Проблемы молодежной политики в Российской Федерации и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 25.05.2019

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Панова Ю. А. Проблемы молодежной политики в Российской Федерации и пути их решения // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 379-382. — URL https://moluch.ru/archive/259/59429/ (дата обращения: 16.07.2019).



Изучение положения молодежи, создание необходимых условий для укрепления правовых и материальных гарантий осуществления прав и свобод молодых граждан, деятельности молодежных организаций с целью полноценного социального становления и развития молодежи, помощь молодым людям в реализации и самореализации их творческих возможностей и инициатив.

The study of the situation of young people, the creation of the necessary conditions for strengthening the legal and material guarantees of the rights and freedoms of young people, the activities of youth organizations for the full social development and development of young people, helping young people in the implementation and self-realization of their creative opportunities and initiatives.

Что такое молодежная политика? Точки зрения разделились. Одни полагают, что это профессия, иные, что стиль жизни. В советское время все было понятно. Октябренок-пионер-комсомолец. А какое чувство гордости ощущали наши родители, когда в первом классе получали октябрятскую звёздочку? И каким невероятным патриотизмом заполнялось сердце, когда старшеклассники повязывали им красные галстуки.

Затем все пошло по наклонной. В государстве — новая философия. Однако до настоящего времени осталось желание быть сопричастным чему-то весьма существенному и это живет во многих молодых людях и, скорее всего, остается на целую жизнь. Возможность осуществить это желание и дает молодежная политика.

Задача молодежной политики — инициировать как можно больше ребят, выделив их из серой безразличной массы, дав новые возможности. На сегодняшний день молодежная политика — это трамплин для активных и инициативных людей.

Молодежь в политике играет существенную значимость и напрямую каждый может дать отличные идеи по поводу разных областей реализации.

Любой молодой человек желает быть человеком, что принимает участие в формировании государства и основными направлениями, к примеру, в социальной либо культурной области деятельности.

В моем представлении молодёжная политика — то, что дает возможность совершенствоваться человеку всесторонне. Это творчество, наука, физкультура и политика в целом. Это реализация наиболее безумных идей. Молодёжная политика — время, когда мы создаем собственное будущее, постигаем горизонты, достигаем новых высот, развиваем государство. Здесь созданы условия для общественно-финансового и культурного формирования. Это наша сфера, в которой есть место любому, где мнение каждого важно. Мы — молодое поколение, и нам не безразлично, что происходит вокруг. Мы объединяемся в команды и вместе мы — сила. Сила, что может рушить непостижимое и достигать результатов. Только от молодого поколения зависит то, как будет дальше.

Считаю одной из главных проблем молодежной политики — посредственную работу разных молодежных учреждений. Большая часть руководителей не заинтересованы в качественном результате работы.

Решение данной проблемы: молодежные организации обязаны, прежде всего, сформировать и политическую, и социальную, и финансовую, и духовную базы для реализации устремлений молодого поколения. Нынешнее поколение молодых людей не лучше и не хуже предыдущих, оно — другое. Собственно, создание и поддержание молодежных учреждений и движений даст возможность раскрыть ценностные ориентации молодого поколения, использовать жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы к решению, как их проблем, так и построению будущего всего общества.

Вторая проблема — пассивность самой молодежи и материальная заинтересованность в жизни. Молодое поколение старается провести собственное свободное время в клубах и барах и никак не выражают заинтересованность к жизни и обществу. Между тем, в основной массе случаев молодые люди имеют больше свободного времени и обладают большей энергией и амбициями. Вдобавок проблема в том, что многочисленные молодежные организации мало финансируются на местном уровне. Большая часть молодых людей предпочитают либо отдохнуть в свободное время, или подзаработать. Принимая же участие в общественных мероприятиях, молодые люди чаще всего даже не получают благодарственные письма и грамоты. Ребята, принимающие участие в акциях, из средне-специальных учебных учреждений и средних учебных заведений, расположенных в неблагополучных районах, не пользуются авторитетом среди ровесников. Наоборот, они являются объектом издевок и издевательств.

Решение — волонтерство. Самый ярый и эффективный способ борьбы с пассивностью (необходимо повысить уровень волонтерства, к примеру, как главный фактор приема на работу, как в США).

Сейчас очень много молодежных НПО, которые работают видимо по чуть-чуть, потому что ощутимого эффекта не видно. Нужно систематизировать все молодежные НПО, создать один главный центр откуда будет координироваться и мониториться работа каждой организации.

