Религиозный экстремизм: исследование общественного мнения, методов борьбы и современного состояния экстремистских ячеек в мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Варламов, И. Г. Религиозный экстремизм: исследование общественного мнения, методов борьбы и современного состояния экстремистских ячеек в мире / И. Г. Варламов, А. В. Гучий, М. А. Кистанова, В. В. Кружай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 83-87. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87222/ (дата обращения: 28.01.2022).



В настоящем исследовании авторами рассмотрены теоретические основы религиозного экстремизма. Изучена деятельность экстремистских религиозных организаций. Проанализирована статистка проявления религиозного экстремизма. Приведены способы борьбы с религиозными экстремистскими организациями.

Ключевые слова: религия, экстремизм, противодействие экстремизму, религиозный экстремизм.

Перед существенным рассмотрением такого феномена как религиозный экстремизм, хотелось бы в качестве введения представить картину отношения общества к данному явлению. Нами было проведено исследование в виде опроса ста респондентов, которые поделились своим мнением о приведенном виде экстремизма. Итак, по результатам опроса, большинство (76 %) слышали, но никогда лично не сталкивались с проявлениями религиозного экстремизма. Остальные поделились поровну (по 12 %) — на тех, кто лично сталкивался с религиозным экстремизмом и тех, кто о нем никогда не слышал. Из чего можно сделать вывод, что весомый процент населения посвящен в обсуждаемую тему, и не малая часть опрошенных свидетельствуют о том, что проблема существует и в реальной ближайшей действительности: с религиозным экстремизмом сталкивался каждый восьмой. 15 из 99 человек даже сталкивались с вербовкой в секту. При этом большинство людей не считают религиозный экстремизм насущной проблемой в России.

Экстремизм во всех формах своего проявления преобразовался в некую из опаснейших по масштабам, непредвиденности и последствиям общественно-политических и нравственных проблем, с которой современное общество столкнулось в настоящее время. Проблема заключается, в первую очередь, в том, что чёткого правового понятия «религиозный экстремизм» в российском законодательстве не существует. Анализируя российское законодательство, можно заметить определённую связь религии и экстремизма. Так, в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» термин «религиозные объединения» употребляется часто, но строгого определения нет. Чаще всего, говоря о религиозных объединениях, представители религиозных конфессий и учёные оперируют термином «секта» или «деструктивный культ», вызывающие только негативные ассоциации, что способствует разжиганию религиозного фанатизма и агрессивности. В данный момент именно религиозные организации представляют реальную, хотя и мутно выраженную, опасность для целостности государства и национальной безопасности.

В иных нормативных правовых актах присутствует термин «религиозный экстремизм». Например, в пункте 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утратил силу) сказано, что среди ключевых источников угроз государственной безопасности в сфере национальной и общественной безопасности представляется экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и других организаций и структур, направленная на дезорганизацию единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и общественной ситуации в стране.

Мы выбрали наиболее точное определение религиозного экстремизма, как жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению представителей другой веры вплоть до физического устранения (что получает теологическое оправдание и обоснование). Также, религиозный экстремизм — это отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда идей, противоречащих им. Религиозный экстремизм следует рассматривать как крайнюю форму религиозного фанатизма. Основной целью религиозного экстремизма является признание своей религии ведущей, а также подавление иных религиозных конфессий посредством их принуждения к своей системе религиозной веры.

По результатам проведённого опроса, из перечисленных форм проявления религиозного экстремизма наиболее обсуждаемыми в обществе оказались секты (67 %), жесткое неприятие идей другой религии (64 %) и агрессивное отношение и поведение к иноверцам (62 %). При этом большинство опрашиваемых никогда лично не сталкивались с религиозным экстремизмом, а если такой опыт и был, то в основном он выражался в пропаганде незыблемости, «истинности» одного вероучения и агрессивном отношении и поведении к иноверцам.

Признаками религиозного экстремизма являются:

  1. Фанатичные нетерпимость и жесткость, которые вынуждают человека бессознательно следовать своим личным суждениям и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей.
  2. Постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция принудить других действовать так же.
  3. Отрицание общепризнанных норм нравственности и права, приоритетностей, ведущий к неуместности и несвоевременности использования тех или иных религиозных предписаний.
  4. Грубые и резкие способы общения с людьми, в жестком и категорическом подходе.
  5. Идеологическое содержание в виде приверженности к крайним религиозной и иных сферах социальной жизни.
  6. Социальная опасность, которая выражается в причинении значимого ущерба основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений либо в создании опасности причинения такого вреда.
  7. Динамичный характер, выражающийся, в незаконных и наносящих вред обществу приемах и формах выражения протеста против введенного порядка в той или иной сфере общественных отношений [14].

