В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследователей о самостоятельной работе в военных вузах выявлены факторы повышения уровня методического обеспечения данного вида познавательной деятельности обучающихся в контексте инновационного подхода к системе обучения в высшей военной школе.
Ключевые слова: самостоятельная работа, методика, компетентностный подход, педагогическое руководство.
The article deals with special aspects of cadets' self-study activivity in military schools and specific requirements to its methods in the context of implementation of competency-based approach. Analyzing theory and outcomes of modern scientists in the context of innovative development of the military education system such factors as the growth of methodology of this cognitive activity of cadets were found out.
Key words: self-study activity, methodology, competency-based approach, tutoring.
Введение федеральных государственных стандартов нового поколения утвердило компетентностный подход в военном профессиональном образовании. В результате, доля количества часов самостоятельной работы в общем объеме аудиторного времени значительно возросла (до 30–50 %). С одной стороны, этот фактор создает благоприятные условия для саморазвития курсантов, с другой — предъявляет требование к преподавателю внимательно и научно обоснованно подойти к вопросам планирования, организации и методического обеспечения данного вида познавательной деятельности обучающихся. Основная цель самостоятельной работы в этих условиях — не просто получение реальных теоретических знаний, но и навыков их практической реализации на основе собственного алгоритма решения стандартных (а чаще — нестандартных) ситуаций в конкретной профессиональной области.
Самостоятельную работу обучающихся в военных вузах рассматривают в научной литературе как один из наиболее эффективных в усвоении и переработке учебной информации, формировании умений и навыков, развитии важных профессиональных качеств. Научное обоснование проблем самостоятельной работы курсантов и слушателей военных вузов разработаны в трудах А. В. Барабанщикова. Ученый считал самостоятельную работу основным видом деятельности, отмечая, что в ходе выполнения самостоятельных заданий курсанты (слушатели) не только углубляют свои знания и совершенствуют практические действия, но и оттачивают их, делая устойчивыми, прочными, универсальными. Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию таких качеств, как внимание, память, самостоятельность и целостность мышления, организованность и слаженность действий, настойчивость и целеустремленность в преодолении различных затруднений, способность к самоорганизации и самоконтролю. В научных работах А. В. Барабанщикова подчеркивается важная роль самостоятельной работы в реализации воспитывающей и развивающей функций. [4, с. 233–241]
Специфика самостоятельной работы обучающихся в военных вузах определяется уровнем сложности задач, интегрированностью учебной и служебной деятельности, что свидетельствует о том, что данный метод требуется воспринимать логическим продолжением аудиторной работы обучающихся.
Комплексный подход к разработке учебно-методического обеспечения самостоятельной работы способствует повышению ее эффективности. На сегодняшний момент в комплекс включаются: тексты лекций (в виде презентации, видео-материала и др.), текстовые и электронные учебные и методические пособия, комплекты тестовых и текстовых заданий, комплексы задач и тренажерных программ, банк автоматизированных обучающих и контролирующих систем, базы информационных ресурсов и др. Данные комплексы методического обеспечения органично синтезируют дидактический процесс отдельной учебной дисциплины (модуля) и направлены на прочное усвоение всего учебного материала и освоение приемов работы с ним. [2]
Создание комплекса методического обеспечения направлено на достижение основной дидактической цели — успешное усвоение теоретической основы научной области и овладение навыками совершенствования умений и навыков в условиях интенсификации развития социальной и профессиональной среды. Однако, анализ результатов собственного многолетнего мониторинга базовой подготовки курсантов (с опорой на научные исследования других авторов), позволяет констатировать тот факт, что до 30 % первокурсников имеют низкий уровень подготовки к качественной самостоятельной работе и ввиду этого их успеваемость на начальном этапе обучения достаточно низкая. Данная проблема приводит к снижению интереса и мотивации к учебе, развитию психологической неустойчивости, затруднениям в адаптации и первичной профессионализации, развитию негативных личностных качеств — лености, безынициативности, безответственности, отсутствие устойчивого мировоззрения и активной гражданской позиции и др. Часто у таких обучающихся результаты своего обучения связываются с различными аспектами военно-образовательного процесса. Неспособность к самоанализу, адекватной оценке и самокритичности становятся причинами равнодушного и, порой, негативного отношения к выбранной военной профессии.
