В статье исследуются различные научные подходы, уровни измерения и интерпретации самостоятельности учащихся в образовательном процессе. Через различные индикаторы и критерии обосновываются факторы, которые могут оказывать влияние на развитие самостоятельности воспитанников Уссурийского суворовского училища как ключевой компетенции в их образовательной деятельности.
Современная Россия нуждается в молодых профессионалах как самостоятельных, активных, инициативных личностях. В психологической литературе самостоятельность определяется как волевое качество личности, которое выражается в умении по собственной инициативе ставить перед собою цель, находить пути ее достижения и не практике выполнять принятые решения.
Формирование самостоятельности воспитанников Уссурийского суворовского училища как ключевой компетенции в их образовательной деятельности неразрывно связано с творчеством самих обучающихся. Жизнь молодых людей во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, поэтому от юношей в их профессиональном самоопределении требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению различных по сложности задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Поэтому основой формирования активной жизненной позиции воспитанников Суворовского училища является именно формирование у них самостоятельности, позволяющей каждому юноше целенаправленно включаться в общественную жизнь училища. Да и качество самого образовательного процесса во многом зависит от активности и познавательной самостоятельности воспитанников в процессе обучения, что особенно важно в системе среднего профессионального образования, фундамента подготовки современных военных специалистов. Поэтому накопленные в училище социально-педагогические возможности формирования самостоятельности обучающихся могут быть направлены на развитие продуктивной, созидательной деятельности инновативной личности. Однако это требует целенаправленного использования в процессе обучения результатов многочисленных научно-практических исследований в области теории и методики обучения и воспитания, которые достаточно редко включаются в целостную систему педагогического образования суворовцев.
Проблемазаключается еще и в том, что сегодня в училище недостаточно уделяется внимания изучению творческих потенций воспитанников.
Современная образовательная парадигма в кадетском образовании направлена на формирование общей грамотности и отличной физической подготовки. Но основой современного дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей. Модернизация российской системы образования ориентирует образование не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, обладающей познавательными и созидательными способностями.
Профессиональное образование на базе Суворовского училища должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, что нашло свое отражение в новых государственных образовательных стандартах. Самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто суворовец «знающий», а суворовец «умеющий работать самостоятельно», что и призван обеспечить, так называемый, компетентностный подход.
В переводе с латинского соmpetentia означает круг вопросов, в которых человек обладает познаниями и опытом, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно в ней действовать.
А. В. Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:
«1. Ценностно-смысловая компетенция.
Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения воспитанника училища в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория кадета и программа его жизнедеятельности.
2. Общекультурная компетенция.
Освоение учащимся научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Самостоятельность как учебно-познавательная компетенция.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Суворовец овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
4. Информационная компетенция.
При помощи реальных объектов (телефон, телевизор, компьютер, принтер) и информационных технологий (СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Практика показывает, что информационные компьютерные технологии способствуют индивидуализации обучения и интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению познавательной активности и мотивации.
5. Коммуникативная компетенция.
Включает знание русского языка, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Суворовец должен уметь представить себя, написать анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
6. Социально-трудовая компетенция.
Обучающийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования.
Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данной компетенции относятся правила личной гиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности» [3, с. 43].
Грамотно организованная учебная деятельность способна наполнить смыслом жизнь и деятельность воспитанников училища в ходе обучения. Не менее важно, что именно в самостоятельной деятельности формируется личностный опыт суворовцев — опыт осмысленного обучения и поведения. Внутренним результатом самостоятельной деятельности для воспитанников училища является накопление смыслов, оценок, ценностей, человеческих отношений, важных поведенческих навыков.
В педагогической системе К. Д. Ушинского вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся был центральным. Признанный классик в педагогике писал, что дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» [4, с. 67]. Именно К. Д. Ушинским были обоснованы формы и методы организации самостоятельной работы учащихся с учётом разновозрастных периодов обучения.
По мнению современных дидактов, самостоятельная работа — это самоуправляемая учебная деятельность. Сама же самостоятельность, как одно из ведущих качеств личности, выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения своими собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение суворовца к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, которые могут требовать принятие нестандартных решений.