С. В. Розенко выделяет следующие условия, способствующие формированию такого явления, как религиозный экстремизм:

  1. Сложное социально-экономическое положение в стране.
  2. Внушительное общественное неравенство среди населения.
  3. Падение уровня образованности в обществе.
  4. Провокационный характер деятельности средств массовой информации.
  5. Развитие Интернета [15].

Исходя из жизненного опыта наших респондентов, наиболее влиятельными условиями являются идеологическое воздействие на население через интернет и СМИ и падение уровня образованности в обществе — 55 и 54 человека из 97 соответственно выбрали данные жизненные обстоятельства как самые существенные.

Основными методами религиозно-экстремистских организаций являются: распространение литературы, видео-аудиокассет, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

Причины религиозного экстремизма в обществе могут быть различны: социальные, экономические, политические, религиозные, психологические и др. Но явной причиной религиозного экстремизма является низкий уровень информированности граждан о специфике различных конфессий или полное отсутствие знаний о религии. Д. Б. Петров акцентирует внимание на следующих причинах:

  1. Персональные причины (причины, сопряжённые с физиологией, психологий и работой сознания).
  2. Сексуальность и гендер (религиозный экстремизм формируется как реакция на гендерное равенство в мире).
  3. Тяжёлая обстановка в семье.
  4. Психологические причины (для развития радикальных взглядов в человеке необходим период накопления, когда планируются будущие насильственные действия, а контекстом зачастую становятся примеры мучеников из религии, исповедуемой человеком).
  5. Идентификация личности (будучи преданным членом определённой этнической группы, человек принимает и религию, исповедуемую группой, а также религия может использоваться как сигнал о несогласии и неудовлетворённости обществом).
  6. Секуляризация (переход внушительной части современного мира к научному атеизму привёл к увеличению влияния экстремистских групп в большинстве классических религий).
  7. Неблагополучная гражданская жизнь и плохое гражданское управление (религиозный экстремизм чаще всего возникает в местах, где жизненная ситуация нестабильна и потенциально опасна).
  8. Отрицательная реакция на доминирующую культуру и модернизм (экстремистские убеждения возникают как негативная реакция на ненавистную господствующую культуру, а также как защитная реакция отдельных субъектов на модернизм).
  9. Личный уровень (некоторые экстремисты испытывали нездоровую неприязнь к окружающей их культуре и так как они не могут найти способ выражения данной неприязни, то находят сторонников в своих радикальных взглядах) [10].

По результатам опроса, наиболее частыми причинами вступления в организации религиозно-экстремистской направленности считаются причины, связанные с физиологией, психологией и работой сознания, неблагополучная обстановка в семье и потребность в идентификации.

В нашем исследовании мы привели в пример две организации, связанные не только с религиозным экстремизмом, но и с религиозным терроризмом, так как некоторые организации, относящиеся к религиозному экстремизму, используют в своей деятельности террористические акты для достижения личных целей. Под религиозным терроризмом понимается тактика или стратегия религиозных организаций, заключающаяся в систематическом и религиозно обоснованном использовании террористических актов для достижения своих целей.

В настоящее время существует Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, созданный ФСБ России, куда входят 36 организаций [5]. Если взглянуть на список, то можно увидеть, что большинство организаций оттуда- исламистские, из чего следует, что религиозный экстремизм- достаточно насущная проблема для ислама.

Для первого примера мы выбрали ИГИЛ или Исламское государство. Главной целью организации, по их словам, было установить царство Аллаха на земле и защитить мусульманскую общину от неверных и отступников. Но в то же время их деятельность складывалась из множества преступлений. С конца 2015 года «Исламское государство» стало брать ответственность за террористические акты за пределами контролируемой ими территорией. В 2014–2015 годах следственной группой ООН проводилось исследование, по итогам которого выяснилось, что насилию подвергалось множество общин в Ираке, а наибольшим репрессиям подверглись езиды, преступления в отношении которых расцениваются ООН как геноцид. Также боевиками на территории Ирака совершались массовые казни, этнические чистки, принудительное обращение в ислам, разрушение исторических памятников и религиозных святынь. Все эти преступления расцениваются мировым сообществом как военные преступления и преступления против человечества. Сильнее всего в деятельности ИГИЛ была устроена структура пропаганды и вербовки новых последователей. У «Исламского государства» была собственная медиа-служба, которая распространяла в сети видео- и фотоматериалы, связанные с деятельностью ИГИЛ, существовал интернет-журнал, выпускались новости на пяти языках. При вербовке боевики тщательно изучали профили людей в социальных сетях, а на их основе уже воздействовали на человека.

