Государственная молодежная политика в России и перспективы ее современного развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.11.2020

Статья просмотрена: 424 раза

Библиографическое описание:

Борзенко, Г. В. Государственная молодежная политика в России и перспективы ее современного развития / Г. В. Борзенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74691/ (дата обращения: 05.03.2021).



В статье проанализировано современное состояние государственной молодежной политики в Российской Федерации как одного из направлений социальной политики, определены причины неудовлетворенности молодежи результатами государственной молодежной политики и предложены основные направления совершенствования государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежь, социальная политика, государственная молодежная политика.

The article analyzes the current state of the state youth policy in the Russian Federation as one of the directions of social policy, identifies the reasons for youth dissatisfaction with the results of the state youth policy, and suggests the main directions for improving the state youth policy.

Keywords: youth, social policy, state youth policy.

Государственная молодежная политика представляет собой деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Согласно п. 2 Основ государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года, государственная молодёжная политика — это направление деятельности государства, которое представляет собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера. Эти меры реализуются на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного расширения возможностей для эффективной самореализации молодёжи и повышения уровня её потенциала. Целями государственной молодёжной политики являются: достижение устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочение её лидерских позиций на мировой арене.

Указанное определение демонстрирует особое значение государственной молодёжной политики и молодёжи как особой социальной группы в процессе непрерывного и эффективного развития нашей страны.

Одним из первых вопросов, возникающих при анализе приведенных определений, является вопрос относительно возрастных границ «молодого человека», «молодежи». Из анализа ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», а также целого ряда программных документов (в частности Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года) следует вывод о том, что к категории молодежи в Российской Федерации отнесены лица в возрасте от 14 до 30 лет. При этом следует отметить, что в настоящее время существует позиция обосновывающая необходимость увеличения возраста молодежи до 35 лет. Такое мнение, в частности, было высказано Председателем Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Николаем Бурматовым, и обосновано, прежде всего, ростом продолжительности жизни, что должно повлечь увеличение возраста молодежи [1]. При этом следует понимать, что увеличение возраста молодежи повлечет за собой необходимость в увеличении финансирования молодежных программ, в котором и в настоящее время ощущается недостаток.

Полномочия по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации в настоящее время возложены на Министерство науки и высшего образования. Так, согласно п. 4.17 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации одним из полномочий министерства является «создание во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации профессиональных возможностей молодежи» [2]. Для реализации этого полномочия в структуре Министерства создан Департамент государственной молодежной политики и социальных проектов в сфере высшего образования.

Кроме того, в 2008 году Постановлением Правительства Российской Федерации было создано Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Росмолодежь имеет статус федерального органа исполнительной власти. На указанный орган возлагается осуществление функций по «оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей» [3].

На сегодняшний день Росмолодежь осуществляет государственную молодежную политику по следующим направлениям:

– патриотическое воспитание молодёжи. Примером соответствующего мероприятий может стать Всероссийская трудовая патриотическая акция «Поклонимся великим годам», посвященная Великой Победе советских войск в битве под Сталинградом, завершающий этап которой пройдет 24–25.05.2019 года;

– поддержка и взаимодействие с общественными организациями и движениями. Так, например, Департаментом внутренней политики Вологодской области совместно с областным центром «Содружество», а также штабом регионального отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», Вологодским институтом права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний в Волгоградской области был организован слет юнармейских отрядов и военно-патриотических клубов «ЮНАРМИЯ-2019»;

– развитие международного и межрегионального молодёжного сотрудничества. Так, 20–21.05.2019 года в Костанае прошел Фестиваль Казахстанско-Российского молодежного сотрудничества;

– вовлечение молодёжи в волонтерскую деятельность. Так, в г. Саранске ежегодно проходит экологический квест «Чистые игры», в апреле-мае 2019 года была организована Межрегиональная поисковая экспедиция «ВОРОНОВО-2019»;

– вовлечение молодёжи в здоровый образ жизни и занятия спортом, популяризация культуры безопасности в молодёжной среде;

– вовлечение молодёжи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество;

– вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. Так, С 22 по 26 мая 2019 года в Казани состоится VII Всероссийский форум рабочей молодежи, целью которого являются обмен опытом и знаниями, популяризация рабочих профессий и повышение уровня профессионального развития молодых специалистов;

– вовлечение молодёжи в работу средств массовой информации (молодёжные медиа);

– развитие молодёжного самоуправления;

– работа с молодежью, находящейся в социально-опасном положении;

– содействие профориентации и карьерным устремлениям молодёжи;

– формирование российской идентичности, единства российской нации, содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу;

– вовлечение молодёжи в занятие творческой деятельностью;

– социализация молодежи, нуждающейся в особой защите государства;

– формирование у молодёжи традиционных семейных ценностей;

– содействие в подготовке и переподготовке специалистов в сфере государственной молодёжной политики [4].

Несмотря на значительное количество мероприятий, которые проводятся Росмолодежью по каждому из указанных выше направлений, далеко не вся молодежь ощущает на себе реализацию государственной молодежной политики. Министерство образования и науки России предоставляет данные опроса от 18 июня 2016 года, согласно которым только 7–8 % представителей молодежи ощущают на себе реализацию государственной молодежной политики; почти 2/3 молодых людей в стране с уверенностью заявляют, что целенаправленная государственная молодежная политика в России отсутствует; все же 15 % опрошенных положительно оценивают молодежную политику, 42 % считают, что в современной Российской Федерации в интересах молодежи «что-то делается, но это мало заметно» [5]. Полагаем, что в определенной степени такие результаты опроса связаны с субъективными причинами — безынициативностью граждан, нежеланием участвовать в социальной жизни государства. Кроме того, в Российской Федерации отмечается высокая степень недоверия молодежи к власти. Об этом говорят вышеприведенные данные, 42 % молодежи реальных результатов не видит в деятельности государства и молодежь рассчитывает только на свои силы, а это означает, что она не будет являться объектом национально-государственных интересов, и в результате этого не будет участвовать в жизни страны. Наряду с этим за сохранение и развитие страны молодежь должна нести особую ответственность [6].