– Социальные ролики (упор нужно сделать так же на гражданские СМИ, так как они очень популярны среди молодежи.).

– Не бояться спамить (информацией о молодежных акциях с лозунгом «не оставайся в стороне», чтобы информировать молодежь).

– Заинтересовать (будущими перспективами и пользой от социальной работы).

– Вознаграждать (грамотами или денежно, как например гранты или стипендии, ведь так заинтересовывает нашу молодежь наше государство).

– Спорт и культура (страна не знает своих героев, поднять популярность музыкантов и спортсменов, а они в свою очередь должны проводить мастер классы для молодежи, мотивировать и подавать пример).

Всё же главный фактор, нужно чтоб у всей молодежи был доступ к качественному образованию, не только у богатой. Тогда поднимается культура поведения, жизненные цели, а в этом случае пассивность у молодежи отпадет сама собой.

Еще одна проблема в том, что многие инициативные молодые люди, видя безразличие в глазах руководителей молодежных организаций, неэффективные или неактуальные акции, многообещающие речи, не дающие никакого результата, полностью теряют интерес к государственной молодежной политике, к общественной деятельности. Многие из них попадают в радикальные политические движения и направляют свою энергию против действующего государственного управленческого аппарата.

Расскажу еще об одной проблеме, которая заключается в том, что после окончания вуза или иного учебного учреждения идет нехватка рабочих мест по специальности молодых специалистов, и эту проблему стоит решать на общегосударственном уровне.

Решение этой проблемы: после окончания ВУЗа государство должно предложить молодому специалисту несколько, или хотя бы одно рабочее место по специальности на год или несколько лет, и не обязательно вблизи его местожительства, чтобы он набирался необходимых навыков по профессии и получал рабочий стаж, без которого он может не найти места работы (такая система распределения существовала в Советском Союзе и была очень эффективна).

Следующая проблема заключается в здравоохранении молодежи.

Решение этой проблемы: необходимо хотя бы один раз в году проводить полное добровольное медицинское обследование граждан возрастом до 30 лет, а школьников и студентов обследовать на принудительной основе. Это должно помочь выявлению различных заболеваний на ранних этапах и своевременному лечению их. Для тех граждан, кто хорошо учится и работает, государство могло бы выделять путевки на оздоровительные курорты или санатории (например, тем у кого проблемы с опорно-двигательной системы выделять путёвки в ортопедические санатории).

Очередная проблема заключается в неэффективной социализации молодежи находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Решение этой проблемы: государство должно выделять денежные средства, и как-то помочь той молодежи, которая находиться на обучении в вузах, и предоставление для них бюджетных мест, и разных льгот.

Одной из важнейших проблем заключается в обеспечении жильем молодых семей.

Решение проблемы: государство должно предоставлять молодым семьям хотя бы временное жилье, так как в нашей России купить жилье очень проблематично, и очень дорого.

Рассмотрим те проблемы и пути их решения, которые предлагают разные авторы.

Ильинский И. М. говорит, что основными проблемами на данный период в молодежной политике представляется [3, c. 104]:

– отсутствие полноценного федерального закона по осуществлении государственной молодежной политики;

– низкий уровень целеполагания и постановки стратегических задач в молодежной области;

– недостаточное формирование инфраструктуры государственной молодежной политики;

– отсутствие качественных и численных критериев оценки эффективности работы органов местного управления по работе с молодыми людьми и вовлечения ее в социально-активную деятельность.

Апарина А. В. выявляет проблемы законодательного характера [1, c.67]:

– недостаточная исследованность нормативно-правовой базы;

– отсутствие законодательного закрепления определения «молодежь» равно как единой социальной группы по показателям критерия «возраст», без учета региональной, профессиональной, социальной, этической и другой дифференциации;

– в имеющихся официальных «концептуальных разработках» о ГМП весьма мало нового, много абстрактного, отвлеченного от молодежной практики.

Смирнов А. С. пишет о проблемах организационно-правового характера [5, c.23]:

– отсутствие государственных и муниципальных нормативов и стандартов социальной поддержки молодого поколения;

– недостаточность информации о федеральных и областных проектах и программах общественной работы с молодыми людьми;

– преобладание в практической области реализации государственной молодежной политики «мероприятийного» подхода;

– отсутствие общего информационного банка сведений о функционирующих в области государственной молодежной политики государственных организаций управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, социальных, педагогических и других технологиях работы с молодыми людьми.