Религиозные секты также относятся к религиозному экстремизму, хотя некоторые из них и ведут мирную деятельность, но многие не только деструктивно влияют на своих последователей, но и так же используют террористические акты. Подходящим примером стала организация «АУМ Синрикё» — тоталитарная секта в Японии, которая из-за своей деятельности получила печальную известность по всему миру. Её основал Мацумото Тидзуо (далее известный как Асахара Сёко), который с 1977 года начал разрабатывать своё учение, а в 1986 году его организация уже приобрела облик религиозной секты. По словам лидера, последняя мировая война была неизбежна и было необходимо сделать всё, чтобы избранные люди смогли выжить. В 1989 году начинается криминальный путь секты: в феврале были убиты адвокат Сакамото и его семья (адвокат помогал родственникам одного из сектантов и критиковал организацию за её антиобщественную деятельность). В 1994 году организация решила приблизить Апокалипсис посредством террористического акта с использованием отравляющих веществ. Теракт был совершён в японской префектуре Нагано, погибло семь человек. Также в феврале 1995 года члены организации похитили нотариуса Киёси Кария, младшая сестра которого пыталась выйти из секты, ввели ему слишком большую дозу анестетического лекарства, в результате чего он и скончался. Следующим произошёл теракт, обеспечивший секте известность во всём мире — террористический акт в метрополитене Токио. 20 марта 1995 года пятеро последователей секты проткнули пакеты с находящимся внутри жидким нервнопаралитическим газом «Зарином»: от газа погибли 12 человек и получили травмы более 5 тыс. человек. В последствии стало известно, что организация обладала мини-заводом по изготовлению нервно—паралитических газов, занималась бактериологическим оружием, а тот самый предсказываемый Апокалипсис организация собиралась осуществить самостоятельно.

На основании приведённых примеров можно заметить, что религиозный экстремизм никогда не действует прозрачно- истинные причины организации всегда скрывают под религиозными речами и благими целями. Так, в учении «АУМ Синрикё» открыто говорилось, что для спасения человечества нужна не только религия, но и политическая активность, а сам Асахара считал, что ему следует стать религиозным диктатором и рассчитывал на мировое господство. Члены ИГИЛ же даже при своей «благой» цели защитить мусульманское сообщество совершали зверства, грабили банки в городах, которые захватывали, и уничтожали мирных жителей, проживающих на одних с ними землях.

Несмотря на, казалось бы, первенство в списке религиозно-экстремистских организаций течений Ислама, мониторинг проявления религиозного и национального экстремизма в Санкт-Петербурге показывает, что во втором по численности населения городе России преобладают религиозные организации, основанные на Православии.

По результатам проведенного нами опроса, большинство респондентов осведомлены о существовании и деятельности религиозных экстремистских ячеек. Наиболее узнаваемыми являются организации: «ИГИЛ» — о нем знает 88 % респондентов; «Талибан» знаком 72 % процентам опрашиваемых; об организации «Аль-Каида» слышало 57 %.

Затрагивая тему личности преступника, следует отметить, что материалы о внешнем виде религиозных экстремистов, имеют ряд типичных особенностей как общефизического, так и функционального и сопутствующего характера. Наиболее часто ряды религиозных экстремистов пополняют молодые, дееспособные лица в возрасте от 20 до 35 лет Впрочем стоит заметить, что в рамках своего внешнего облика, лица, избравшие «прикрытием» своих противоправных деяний радикальные религиозные течения, зачастую могут заимствовать не только религиозную идеологию, но и сопутствующие ей традиции и обычаи, в том числе и функциональные, и сопутствующие элементы внешности.

