В данной статье рассматриваются понятия «самостоятельная учебная деятельность» и «самостоятельная работа», разница этих понятий, понятие «иноязычной коммуникативной компетенции» и ее важность при обучении иностранному языку.
Ключевые слова: учебная деятельность, самостоятельная учебная деятельность, коммуникативная иноязычная компетенция, второй иностранный язык, самостоятельная работа
Следует учитывать, что при обучении иностранному языку самостоятельная учебная деятельность имеет определенную особенность, которая состоит в том, что предметом изучения иностранного языка является коммуникативная компетентность, которая представляет собой цель и средство реализации самостоятельной учебной деятельности.
Иноязычная коммуникативная компетентность на сегодняшний день предполагает собой определенную степень владения иноязычной коммуникацией, благодаря которой учащиеся могут построить свое высказывание исходя из условий коммуникации и коммуникативной ситуации.
В современной педагогике часто используются понятия «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность», которые зачастую выступают как синонимы. Однако, в процессе рассмотрения зарубежных и отечественных трактовок этих были выявлены их различия. Таким образом, самостоятельная работа определяется как форму учебной деятельности, осуществляемой учащимися без чьей-либо помощи, но под руководством педагога; как способ обучения, успешность которого возможна и без помощи педагога; как форма организации познавательной деятельности [1, 2].
Таким образом, самостоятельная работа отличается от самостоятельной деятельности тем, что самостоятельная работа направлена больше на тренировку и закрепление материала, а самостоятельная деятельность носит непременно творческий характер.
О. А. Бадалова определяет самостоятельную деятельность как «сложную динамическую систему, а учащегося — как субъекта этой системы требует от преподавателя как другого субъекта этой системы создания такой педагогической среды, которая бы развивала приемы познавательной деятельности учащихся, способствовала эффективной реализации целей и задач обучения иностранному языку по развитию базовых компетенций в современных условиях» [3].
Говорова Н.И. отмечает, что данной системе необходимо использовать адекватную именно для данной деятельности информационно-методическую базу. Адекватность достигается с помощью использования различных средств реальной и виртуальной образовательной среды а также согласно с определенными целями и задачами обучения, уровнем готовности обучающихся и их увлечениями. Все это делает возможным создание таких внешних условий и факторов воздействия, развивающих необходимый вид деятельности, а также состояние школьника, которое нужно для этой деятельности, его эмоциональную интеллектуальную, и психическую готовность [4].
Ф. П. Хакунова обращает внимание на то, что на сегодняшний день не существует более острой проблемы, чем организация самостоятельной работы учащихся. Важность этой работы зависит от роли самостоятельной работы, которую она получает, переходя на непосредственно деятельностную образовательную парадигму. Как следствие подобного перехода самостоятельная работа предстает в качестве ведущей формы для организации и активизации учебного процесса, с этим собственно и возникают проблемы. Под активизацией самостоятельной деятельности Ф. П. Хакунова понимает не только повышение количества времени, так, например, в современных российских учебных планах соотношение между лекционной формой урока и самостоятельной деятельностью на уроке редко превышает 1:1.
В европейских государствах и Соединенных Штатов Америки отмечается стабильная направленность на уменьшение общего времени прочтения лекций и увеличение семинарских занятий в примерном соотношении 1:3. Подобное трехкратное преобладание часов самостоятельной работы в сравнении с лекционной формой являются более результативными для повышения качества образования и подготовки будущих выпускников. Цель заключается в том, чтобы увеличить результативность самостоятельной учебной деятельности в реализации качественно новых целей школьного образования [5].
Е. Н. Соловова отмечает важность способности самостоятельно обозначать для себя цели, которые необходимы для процесса обучения в целом или же определенного этапа, а также необходимо выявлять задачи обучения и уделять им особое внимание, главным качеством является самостоятельное управление процессом своего образования, а также контроль и степень собственного развития, соблюдение конкретных сроков контроля и необходимость партнерских отношений между педагогом и учеником [6, С. 129]. Таким образом, при обучении иностранному языку следует организовать самостоятельную учебную деятельность каждого учащегося. Основываясь на теории деятельности, к более эффективным методам развития нужного уровня иноязычной коммуникативной компетентности принято относить организацию самостоятельной учебной деятельности используя разработанную методистами образовательную среду информационной направленности.
Талызина Н.Ф. отмечает, что организации эффективной самостоятельной учебной деятельности может поспособствовать грамотно организованная и управляемая педагогом информационно-обучающая виртуальная среда. Включение виртуальной среды в деятельность школьника, которую он осуществляет самостоятельно, может поспособствовать повышению мотивации и эффективности изучения иностранного языка. Эффективность учения обусловливается рядом объективных преимуществ, которые имеет информационное виртуальное пространство. Необходимо помнить, что современное поколение является, прежде всего, поколением людей информационного общества. Они воспитались преимущественно не на текстовой, а на визуально представленной информации. Множество современных исследований показывает, что более 80 % процентов информации мы получаем через наше зрительное восприятие [7, С. 15].
Современные мультимедийные технологии совмещают звук, видеоизображение и тексты, которые делают возможным эффективное использование всех способов подачи знаний. Благодаря их использованию можно повысить информативность учебных материалов и акцентировать необходимые аспекты. Образовательный процесс, в котором активно используются современные информационные технологии являются непосредственно «когнитивным инструментом», которые, как отмечают ученые, усиливает умственные способности школьников на всех этапах его деятельности, а это обдумывание деятельности, далее решение задач и в итоге анализ результативности этой деятельности. Сегодняшняя «информационно-инструментальная среда» обеспечивает самостоятельность школьника и контроль протекания его работы с материалами.
Таким образом, самостоятельная учебная деятельность обладает определенной направленностью: ее предметом является коммуникация. Самостоятельная же работа на уроках иностранного языка является активатором овладения лексикой, помогает осуществлять коммуникацию.
Литература:
- Бурденюк Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранному языку взрослых: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1993.
- Бурденюк Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранному языку. Кишинёв: Штиинца, 1988. 136 с.
- Обдалова О. А. Содержание обучения иностранному языку в условиях активизации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности учащихся. [Электронный ресурс]/ URL: https://cyberleninka.ru/article/v/soderzhanie-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-usloviyah-aktivizatsii-auditornoy-i-vneauditornoy-samostoyatelnoy-deyatelnosti (дата обращения 26.01.19).
- Говорова Н. И. Система самостоятельной работы над лексикой. Методика обучения ИЯ в системе непрерывного образования: Сб. науч. тр. Минск: Вышейш. шк., 1991. 144 с.
- Хакунова Ф. П. Проектирование и реализация эффективного учебного процесса (системный подход). М., 2003. 180 с.
- Соловова Е. Н. Автономия учащихся как основа современной модели образования и развития личности // Сб. науч. ст. Таганрог, 2004. 247 с.
- Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. 342 с.