– отсутствие эффективного механизма привлечения молодого поколения к формированию и реализации ГМП;

– недостаточность полномочий органов по делам молодого поколения в системе исполнительной власти;

– отсутствие на федеральном уровне и в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации концепции диагностики и единого общественного мониторинга состояния молодежной области.

Широков Д. А. выделяет проблемы организационно-технического характера [6, c.27]:

– отсутствие координации деятельности с иными сферами государственной политики, приводящей к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно иных направлений деятельности страны (социальная стратегия, кадровая политика, вопросы обеспечения и соотношения социализации и воспитания и др.);

– недостаточный уровень кадрового и экономического обеспечения государственной молодежной политики;

– узковедомственный и отраслевой подход в работе с молодыми людьми.

– отсутствие соответствующей потребностям инфраструктуры учреждений по работе с молодыми людьми, адекватно отвечающих потребностям, заинтересованностям и проблемам молодежной области;

– недостаточное субсидирование мероприятий ГМП;

– недостаточное материально-техническое обеспечение работы органов по делам молодежи.

Далее я попытаюсь выделить общие положения из данных проблем и предложить меры по их решению.

На данный период регулирование и развитие молодежной политики в Российской Федерации заключено в «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на этап вплоть до 2025 года». Эта политика призвана дать ответ на стоящие перед Российской Федерацией вызовы и возможности в формировании молодого поколения, определить цели, приоритеты и инструменты государственного регулирования области молодежной политики.

Итак, данная политика не может быть полноценным законодательным актом, таким образом, я считаю, что необходимо создать нормативно-правовую обоснованность реализации молодежной политики в Российской Федерации. Кроме того, необходимо создать и утвердить соответствующий федеральный закон (к примеру, закон «О государственной молодежной политике») и профильной общероссийской программы. Принятие этого закона несомненно поможет совершенствовать и улучшать молодежную политику регионов в одном законодательном «русле»

Кроме нормативно-правового регулирования отрасли, отсутствуют четкие стратегические задачи и целеполагание в области молодежной политики, что приводит к недопониманию регионов по формированию идей и направлений государственной молодежной политики. Регионам необходимо четко установить задачи и направления их работы, в которых они обязаны двигаться для достижения общей цели.

Недостаточное развитие инфраструктуры молодежной политики непосредственно сопряжено с дефицитом кадрового резерва сферы молодежной политики. Только в минувшие года в высших учебных заведениях стали усердно готовить кадровый состав по работе с молодыми людьми. Тем не менее данные кадры никак не могут решить проблемы из-за того, что есть хороший теоретический багаж познаний, но нет практических умений работы с молодыми людьми.

Я считаю, что нужно:

– создать основной законодательный нормативно-правовой акт «О государственной молодежной политики», который будет четко координировать сектор молодежной политики.

– должны формироваться в высших учебных заведениях направления подготовки связанные с работой молодого поколения.

– разработать оценку эффективности работы организаций регионального управления по работе с молодыми людьми.

– разработать качественные и численные критерии оценки для регионов, по которым станут оцениваться работа регионов по формированию молодежной политики.

Также отмечу, что важную значимость при становлении молодежи представляют органы местного самоуправления и государственные органы власти, реализующие молодежную политику с опорой на научные, общественные и практические исследования в молодежной сфере города и района.

Итак, молодежная политика является одним из значимых и многообещающих направлений общественной и финансовой политики Российской Федерации. Основной целью молодежной политики — представляется формирование общественно-финансовых, организационно-правовых условий, поддержка и гарантии для самореализации молодого поколения в современных обстоятельствах, осуществлении его заинтересованностей и общественного положения в обществе, максимального раскрытия индивидуального потенциала молодого поколения в заинтересованностях развития гражданского общества, а кроме того для поддержки молодежных социально-значимых объединений.

Литература:

  1. Апарина А. В. Проблема социально-правовой защиты детей и молодежи в современных условиях. М.: Эксмо, 2015. — 210с.
  2. Бабинцев В. П. Региональные органы власти и проблемы реализации государственной молодежной политики. // Молодежная политика: информационный бюллетень. — 2014. — № 96–100. С.65.
  3. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2013. — 584с.
  4. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. / Под ред. Э. Ш. Камалдиновой. — М.: Социум, 2014. — 284с.
  5. Смирнов А. С. Государственная молодежная политика в современных условиях.// ЭКО.- 2014. — № 5. — С.23
  6. Широков Д. А. Молодежная политика: проблемы выработки приоритетов // Власть. — 2013. — № 12. — С.27


Задать вопрос