Например, отличительной чертой облика мусульманина является: во-первых, присутствие бороды, при этом следует отметить, что усы либо коротко подстрижены, либо отсутствуют, во-вторых, короткая стрижка волос на голове. Также примером типичных признаков внешнего облика подозреваемых, связанных с экстремистской деятельностью, основанной на идеях радикального ислама, представляют сосредоточенный, однако вместе с тем отрешенный от каких-либо обыденных событий взгляд, угрюмое, часто враждебное выражение лица и т. д. Замечается намеренное подражание акценту, жестикуляции, а также привычек и манер действия лидеров и влиятельных представителей организованных групп экстремистской направленности.

Они могут иметь при себе такие вещи религиозного толка как: религиозная литература, коврик для осуществления религиозных обрядов, веточка дерева арак, масляные благовония, личные записи религиозного толка и т.

Одежда, лиц, являющихся членами религиозных экстремистских организаций, также может быть подвержена воздействию религиозных норм, которые определяют, что мусульманам следует носить свободную одежду, не подчеркивающую контуры тела. Одним из самых распространенных вариантов мужской одежды является свободная рубашка либо до колен, либо до ступней, с воротником и т. д.

Качествами, присущими личности религиозных экстремистов, представляются фанатизм и деструктивное поведение. Вышеуказанные особенности в определенной степени характерны для каждого человека, но под воздействием, они могут деформироваться и принимать крайние, извращенные формы. К таким факторам можно отнести недостатки национально религиозного воспитания, неудовлетворенность базовых потребностей, эмоционально-волевые деформации, вызванные стрессовыми ситуациями, а также негативно-социальные интересы и социально-культурную среду [7].

И, наконец, необходимо обсудить способы противодействия религиозному экстремизму. В этой части статьи мы опишем какие методы борьбы с религиозными экстремистскими организациями и профилактики экстремизма используются органами правопорядка и безопасности в Российской Федерации.

Одной из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти страны является обеспечение правопорядка и безопасности населения в условиях террористической и экстремистской угрозы. Противодействие религиозному экстремизму и радикализму является одной из первостепенных задач, стоящих перед органами обеспечения безопасности и правопорядка. Необходимость конкретно борьбы с экстремизмом и его религиозным проявлением обоснована в том числе направлением политики Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации издан Указ о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 02. 07. 2021 № 400. Исследование борьбы с экстремизмом позволяет совершенствовать как сами уголовно-правовые методы борьбы с таким общественным феноменом, так и формировать целостную общегосударственную систему противодействия религиозному экстремизму, в частности.

Стоит уделить внимание существующим и используемым в настоящее время органами правопорядка и безопасности Российской Федерации методам борьбы с религиозным экстремизмом:

  1. Насильственное противоборство, что выражается в жесткой борьбе с ячейками, социальными группами, создающие угрозу для национальной безопасности.
  2. Информационная борьба против проявлений экстремизма. Многие исследователи выделяют, что Российская Федерация использует, в большинстве этот способ [12].

В целом, исследователи склоняются к тому, что наиболее эффективен метод информационной борьбы. Насильственное противоборство или проведение операций по ликвидации экстремистских угроз является скорее свидетельством о совершенности системы общей превенции экстремизма. Если уж использовать такой метод, то целью должны быть не рядовые исполнители, а организаторы и заказчики. Насильственный метод борьбы достаточно часто используется США, стоит вспомнить недавний момент в начале 2020 года, когда их силами был ликвидирован командующий иранской группировки шиитских ополченцев вблизи международного аэропорта в Багдаде. Однако именно такое действие вызвало международный кризис и обострило отношения между странами. Это свидетельствует о том, что такой способ достаточно устарел и должен использоваться только в крайних случаях. К тому же, не исключаются возможные жертвы среди гражданского населения, что также повышает опасность использования данного метода.

Мы придерживаемся мнения, что правильная превенция угрозы экстремизма является более эффективной, чем искоренение последствий. К информационной борьбе относят такие методы как разъяснительные работы в школах, высших учебных заведениях, разъяснение о антигуманистической природе экстремизма в средствах массовой информации, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что респонденты так же разделяют наше мнение. Из перечисленных способов борьбы с религиозным экстремизмом к в качестве наиболее эффективных были выбраны: разъяснительные работы в школах и высших учебных заведениях (64,6 %), пропаганда гуманистической идеологии и гуманистических ценностей (49,5 %) и разъяснение об антигуманистической природе экстремизма в СМИ (44,4 %).