Потребность установить уровни самостоятельности обучаемых появилась у педагогов и психологов давно. Однако, существуют и трудности такой диагностики. Не случайно основным показателем самостоятельности большинство склонны считать учебные достижения ученика (умения).
От того, как обучающийся пользуется полученными знаниями, выделяют три уровня самостоятельности: копирующий, воспроизводящий и творческий. Но, М. Н. Скаткин считает, что, если ориентироваться на более отдаленные результаты обучения и развивать самостоятельность как качество деятельности и личности, то «критериями выделения уровней могут быть:
1) степень сформированности знаний и умений (их глубина, комплексность, гибкость, взаимосвязь в процессе осуществления деятельности, перенос);
2) содержание и устойчивость мотивации (проявление ситуативных или устойчивых мотивов, комплекс мотивов, их общественная направленность, связь с жизненными планами учащихся);
3) отношение воспитанников суворовского училища к учебной деятельности, ее нравственные основы (проявление интеллектуальной и практической инициативы, активности, ответственности, самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества)» [3, с. 81].
Развивать самостоятельность как качество личности — педагогическая сложная задача, поскольку нужно смоделировать такие педагогические и психологические условия в училище, при которых у воспитанников появится желание творить и созидать и уверенность в том, что им удастся достигнуть поставленной цели. Задача же психологического сопровождения педагогического процесса помочь преподавательскому составу училища учитывать тот факт, что юноши сильно различаются по своим интересам и активности.
Образовательные программы в Суворовском училище открывают различные возможности для развития самостоятельности суворовцев благодаря тому, что наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль в образовательном процессе отводится самостоятельной деятельности обучающихся, например, через проектную деятельность; во-вторых, содержание учебных предметов позволяет осуществлять связь урочной и внеурочной работы в процессе обучения воспитанников.
Для формирования мотивации на проявление самостоятельности в процессе обучения необходимо создание в училище специальной развивающей среды. В работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. было показано, что именно социальная среда способна создать такие условия для социально значимой деятельности личности, в которых наиболее бы полно проявились ее задатки и способности [1, с. 115].
Педагогические условия развития самостоятельности суворовцев в процессе обучения, на наш взгляд, должны включать:
— наличие информационно обогащенной, разнообразной познавательной среды с демократическими отношениями для поддержания интереса; творческой атмосферы, обеспечение оптимальных условий для реализации возможностей каждого воспитанника училища;
— раскрытие возрастных и индивидуально-личностных особенностей каждого кадета и их максимальный учет в учебно-воспитательном процессе через дифференциацию обучения;
— мотивационное управление со стороны преподавательского состава;
— гибкую диагностическую систему взаимосвязи «преподаватель-обучающийся» (разные методы этой системы) для оперативного получения информации об уровне усвоения учебного материала, овладения учебными навыками и умениями;
— высокую организацию и взаимообусловленность всех звеньев учебно-воспитательного процесса, его непрерывность, направленность на развитие личности воспитанников военного училища.
Отсюда организация в учебной деятельности самостоятельной работы воспитанников училища требует соответствующих условий: дидактических материалов (рабочие тетради, справочники, словари, энциклопедии), специально оборудованных помещений (для работы малых групп или индивидуальной работы). Еще, важнейшим фактором, влияющим на развитие воспитанников училища, является творческий подход к своей профессиональной деятельности самого преподавателя, в том числе и в процессе общения с воспитанниками.
Только так возможно создать образовательную систему, обеспечивающую раскрытие возрастных и индивидуально-личностных особенностей суворовцев и их максимальный учет в учебно-воспитательном процессе Суворовского училища через дифференциацию обучения на основе личностно-деятельностного подхода к своим воспитанникам и формирование у них мотивации на развитие самостоятельности путем накопления опыта творческой деятельности в самом процессе обучения в училище.
Литература:
- Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 2009. 619 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Дрофа, 2008. 256 с.
- Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей / М. Н. Скаткин. М.: Учитель, 2009. 144 с.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения в 6 т., т. 6. М.: Педагогика, 1990. 775 с.
- Хуторской А. В. Педагогическая инноватика — рычаг образования [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru/journal/2005/0910–19.htm