Теоретические предпосылки реализации проблемного обучения информатике в школе
Автор: Прусакова Ольга Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 1854 раза
Библиографическое описание:
Прусакова, О. А. Теоретические предпосылки реализации проблемного обучения информатике в школе / О. А. Прусакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/779/ (дата обращения: 17.12.2024).
- Проблемное обучение как метод творческого, продуктивного
усвоения знаний используется в мировой педагогике с давних времён.
Большой вклад в развитие принципов проблемного обучения внесли
отечественные педагоги и психологи Матюшкин А.М., Рубинштейн С.Л.,
Махмутов М.И., Кудрявцев Т.В., Лернер И.Я. и другие. Исследование
теоретических предпосылок реализации проблемного обучения
информатике предполагает выделение дидактических принципов
проблемного обучения, механизмов возникновения проблемных ситуаций,
основных характеристик проблемных ситуаций.
- Под проблемным обучением будем понимать дидактические принципы, механизмы, характеристики, позволяющие реализовать проблемное обучение, педагогические цели проблемного обучения, что позволит учителю спланировать учебную проблему, разработать методику, реализовать её на уроках, оказать ученикам необходимую помощь в решении проблем, проверить правильность решений [1].
- Анализ научных работ по теории и практике реализации проблемного обучения позволяет выделить педагогическую цель реализации проблемного обучения: организация под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно-значимые качества [2].
- Анализ работ ряда авторов позволил выделить следующие основные принципы проблемного обучения:
- Под проблемным обучением будем понимать дидактические принципы, механизмы, характеристики, позволяющие реализовать проблемное обучение, педагогические цели проблемного обучения, что позволит учителю спланировать учебную проблему, разработать методику, реализовать её на уроках, оказать ученикам необходимую помощь в решении проблем, проверить правильность решений [1].
- принцип соответствия дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения;
- принцип научности обучения;
- принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
- принцип сознательности;
- принцип прочности запоминания;
- принцип доступности и посильности;
- принцип активности.
- Кроме того, анализ теории и практики реализации проблемного обучения, проведённый с учётом современного этапа информатизации образования, характеризующегося в первую очередь повсеместным внедрением средств ИКТ в различные сферы жизни и деятельности человека, в том числе и в систему образования, позволяет выделить следующие преимущества реализации проблемного обучения информатике:
- Достижение высокого уровня умственного развития учащихся, а не только приобретение учащимися суммы знаний, практических умений и навыков в области информационных технологий;
- Формирование у учащихся способности к самостоятельному добыванию знаний путём собственной учебно-информационной и творческой деятельности;
- Формирование умения применения учащимися практических знаний, умений и навыков при изучении других предметов и в повседневной жизни;
- Развитие интереса к учебной, информационной и учебно-информационной деятельности;
- Обеспечение прочных результатов обучения.
- Как отмечают ряд исследователей, ключевым понятием проблемного
обучения является проблемная ситуация [2].
- Как показано в работах Крившенко Л.П., возникновению проблемной ситуации способствуют следующие противоречия:
- Противоречие между знанием и незнанием. Возникает за счёт того, что человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действий для осмысления чего-либо или совершения необходимых действий;
- Противоречие между имеющимися у человека знаниями и новыми требованиями. Возникает, когда человек не может объяснить новые факты, научные знания, знания более высокого уровня при помощи имеющиеся у него старых, бытовых знаний, знаний более низкого уровня;
- Противоречие между теоретически возможным путём решения и практической неосуществимостью выбранного способа решения;
- Противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
- Автор так же подчёркивает, что обучающей ценностью проблемная
ситуация будет обладать только в том случае, если предлагаемое
ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным
возможностям, способствует возникновению у учащихся желания выйти из
этой ситуации, разрешить возникшее противоречие [2].
- Реализация проблемного обучения за счёт разрешения выделенных выше противоречий, создания проблемных ситуаций на уроках информатики, предполагает обобщение основных черт этих ситуаций. На основе анализа и обобщения ряда работ по теории проблемного обучения выделим следующие основные характеристики проблемных ситуаций:
- Жизненность. Все предлагаемые проблемные ситуации должны быть заимствованы из жизни или максимально к ней приближены (примеры из повседневной или профессиональной деятельности человека). Чем более естественную форму принимает ситуация, тем больше возможностей активизировать учащихся к участию в её решении.
