Молодежная политика: реальное участие в политической жизни или иллюзия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 27.12.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Федюлин, Р. С. Молодежная политика: реальное участие в политической жизни или иллюзия / Р. С. Федюлин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87377/ (дата обращения: 22.01.2022).



Основной задачей этой статьи является анализ реальной степени участия молодежи в политической деятельности на различных уровнях государственной власти и органов местного самоуправления посредством деятельности Молодежных правительств, Молодежных парламентов и муниципальных экспертных советов. Также в статье кратко затрагивается история формирования отечественных молодежных экспертных советов.

Ключевые слова: молодежная политика, молодежный экспертный совет, Молодежное правительство, Молодежный парламент, государство.

Для начала считаю необходимым привести определение и возрастные границы социальной группы молодежь. Молодежь ─ социально-возрастная группа, отличающаяся своим статусом в обществе и возрастными рамками, ролью в воспроизводстве общества. Ее задачей является обеспечение общественных отношений, передача и закрепление их в обществе с учетом новых вызовов. В нашей стране установлены следующие возрастные рамки для этой социальной группы 14–35 лет (ранее было 14–30 лет).

Начиная с 1992 года XX века в России началось активное выстраивание новой молодежной политики, взамен ушедшей в историю советской системы воспитания. Первым нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы реализации государственной молодежной политики, стал Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», где отмечается, что одним из основных приоритетов в социально-экономической политике государства является молодежная политика [1, с. 96]. В последующем сформировалась ее новая концепция и обозначились следующие основные направления реализации:

– контроль за соблюдением прав молодежи;

– оказание поддержки в предпринимательской деятельности молодежи;

– обеспечение гарантий в трудовой сфере и занятости молодежи;

– оказание социальных услуг;

– государственная поддержка молодой семьи;

– оказание поддержки талантливой молодежи;

– формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

– содействие международным молодежным обменам;

– оказание поддержки деятельности молодежных и детских учреждений [2, с. 64].

Дальнейшее развитие и становление молодежной политики в нашей стране показало, что как у самих молодых людей, так и у власти различного уровня есть запрос на вовлечение молодежи в реализацию государственной молодежной политики не только в качестве объекта, но и в качестве субъекта ее реализации. Уже к 2010 году в регионах РФ началось активное создание молодежных экспертных советов. В их числе Молодежные правительства, Молодежные парламенты, различные муниципальные экспертные советы. Например, Молодежное Правительство дублеров Красноярского края было учреждено указом губернатора края в 2009 году. Необходимо отметить, что изначально подобные инициативы не носили общероссийского характера, они выдвигались в частном порядке в отдельных субъектах.

На федеральном уровне ситуация изменилась в 2020 году, а именно 30 декабря 2020 года был принят Федеральный закон № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Среди прочего в законе есть Статья 7 «Участие молодежи в реализации молодежной политики». Вот что в ней значится:

1) Участие в деятельности консультативных, совещательных и иных органов, созданных при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также при международных организациях;

2) Подготовка и реализация молодежных инициатив, создание молодежных общественных объединений, формирование органов молодежного самоуправления при органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и их учредительными документами [3].

Как мы можем видеть из приведенного выше, на федеральном уровне молодежная политическая деятельность закрепилась законодательно при органах власти. Но произошло это только в 2020 году. Результаты этого шага нам еще только предстоит проанализировать поскольку прошло еще слишком мало времени, фактически менее года.

Но давайте вернемся немного назад, а именно в период с 2010 года по 2020 год. На этот промежуток времени приходится наиболее массовое развитие отечественной молодежной политики, и экспертных советов в том числе. Если, например, говорить о Молодежных правительствах регионов, то к концу 2020 года они уже существовали в 70 субъектах Российской Федерации, а деятельностью в них было занято порядка 20000 чел [4]. Если же мы затронем работу Молодежных парламентов, то выясним, что к 2020 году они действовали в 81 регионе нашей страны. А 11 из них обладало и обладает правом законодательной инициативы, что на наш взгляд очень важно [5]. Если же мы обратимся к муниципальным экспертным советам, то окажется, что их и того больше. Только в Красноярском крае действует порядка пяти. Установить их точное число не представляется возможным ввиду отсутствия единой базы данных. Но говорить можно о нескольких сотнях по всей стране (по данным Википедии речь идет о 3000). Отдельно стоит упомянуть такой молодежный орган, как Палата молодых законодателей при Совете Федерации. Структура не столь известная в широких кругах молодежной политики, как, например, Ассоциация молодежных правительств России, ввиду полного отсутствия в региональной молодежной повестке, но имеющая очень сильные позиции на федеральном уровне. Это объясняется составом Палаты. Большинство ее членов ─ действующие парламентарии в своих регионах, помощники депутатов различного уровня и заместители действующих политиков. Еще одним аспектом является отсутствие молодежного органа, дублирующего Палату на региональном уровне, по причине ее организационных особенностей и особенностей российской системы управления.

Учитывая важность этой сферы молодежной политики, встает вопрос: Молодежные экспертные советы способны реально влиять на принимаемые решения различных уровней власти? Ответ на этот вопрос видится следующим образом: молодежь в составе различных экспертных советов способна оказывать воздействие на принимаемые государством решения, но преимущественно в рамках своей молодежной компетенции. Государство предоставляет молодым людям механизмы влияния на работу с их социальной группой. Начиная от встречи с министром, на которой лидер молодежного совета может предложить министру конкретную инициативу, и заканчивая грантовыми конкурсами, на которых возможно получить финансирование под свой проект. Безусловно, необходимо учитывать региональную специфику взаимодействия власти с молодежными советами. До сих пор ситуация по регионам может очень сильно отличаться, хотя в настоящее время острые углы начинают сглаживаться, а представители властных структур все больше идти на контакт с молодыми активистами.