Одним из важных аспектов моделирования будущей профессиональной деятельности курсантов, развитие их направленности на научно-исследовательскую работу, творческое развитие и самореализацию является внедрение инновационных подходов к методике обучения, учитывающих требования принципов индивидуализации и дифференциации. Использование потенциала самостоятельной работы в этом направлении способно наиболее полно реализовать дидактические цели. В своем исследовании К. М. Царькова обосновала основные условия индивидуализации самостоятельной работы. К внешним условиям автор отнесла актуализацию индивидуального опыта обучающихся, возможность выстраивать индивидуальный маршрут выполнения, качественное информационно-методическое обеспечение и др. К внутренним условиям автор относит: мотивацию к обучению, развитие потребности в самообразовании и др. [5]
В работе Е. С. Врублевской в качестве одного из условий эффективности самостоятельной работы названа разработка и использование индивидуальной программы развития профессиональной компетентности обучающихся в вузах. [1]
В военном вузе, учитывая специфику образовательного процесса, наиболее эффективным средством в большинстве случаев выступает уровневая дифференциация, которая осуществляется по определенным критериям и показателям, которые опираются на данные изучения состава учебных групп (взводов, отделений) с точки зрения уровня их подготовки, профиля военной специальности, интереса, направленности обучающихся.
Одним из ведущих методических приемов организации самостоятельной работы курсантов военных вузов являются разнообразные тестовые задания. Применяются в обучении не только контрольные тесты, но и обучающие. Достаточно часто тестирование применяется как подготовительный этап промежуточного контроля на индивидуальном уровне, работа с которым направлена на выявление пробелов в освоении учебного материала, возможности в ходе самостоятельной работы над ним обдумать и обосновать оптимальный ответ на вопрос, решение задачи, выполнение действия. При оценке результатов теста используются как 5-бальная, так и 100-бальная шкала. При этом 100-бальная система позволяет на основе дробления дидактического материала на очень малые по содержанию вопросы (тестовые задания) выявить наиболее сложные для усвоения конкретным курсантом темы, разделы, задачи. Отработка их в тесте требует от обучающегося внимательной самостоятельной работы с учебной информацией, позволяющей восполнить обнаруженные пробелы. Таким образом, тестирование выполняет обучающую функцию, а также психологическую, так как способствует развитию мотивации курсантов, их направленности на высокий результат ввиду высокой степени автономности познавательной деятельности. Большие возможности на современном этапе предоставляет введение в учебный процесс электронных средств (компьютерных программ). Использование электронных вариантов тестов непосредственно в ходе самостоятельной работы отражается позитивно на развитии навыков самоорганизации и самоконтроля. Не выполнив сразу тестовое задание, курсанту предоставляется возможность восполнить недостающие знания, отработать конкретные учебные задания, решить задачи, распределив время на них по своему усмотрению.
Существенная проблема организации самостоятельной работы курсантов военных вузов заключается в несогласованности объема заданий с бюджетом отводимого на самоподготовку времени. В многочисленных трудах исследователей современных проблем повышения эффективности подготовки курсантов содержится положение о том, что самостоятельная работа является наиболее важным методом глубокого и прочного усвоения учебного материала. В связи с этим, многие педагоги стремятся к большим по объему заданиям для самостоятельной работы. Однако по данным исследований последних лет, повышение эффективности самостоятельной работы связано с оптимальным сочетанием умелого планирования, создания условий организации и содержания доступных информационных ресурсов. Кроме того, существенную роль играет содержание информационного наполнения аудиторных занятий, психологический климат воинского коллектива, стиль педагогического взаимодействия.
Самостоятельная работа как метод обучения курсантов интегрирует все функции педагогического процесса в равных пропорциях: с точки зрения дидактической — способствует формированию и закреплению знаний, умений и навыков; с точки зрения воспитывающей — направлена на становление и развитие волевых качеств; с точки зрения развивающей — отражает синтез всех методов и приемов познавательной деятельности, выражающих способность обучающегося к качественной и систематической самообразовательной работе с целью развития высокого уровня волевой регуляции. Как отмечал А. Н. Леонтьев, общественно-историческое значение развития волевой регуляции заключается в том, что она становится источником социальной активности личности, а также определяет уровень ее способности к умению соотносить личностные потребности с общественно значимыми [3, с. 26–29].
Таким образом, методика организации самостоятельной работы курсантов основывается на триединстве основных компонентов: четкой организацией на основе ее планирования и распределения времени; информационно-технической базе, которая отвечает требованиям определенной дисциплинарной области; создании психологических условий для развития устойчивого позитивного настроя каждого курсанта на целенаправленную систематическую самообразовательную работу как основной метод формирования компетентности.
Литература:
- Врублевская, Е. С. Индивидуализация содержания самостоятельной работы студентов как фактор развития их профессиональной компетентности: автореферат дис....канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2002. 19 с.
- Елисеев, Д. А. Повышение эффективности самостоятельной работы в вузах МЧС России на основе виртуальных кейс-технологий: автореферат дис.... канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2010. — 23 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
- Психология и педагогика высшей военной школы: [Учеб. пособие / А. В. Барабанщиков и др.]; Под ред. А. В. Барабанщикова. — М.: Воениздат, 1989. — 365, [1] с.
- Царькова, К. М. Индивидуализация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения педагогических дисциплин: автореферат дис.... канд. пед. наук. — Ярославль, 2013. — 22 с.