Однако и информационный метод борьбы с экстремизмом имеет ряд проблем. Ввиду недостатка критериев, отчетливо определяющих что же считать экстремизмом, осложняется организация противодействия этому явлению, более того, имеют место случаи, когда, из-за отсутствия критериев для определения экстремизма, возникает опасность дестабилизации всего общества. Так, в 2009 году Комсомольская правда, в которой было описано, что российский историк А. И. Долженко пришел к выводу о том, что Ветхий Завет содержит пропаганду и призывы к убийствам, насилию, геноциду, что относит Ветхий Завет к религиозной экстремисткой литературе. Если бы экспертами действительно было установлен факт религиозного экстремизма, то к уголовной ответственности были подвергнуты невиновные лица, имеющие какое-либо отношение к Ветхому Завету, т. е. издатели или книжные магазины, где продавался Ветхий Завет.

В качестве итога скажем, что оценка методов борьбы, применяемых для предотвращения религиозной экстремистской деятельности, показывает, что наиболее эффективным является информационное противодействие экстремизму. Однако, организация системы общей превенции религиозному экстремизму является сложным процессом, ввиду отсутствия в законодательных актах критериев, отчетливо определяющих те или иные действия как экстремистские. Необходимо установить перечень признаков экстремистской деятельности, чтобы иметь возможность более точно применять методы информационной борьбы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета, 30.07.2002, № 138, ст. 3007.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета, 31.12.2015, № 172, ст.212 (утратил силу).
  3. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета, 02.07.2021, № 1, ст. 312.
  4. Аминов, Д. И. К вопросу о противодействии религиозному экстремизму и терроризму / Д. И. Аминов, А. Н. Мусаев. — Текст: непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — № 12. — С. 39–42.
  5. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими [Электронный ресурс] URL: http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm
  6. Мирсаидова, Н. Религиозный экстремизм / Н. Мирсаидова. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 12. — С. 115–118.
  7. Нурусланов, Э. Ф. Некоторые особенности личности религиозных экстремистов, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы / Э. Ф. Нурусланов. — Текст: непосредственный // Казанский педагогический журнал. — 2017. — № 5. — С. 163–168.
  8. Пелюх, Е. И. Религиозный экстремизм в современной России: теоретические аспекты / Е. И. Пелюх, М. М. Старосельцева. — Текст: непосредственный // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2012. — № 2. — С. 50–53.
  9. Пеструилова, Н. Н. Феномен «ИГИЛ» / Н. Н. Пеструилова, Е. С. Тесленко. — Текст: непосредственный // Виктимология. — 2015. — № 1. — С. 34–39.
  10. Петров, Д. Б. Профилактика религиозного экстремизма: теория и практика / Д. Б. Петров. — 1-е изд. — Саратов: Саратовский источник, 2018. — 85 с c. — Текст: непосредственный.
  11. Письмо Специального советника и главы Следственной группы Организации Объединенных Наций по содействию привлечению к ответственности за преступления, совершенные ДАИШ/«Исламским государством Ирака и Леванта», от 1 мая 2021 года на имя Председателя Совета Безопасности [Электронный ресурс]: 3 May 2021. — S/2021/419. — С.31. URL: https://www.undocs.org/ru/S/2021/419
  12. Пролетенкова, С. Е. Противодействие религиозному экстремизму: стратегические возможности / С. Е. Пролетенкова. — Текст: непосредственный // Уголовно-исполнительное право. — 2012. — № 2. — С. 30–34.
  13. Результаты мониторинга проявлений религиозного и национального экстремизма в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2020/12/10/12/
  14. Религиозный экстремизм // межрегиональная общественная организация «Центр содействия государству в противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] URL: https://www.csgped.ru/protivodejstvie/ekstremistskaja-dejatelnost/religioznyi-ekstremizm.html
  15. Розенко, С. В. О религиозном экстремизме / С. В. Розенко. — Текст: непосредственный // Правовая политика и правовая жизнь. — 2010. — № 4. — С. 20–24.
  16. Сиваков, Е. М. Тоталитарная секта «Аум Синрикё» и религиозная безопасность Японии / Е. М. Сиваков. — Текст: непосредственный // Ежегодник Япония. — 2007. — № 36. — С. 188–205.
Основные термины (генерируются автоматически): религиозный экстремизм, Российская Федерация, Ветхий Завет, информационная борьба, национальная безопасность, экстремистская деятельность, агрессивное отношение, результат опроса, религия, том.


Задать вопрос