В продолжение темы будет нелишним привести статистику финансирования Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь) Всероссийского конкурса молодежных проектов в 2020 году табл. 1.

Таблица 1

Итоги Всероссийского конкурса молодежных проектов 2020 [6]

Заявители

Всего проектов

Общая сумма проектов

Всего победителей

Общая сумма грантов

Физические лица

10 007 проектов

8,6 млрд.

руб.

1 110 проектов

1,15 млрд. руб.

Вузы

2 214

проектов

3,8 млрд.

руб.

377

проектов

900 млн.

руб.

Всего

12 221

проект

12,4 млрд. руб.

1 487 проектов

2,05 млрд. руб.

Как мы можем видеть из таблицы, общая сумма поддержанных проектов составила более 2 млрд. руб. Важным уточнением является тот факт, что молодежные экспертные советы всех уровней активно принимают участие в таких грантовых конкурсах и успешно получают финансирование на реализацию своих идей.

Есть и другие примеры успешного взаимодействия молодежных экспертных советов с органами власти. В законе города Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи», были учтены предложения Молодежного парламента Москвы [7]. А в принятой в 2017 году Правительством России Концепции демографической политики Дальнего Востока также были одобрены предложения молодых парламентариев по предоставлению льгот для молодежи [8].

В настоящее время огромный потенциал молодежи направлен на достижение своей независимости, будь то политическая, финансовая, идеологическая или социальная. Благодаря гибкому восприятию ценностей и их трансформации, глубокой вовлеченности в глобальные информационные потоки, молодые люди способны не только воспринимать, но и самостоятельно воспроизводить ценностные ориентиры. Такими ориентирами обуславливается дальнейший выбор их поведения. Логично, что в такой ситуации государство не может оставаться в стороне от формирования ценностных идеалов и мониторинга настроений в молодежной среде. В задачи государства входит создание гармоничных условий для формирования компетенций и знаний молодежи. В последующем необходимо поддержание и развитие этих компетенций. Такой подход создает условия для стабильного функционирования государственной системы в долгосрочной перспективе. Учитывая специфику работы с молодежью, показывающую что молодым людям нужны практические механизмы, а не теоретические, государство пришло к выводу о необходимости стимулирования молодежных советов. Поддерживая молодежные самоуправления, государство нацелено, прежде всего, на получение лояльных ему молодых политиков и деятелей. Но это не в коем случае не отменяет того факта, что молодежные самоуправления и экспертные советы решают целый ряд актуальных сейчас задач, вовлекают молодежь в политическую жизнь, прививают правовую культуру и культуру самоуправлений, учат разрабатывать и реализовывать довольно значимые проекты, в конце концов, дают огромный опыт своим членам в сфере политики и государственного управления. Работа подобных молодежных организаций критикуется за недостаточную реальную вовлеченность молодых людей в политику, иллюзию решения реальных проблем, а на деле оттягивание умов перспективных молодых людей от оппозиционных сил и создание видимости решения проблемных вопросов молодежной политики в стране. Необходимо обратить внимание, что главная цель государственной молодежной политики в области экспертных советов и самоуправлений ─ это не подготовка конкретных путей решения проблем для молодых людей, и не проталкивание молодого человека в высшие эшелоны политики страны, а создание условий для раскрытия потенциала молодого человека. При эффективной молодежной политике государством предоставляется большое количество направлений деятельности для молодого человека с минимумом ограничений. Наивно полагать, что государство не будет применять пропагандистские элементы в отношении слоя общества, за которым, в прямом смысле, будущее этого самого государства. В сложившейся системе молодежной политики представлен большой спектр для полноценной реализации молодого человека и раскрытия его талантов. Мы рассмотрели лишь одну из ее составных частей. Молодежная политика ─ это не противопоставление большой политике, а подготовка к ней. И в этой подготовке трудно обойтись без тесной работы с различными ветвями власти. А молодежные экспертные советы не только обеспечивают эту работу, но и дают реальную возможность повлиять на завтрашнее взаимодействие государства с молодежью.

Литература:

  1. Чекмарев Э. В., Норцев Д. С. Статья «Государственная поддержка молодежных инициатив: опыт регионального применения» // Вестник Поволжского института управления // Саратов, 2016. № 2.
  2. Васильева Д. С., Кругликова Г. А. Выпускная квалификационная работа «Молодежная политика в Российской Федерации в конце XX века: историко-сравнительный анализ». Екатеринбург, 2017.
  3. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
  4. https://www.molprav.ru/ (дата обращения 30.11.2021).
  5. https://entermedia.io/city/chto-takoe-molodezhnyj-parlament-i-zachem-on-nuzhen/ (дата обращения 01.12.2021).
  6. http://rscenter.ru/news/521/ (дата обращения 03.12.2021).
  7. Ратников Г. А.Общая характеристика молодежного парламентаризма в России // Современное право. ― 2013. ― № 1. ― С. 7–10.
  8. Мария Михайловская Молодежный парламент научит писать законы // Парламентская газета. 5 июня 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): молодежная политика, совет, государственная молодежная политика, молодой человек, проект, Российская Федерация, государственная власть, местное самоуправление, социальная группа, федеральный уровень.


Ключевые слова

государство, молодежная политика, молодёжный парламент, молодежный экспертный совет, Молодежное правительство
Задать вопрос