Организация самостоятельной учебной деятельности при обучении второму иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (303) март 2020 г.

Дата публикации: 24.03.2020

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Коротаева, П. В. Организация самостоятельной учебной деятельности при обучении второму иностранному языку / П. В. Коротаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68348/ (дата обращения: 30.10.2024).



В данной статье рассмотрено понятие самостоятельной учебной деятельности, организация самостоятельной учебной деятельности на уроках второго иностранного языка в основной школе.

Ключевые слова: учебная деятельность, самостоятельная учебная деятельность, коммуникативная иноязычная компетенция, второй иностранный язык, самостоятельная работа

Для современной образовательной ситуация в Российской Федерации характерен переход от традиционного обучения к инновационному. Особую роль в образовательной системе играет самостоятельная учебная деятельность обучающихся. Современные тенденции в образовании ведут к повышению роли самостоятельной учебной деятельности и повышению ответственности педагога за развитие умений самостоятельной работы обучающихся, за стимулирование личностного развития обучающихся, воспитание их творческой активности.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предъявляет следующие требования к результатам обучения второму иностранному языку: ознакомление с культурой и традициями изучаемого языка, воспитание уважения к иностранному языку, который выступает в качестве достижения понимания между людьми разных национальностей, понимание взаимосвязи между изучением иностранного языка и личностным, а также профессиональным ростом, а самое главное — формирование коммуникативной компетенции, которая необходима для социализации и реализации себя в иноязычном обществе и т. д. [1]

Несоответствие между целями обучения иностранного языка и предоставленного для этого временем, а также отсутствие иноязычной коммуникативной среды, наличие разницы во владения иноязычной компетенцией, заставляет педагогов искать эффективные методы организации самостоятельной учебной деятельности школьников для овладения базовыми компетенциями. Чтобы решить эту проблему необходимо изменить подход к организации самостоятельной учебной деятельности учеников при изучении иностранного языка и разработать такую педагогическую систему, которая бы соответствовала требованиям времени и способствовала воспитанию современного выпускника.

В процессе изучения иностранного языка учащийся должен повысить уровень своей самостоятельности и активности, чтобы суметь преодолеть различные ситуации и обретать новые знания. Под учебной деятельностью ученые обычно подразумевают работу учащегося в классе. Впрочем, организация учебной деятельности школьника включает не только классную работу, но и домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу ученика по изучаемому предмету. В меньшей мере изученной и наиболее востребованной в психологическом плане является самостоятельная работа школьника. Как раз в ней больше всего проявляется его мотивация, самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль, целеустремленность и иные качества личности.

В современной педагогике многие ученые отмечают важность и необходимость самостоятельной учебной деятельности на уроках второго иностранного языка общеобразовательных школ. Принято рассматривать следующие подходы к определению понятия «самостоятельной учебной деятельности».

Так, например, в «Педагогике и психологии высшей школы» самостоятельная учебная деятельность понимается как спланированная деятельность учащихся, осуществляемая без учителя, но под его управлением [6].

Г. М. Коджиспарова и А. Ю. Коджиспарова трактуют самостоятельную учебную деятельность как «деятельность, предполагающую некоторую степень самостоятельности учащегося на всех этапах ее осуществления — начиная с постановки проблемы и заканчивая выполнением контроля, самоконтроля и, при необходимости, коррекции, постепенно переходя от выполнения элементарных видов работ к более сложным, которые могут носить поисковый характер, а также как средство формирования познавательных способностей обучающихся иностранному языку, их направленности на непрерывное самообразование» [4].

И. А. Зимняя выделяет, что организация и управление самостоятельной учебной деятельностью являются достаточно ответственной и трудной задачей для педагога.

Под самостоятельной учебной деятельностью И. А. Зимняя понимает всевозможные виды деятельности школьников, которую они выполняют индивидуально или коллективно на внеклассных и классных мероприятиях или же дома без контроля учителя, но выполняя его задания. Она выделяет некоторые положения, которые необходимы для изучения этой проблемы.