Подходы к разрешению соответствующих субъективных проблем будут обозначены в рамках следующих структурных частей исследования.

В то же время в научной литературе отмечаются и объективные причины приведенных выше показателей. Так, С. В. Алексеев отмечает, что принятием вместо Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации новых неэффективных Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года политическая власть, по сути, просто отсрочила назревшие глобальные решения на будущий срок [7, c. 105]. Действительно, в настоящее время деятельность Росмолодежи ограничивается проведением массовых мероприятий. В то же время целый ряд актуальных вопросов, требующих законодательного урегулирования, остается вне внимания законодателя (например, вопросы занятости, получения образовательных услуг и т. д.).

Оценивая перспективы современного развития государственной молодежной политики, необходимо отметить следующие тенденции. Согласно показателям Международной организации труда, Российская Федерация обладает высоким потенциалом развития. В России доля молодого и креативного слоя больше, чем во многих развитых странах, в частности, в США — доля молодежи среди всего населения Российской Федерации составляет 20 %. По данному показателю Российская Федерация находится на 20 месте из 197 государств мира. В то же время, согласно прогнозам экспертов к 2025 году общая численность молодежи России сократится до 25 млн. человек (по состоянию на 2017 год — 29,4 млн. человек). Данное явление окажет крайне негативное воздействие на социально-экономическое развитие России. То есть сокращение численности молодежи приведет к проблеме формирования трудовых ресурсов, которые способны приумножать интеллектуальный и технологический потенциал страны, деформации систем подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадрового состава, что приведет к нарастанию технологической зависимости России от внешнего мира.

Таким образом, на данном этапе перед Российской Федерацией стоит не только проблема эффективной реализации государственной молодежной политики, но и минимизация негативных явлений, которые будут связаны с перспективой сокращения численности данной социальной группы.

Совершенствование всей системы государственной молодежной политики (определение приоритетов, принципов, задач, механизмом осуществления) входит в решение комплекса молодежных проблем и должно осуществляться по следующим направлениям:

– систематическое непрерывное исследование государственной политики, которая направлена на адаптацию молодого поколения к новым реалиям, влияние на установление социально-политической активности и формирование гражданственности. Ценен адресный подход к «креативному» слою населения учитывая возрастные группы, социальное положение и самочувствие, особенности регионов и социально-политические предпочтения;

– инвестирование в молодежные проекты, что вызовет новое понимание места молодежи в обществе. Помимо гарантий и ресурсов необходимо предоставить молодежи условия и возможности, а также самое главное обеспечение реализации интеллектуального, физического и творческого потенциала, возможность развития молодежи в политической, духовной, социальной, экономической и демографической сферах государства;

– расширение информирования молодых людей в целом по стране и отдельно в каждом регионе по вопросам, затрагивающим конкретные интересы молодежи, допустим обеспечение льготных условия предоставления жилья молодежи или же перспективы развития жилищного строительства. Актуальной проблемой государства является поддержка стабильности существующего строя, именно поэтому существенное значение имеет выработанный политический курс в государственной молодежной политике [8, c. 31].

Итак, в результате проведенного анализа, пришли к следующим выводам:

– обобщено, что в настоящее время полномочия по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации возложены на Департамент государственной молодежной политики и социальных проектов в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь);

– установлено, что неудовлетворенности молодежи результатами государственной молодежной политики связана как с субъективными причинами (безынициативности, нежелание граждан участвовать в социальной жизни государства, недоверие молодежи к власти), так и объективными факторами (власть намеренно регулярно отсрочивает решение важные проблем молодежи принятие новых программных документов);

– определено, что совершенствование государственной молодежной политики должно осуществляться по двум направлениям — повышение эффективности реализации государственной молодежной политики и минимизация негативных явлений, которые будут связаны с перспективой сокращения численности данной социальной группы.

Литература:

  1. Закон о молодежи может быть принят до конца 2018 года [Электронный ресурс]. — URL: https://informatio.ru/news/glavnoe/life/zakon_o_molodezhi_mozhet_byt_prinyat_do_kontsa_2018_goda/ (дата обращения: 19.10.2020).
  2. Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. от 26.04.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 26. — Ст. 3851.
  3. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77318/ (дата обращения: 19.10.2020).
  4. Росмолодежь. Направления деятельности [Электронный ресурс]. — URL: https://fadm.gov.ru/activity/scope (дата обращения: 19.10.2020).
  5. Справка к заседанию коллегии Минобрнауки России 18 июня 2013 г. «О мерах совершенствования реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — URL: http://минобрнауки.рф/media/events/files/41d4701a32d24a30c11f.pdf (дата обращения: 19.10.2020).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (ред. от 28.09.2018) // Российская газета. — 2008. — № 159.
  7. Алексеев, С. В. Реализация государственной молодежной политики в России на постсоветском пространстве / С. В. Алексеев // PolitBook. — 2014. — № 2. — С. 101–112.
  8. Алещенок, С. В. К проблеме новой концептуализации молодежи / С. В. Алещенок // Методологические проблемы исследования молодежи НИЦ при Институте молодежи. — М.: Институт молодежи, 1998. — 211 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная молодежная политика, Российская Федерация, высшее образование, интерес молодежи, реализация, здоровый образ жизни, социальная группа, социальная политика, Федеральное агентство, целый ряд.


Задать вопрос