В современном мире перехода от индустриальной цивилизации к информационной. Системообразующим фактором развития общества является информационно-коммуникационная сфера, которая активно влияет на политическую, экономическую, социальную составляющие деятельности государств, определяет процессы глобализации экономики и общественных отношений.
Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. От информационно — технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, уровень жизни людей, национальная безопасность, роль государства в мировом сообществе. Образование же представляет собой решающий фактор претворения возможностей информационно -теле коммуникационных технологий в жизнь.
Развитие современных технологий зависит от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня развития образования в стране. Вопросы качества и содержания образования всегда имели в обществе приоритетное значение. Во всех развитых и многих развивающихся странах наблюдаются активные процессы информатизации образования. Вместе с тем, интенсивно разрабатываются пути повышения качества общего образования, вкладываются большие средства для поиска новых информационных технологий.
В мировой практике имеется много примеров успешного использования информационно-телекоммуникацонных технологий в образовании, а также действующих программ и проектов, дающих положительные результаты в обучении.
Использование современных информационных технологий может дать новый импульс в изучении естественнонаучных дисциплин. Применение современных информационных технологий в учебном процессе вузов для решения конкретных практических вопросов позволит закрепить необходимые знания и навыки их использования.
Очевидно, что использование в учебном процессе ЭВМ не только способствует развитию самостоятельности и творческих способностей у студентов, но и в значительной степени изменяет саму технологию обучения. Компьютер трансформирует отношение студентов к учебе, усиливает ее личностную направленность, способствует ориентации студентов на профессиональную деятельность.
Информационные технологии обеспечивают современную привлекательную форму подачи учебного материала, обладают высокой информационной насыщенностью, позволяют избежать экономических затрат на тирожирование учебной информации, позволяют осуществлять оперативный обмен учебной информацией, оказывать консультационную помощь и дистанционное обучение студентов.
Как замечает В. В. Вержбицкий, “...основная область применения ЭВМ в преподавании общественных наук — это самостоятельная работа студентов, в ходе которой компьютер играет роль репетитора. Главными целями являются: повышение качества самоподготовки, перенос части учебного материала с лекцией на самостоятельную проработку, повышение надежности текущего контроля успеваемости, индувилизация обучения.”
Применение педагогических программных средств вычислительной техники повышает интерес к обучению, увеличивает мотивацию за счет новизны и сочетания более разнообразных и наглядных методов обучения в совокупности с традиционными.
Педагогические программные средства вычислительной техники в целом ряде случаев позволяют обучающемуся работать в индивидуальном темпе, снимая при этом психологические барьеры общения. При этом учитывается начальный уровень подготовки, склад ума обучаемого, стиль мышления, особенности воспитания, памяти, внимания, темперамент, свойства нервной системы и т. д. Обучающийся имеет возможность во время обучения обратиться за справкой, помощью или разъяснением. Учащийся получает возможность прервать обучение и возобновить его с места прерывания с сохранением предыстории обучения. Это позволяет более эффективно испольхзовать время обучающегося, организовать дополнительные занятия с отстающими и получить больший объем зананий успевающими.
Однако, как показывает практика, компьютер пока не стал полноценным средством обучения. В частности, для достижения положительного эффекта от применения информационных технологий необходимо соблюдение определенных условий:
‒ временное. Каждый предмет образовательной программы имеет свои организационно-методические и содержательные особенности, в соответствии с которыми должен быть выбран момент “включения” в него информационных технологий;
‒ техническое. Технические характеристики персональных компьютеров различны. В зависимости от круга задач, которые предпологается решать, необходимо подобрать компьютер и дополнительные устройства (такие как сканер, принтер, модем, наушники, микрофон и т. п.). круг задач определяет предмет, в изучении которого применяется компьютер;
‒ организационное. При включении информационных технологий в процесс изучения предмета встает вопрос настройки программного обеспечения и наладки оборудования. Далеко не каждый преподаватель владеет навыками необходимыми для комплексного обслуживания компьютерного оборудования или для самостоятельной разработки образовательных средств. Поэтому очевидна потребность преподавателя в квалифицированном помощнике.
Таким образом, важнейшей проблемой является методическое обеспечение информатизации образования. Формирование банка педогагических программных средств по дисциплинам, формирование баз данных и разработка качественных учебно — методических пособий с использованием информационных технологий внесет свой вклад в совершенствование системы образования.
Литература:
- Мультимедиа в образовании // Информатика и образование. — 1994. — № 4. — С. 89‑96.
- Сергеев Т. Новые информационные технологии и содержание образования// Информатика и образование. — 1991. — № 1. — С. 21‑24.
- Удалов С. Р., Воронина О. В. Информационные технологии обучения: Учебное пособие. — Омск: ОмГПУ. — 2004. — 67 с.
- Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича. —СПб.: Питер, 2005. — 640 с.