Во-первых, самостоятельная работа школьника — это корректно организованная учебная деятельность на уроке, что мотивирует самостоятельное ее углубление, продолжение и расширение в свободное время. В соответствии с этим организованная и управляемая учителем деятельность должна выступать как определенная программа самостоятельной деятельность, присвоенная учителем, необходимая для качественного овладения школьником учебного предмета. Это требует от учителя четкого понимания плана своих дальнейших учебных действий, и осмысленное формирование этого плана у учащихся как определенной схемы, которая формирует через решение все более обновляемых учебных задач.

Во-вторых, самостоятельная деятельность — более обширное определение, нежели домашняя работа, которая подразумевает под собой выполнение данных учителем в течение урока заданий для выполнения их самостоятельно дома к следующему занятию.

Самостоятельная работа включает в себя внеурочную работу, которую в любой форме задает учитель. Но на самом деле это существующая параллельно деятельность ученика по избранной из готовых либо придуманной им самостоятельно программе усвоения нового материала.

В-третьих, самостоятельная деятельность должна рассматриваться как особая форма учебной деятельности школьника, определяемая всеми ее перечисленными особенностями. Самостоятельная деятельность является наивысшей формой учебной деятельности, способ самообразования и самосовершенствования школьника, связанная с его классной работой [3].

Е. К. Осильянц характеризует самостоятельную работу как выполнение учащимися заданий без помощи педагога, но под его присмотром, как способ, успех которого вероятен и без руководства школьника, а также как форма без помощи организованной познавательной деятельности. В теории самостоятельной работы принято выделять две стороны самостоятельной работы — это внешняя или логико-содержательная сторона и внутренняя или процессуальная.

При изучении самостоятельной работы Е. К. Осильянц выделяет следующие признаки: выполнение заданий без чьей-либо помощи; в роли опоры выступают личный опыт, убеждения, мировоззрение, а также знания, умения и навыки; выражение собственного мнения, отношения, аргументации; проявление творчества и инициативы [5].

М. Г. Гарпунов и П. И. Пидкасистый попытались объединить внутреннюю и внешнюю стороны самостоятельной деятельности, а также отобразить единство воспроизводящей и творческой деятельности. Творчество вытекает из воспроизводящей деятельности, способствует ее развитию и параллельно имеет в себе воспроизводящие процессы как одно из следствий.

Структура познавательной деятельности и её внутренние процессы определяют систему связанных между собой типов учебных заданий. Познавательная задача выступает в роли фактора, стимулирующего определенный вид деятельности в этих заданиях, который определяет сущность самостоятельных работ, с одной стороны деятельность обучающегося, с другой стороны деятельность учебного заведения.

При этом, М. Г. Гарунов и П. И. Пидкасистый отмечают, что самостоятельная работа выступает как «средство организации и управления самостоятельной деятельностью в процессе обучения» [2, С. 18].

П. И. Пидкасистый, рассматривая самостоятельную познавательную деятельность как систему, выделил следующие компоненты самостоятельной деятельности: содержательный (знания, выраженные в понятиях и образах); оперативный (различные действия, использование умений как во внешнем, так и во внутреннем плане действий); результативный (новые задания, способы решений, новый социальный опыт, идеи, способности, качества личности) [7].

Таким образом, под самостоятельной деятельностью принято понимать всевозможные виды деятельности школьников, которую они выполняют индивидуально или коллективно на внеклассных и классных мероприятиях или находясь дома без контроля учителя, но по его заданиям.

В понятии самостоятельная учебная деятельность выделяются такие признаки как выполнение работы без посторонней помощи; опора на собственные знания, умения, убеждения, опыт, мировоззрение; выражение личного отношения, собственной аргументации; проявление инициативы, творческого начала.

В качестве стимулирующего фактора самостоятельной деятельности учащихся принято считать потребность в новых знаниях, появляющейся во время реализации поставленной учебной и познавательной задачи. В этом случае учащийся активизирует уже имеющиеся знания и свой собственный опыт, определяет новые задачи и пути их решения.