- Трудность. Проблемная ситуация не должна быть слишком легко решаемой, а достаточно трудной. Для решения проблемы учащиеся должны использовать уже имеющейся у них опыт.
- Неопределённость. Ощущение неопределённости является основанием для формулирования гипотез, предварительного продумывания, обсуждения, выбора путей решения проблемы. Новые мысли при этом являются результатом практического действия или абстрактного мышления учащихся.
- Результативность. Результат разрешения проблемной ситуации или задачи должен иметь законченный вид. Например, результат может быть представлен в виде программы, текста, презентации, электронного письма.
- Динамичность. Заключается в естественном переходе от одной ситуации к другой, в вызывании посредством данной ситуации новых ситуаций, позволяющих всесторонне осветить изучаемый вопрос.
- Разрешение проблемных ситуаций непосредственно связано с
мышлением человека. Отметим, что мышление как психический аппарат
приспособления вступает в действие тогда, когда в процессе
приспособления возникает блокада привычного приспособительного
действия. Процесс преодоления препятствия в этом случае в самой
общей форме будет иметь несколько этапов: замешательство, обращение
к образам памяти и понятиям, манипуляция образами и понятиями,
преодоление препятствия.
- Для того чтобы мышление «заработало», необходимо появление проблемной ситуации. Однако этого недостаточно для возникновения мышления, поскольку некоторые проблемные ситуации могут быть разрешены и без его привлечения, методом проб и ошибок. Как показано в ряде работ, специфическим для мышления объектом является не сама по себе проблемная ситуация, а задача, которая формулируются на ее основе.
- Задача является специфическим объектом мышления безотносительно к областям человеческого знания – это может быть физический мир, общественная жизнь, межличностные отношения, сам человек, в том числе и его процесс мышления. Задача может формулироваться самим человеком в ходе его практической деятельности, а может быть дана ему в готовом виде другими людьми.
- Все задачи имеют одну общую объективную структуру и характеристики. Общая структура задачи включает в себя условия и требование. Под условиями понимаются все факторы, имеющие отношение к разрешению проблемной ситуации. Одной из важных характеристик задачи является ее сложность.
- Поскольку в повседневной жизни в процессе приспособления к физическому миру и социальной среде человек сталкивается с препятствиями на каждом шагу, эффективность их преодоления зависит от того, в какой мере он при этом пользуется усвоенными навыками или ищет новые пути решения. Мышление при этом пронизывает все формы деятельности человека.
- Вышеизложенные теоретические предпосылки позволили выделить психолого-педагогические условия реализации проблемного обучения информатике.
- Во-первых, направленность обучения на повышение у учащихся познавательного интереса к предмету, к открытию новых, незнакомых аспектов в области теории и практики изучаемого предмета, а не стремлением к получению оценок. Постановка проблемной ситуации при изучении учебного материала и последующее её разрешение, вместо традиционного изложения учителем известных фактов позволит повысить интерес учащихся к изучаемому предмету.
- Во-вторых, при проблемном обучении учитель не сообщает знания в готовом виде. Постановка перед учеником проблемы предполагает создание такой ситуации, которая заинтересует его, побудит у него желание найти нетрадиционный, индивидуальный способ решения. Таким образом, происходит смещение акцентов с мотивации достижения (получения учениками «пятёрок» и «четвёрок») на познавательную мотивацию. Познавательная активность способствует развитию мышления за счёт нестандартных, оригинальных, самостоятельно выбранных путей решения заданий. [2].
- В-третьих, обеспечиваются условия для использования имеющегося теоретического багажа знаний при решении практических задач. У человека возникает необходимость применения имеющихся знаний в новых практических ситуациях. Таким образом изучение информатики, а именно содержательной линии «Информационные технологии» должно иметь ярко выраженный межпредметный характер в том числе и в постановке проблемного задания.
- Литература:
- Для того чтобы мышление «заработало», необходимо появление проблемной ситуации. Однако этого недостаточно для возникновения мышления, поскольку некоторые проблемные ситуации могут быть разрешены и без его привлечения, методом проб и ошибок. Как показано в ряде работ, специфическим для мышления объектом является не сама по себе проблемная ситуация, а задача, которая формулируются на ее основе.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М., «Просвещение», 1968, 208 с.
- Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 432 с.