самосознание);
анализ поведения и при необходимости изменение поведения в действительности;
дальнейшее развитие поведения во взаимоотношениях и поведения в общении, содействие коммуникационной компетенции;
содействие способности к сотрудничеству и к работе в команде, а также к сопереживанию;
комплексное обучение во всех смыслах;
развитие спонтанности, телесности и языка (мимики, жестикуляции, языка);
дальнейшее развитие методической компетенции;
содействие восприятию самого себя и восприятию других представителей социального окружения.
Целью обучения является также и само сценическое представление (ключевое слово: эстетическое воспитание). Учащиеся узнают, что исполнению роли в сценическом представлении также нужно учиться, что необходимо целенаправленно отрабатывать определенные навыки, например, технику говорения, технику дыхания и что, следовательно, театральная игра также имеет дело с усилиями и подготовкой.
Для ознакомления рекомендуются невербальные игры (например, пантомимы). Позже Вы можете включать короткие заданные заранее тексты и постепенно переходить к импровизациям. Путь должен вести от простых форм игры к сложным/комплексным формам игры (игровые формы могут быть тоже классифицированы, например, в зависимости от степени управления руководителем игры: от ограниченной постановки задания до открытой постановки задания). Подбор партнеров и групп Вы, как руководитель игры, можете предоставить случаю (методом жеребьевки) или провести самостоятельно.
Отсюда можно указать важные преимущества применения данного метода:
сильная мотивация благодаря ориентированию на учащихся;
включение в учебные будни;
целостное обучение (обучение с задействованием всех чувств);
ориентирование на процесс и на продукт;
интерактивная работа (речь, движение, музыка, ритмика);
учебные занятия, проводимые несколькими преподавателями (преподавателем эстетического воспитания, музыки, иностранного языка);
сотрудничество с родителями;
связь между практикой (конкретный опыт) и теорией (абстрактное учебное содержание);
сотрудничество, работа в группе.
Литература:
- Петерсен, Вильгельм Х.: Малый методический лексикон, 2001 (стр. 58–60).
- Stankewitz, Winfried: SzenischesSpielalsLernsituation, 1977/ Станкевитц, Винфрид: Сценическая игра как учебная ситуация, 1977.
- Thurn, Bernhard: MitKindernszenischspielen, 1992/ Турн, Бернхард: Сценически играть с детьми 1992.
- Reich, K. (Hg): Methodenpool. In: URL: http://methodenpool.uni-koeln.de 2003 ff.
- http://www.jugendserver.de/wai1/showcontent.asp?ThemaID=4974 (по состоянию на: 07.01.2005)
- http://www.but.bkj.de/ (по состоянию на: 07.01.2005)
- http://www.schultheater-studio.de (по состоянию на: 07.01.2005)