Литература:

  1. Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 [Электронный ресурс]/ URL: https://www.menobr.ru/question/4272593812-qqess2–16-m9-vvedenie-vtorogo-inostrannogo-yazyka-v-shkole-po-fgos (дата обращения 30.04.19).
  2. Гарунов М. Г., Пидкасистый Г. И. Самостоятельная работа студентов. М., 1978. 84 с.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 2012
  4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь [Текст]. — Ростов н/Д.: Изд. Центр «МарТ», 2005.
  5. Осильянц Е. К. Самостоятельная работа студента как средство активизации интеллектуальной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Душанбе, 1975. 32 с.
  6. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
  7. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении [Текст]. М., 1978.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная учебная деятельность, иностранный язык, самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, учебная деятельность, всевозможный вид деятельности школьников, классная работа, познавательная задача, самостоятельная работа школьника, учебная деятельность школьника.


Похожие статьи

Самостоятельная учебная деятельность при обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются понятия «самостоятельная учебная деятельность» и «самостоятельная работа», разница этих понятий, понятие «иноязычной коммуникативной компетенции» и ее важность при обучении иностранному языку.

Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка

В данной статье речь идёт о некоторых условиях организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка.

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Организация подготовки учителей иностранного языка для работы в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности учителя иностранного языка, чтобы организовать их работу в условиях инклюзивного образования.

О проблемах развития учебно-исследовательской деятельности при проведении уроков математики в средней школе и формировании принципов обучения математики в современной школе

В данной статье рассмотрены основные причины отсутствия сформированных навыков у выпускников школ (институтов) учебно-исследовательской деятельности и сформированы принципы разработки методик обучения математике.

Содержание работы учителя английского языка по формированию и развитию личностных результатов обучения

В данной статье рассматривается процесс и особенности формирования и развития личностных результатов обучения английскому языку. Три вида личностных действий, применяемых в учебной деятельности.

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. В работе дается определение учебной деятельности. Также в статье различают основные формы организации учебной деятельности на современном этапе.

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Организация творческой деятельности бакалавров факультета начального образования в процессе воспитательной работы

В статье особое место уделяется проблеме организации творческой деятельности студентов в процессе воспитательной работы. Представлено описание опыта работы заместителя декана по воспитательной работе.

Внеаудиторная работа по русскому языку как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса в экономическом вузе (на примере подготовительного факультета для иностранных граждан)

В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе, обозначены основные принципы, на которых строится внеаудиторная работа. Описаны наиболее эффективные формы внеаудиторной работы, среди которых уч...

Похожие статьи

Самостоятельная учебная деятельность при обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются понятия «самостоятельная учебная деятельность» и «самостоятельная работа», разница этих понятий, понятие «иноязычной коммуникативной компетенции» и ее важность при обучении иностранному языку.

Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка

В данной статье речь идёт о некоторых условиях организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка.

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Организация подготовки учителей иностранного языка для работы в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности учителя иностранного языка, чтобы организовать их работу в условиях инклюзивного образования.

О проблемах развития учебно-исследовательской деятельности при проведении уроков математики в средней школе и формировании принципов обучения математики в современной школе

В данной статье рассмотрены основные причины отсутствия сформированных навыков у выпускников школ (институтов) учебно-исследовательской деятельности и сформированы принципы разработки методик обучения математике.

Содержание работы учителя английского языка по формированию и развитию личностных результатов обучения

В данной статье рассматривается процесс и особенности формирования и развития личностных результатов обучения английскому языку. Три вида личностных действий, применяемых в учебной деятельности.

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. В работе дается определение учебной деятельности. Также в статье различают основные формы организации учебной деятельности на современном этапе.

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Организация творческой деятельности бакалавров факультета начального образования в процессе воспитательной работы

В статье особое место уделяется проблеме организации творческой деятельности студентов в процессе воспитательной работы. Представлено описание опыта работы заместителя декана по воспитательной работе.

Внеаудиторная работа по русскому языку как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса в экономическом вузе (на примере подготовительного факультета для иностранных граждан)

В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе, обозначены основные принципы, на которых строится внеаудиторная работа. Описаны наиболее эффективные формы внеаудиторной работы, среди которых уч...

Задать вопрос