Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 20.12.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Белеванцева, О. Н. Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи / О. Н. Белеванцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87083/ (дата обращения: 20.01.2022).



Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности является одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Ведущими направлениями в обучении русскому языку и чтению становится формирование коммуникативной компетенции. Задача учителя помочь ученику не бояться проблемных ситуаций, находить возможные пути их решения, развивать в себе любознательность, стремление к самообразованию, умение налаживать общение с окружающими и совместно решать задачи.

Технология проблемного обучения максимально способствует обучению детей постановке проблемы, формулированию возможных путей ее решения. Отработка этого навыка происходит в диалоге с учителем. Разработанная Е. Л. Мельниковой [1] технология проблемного обучения моделирует все этапы открытия «новых» знаний. Ученики создают проблемную ситуацию и прорабатывают пути ее решения под руководством учителя, который посредством специальных реплик выстраивает разные виды учебного диалога. Ученики не только учатся формулировать проблемы и предлагают пути их решения, но и учатся аргументировать свое мнение, учитывая речевую ситуацию, созданную в рамках урока или внеурочной деятельности.

Технология проблемно-диалогического обучения включает в себя:

— технологию постановки учебной проблемы;

— технологию поиска решения учебной проблемы;

— творческое воспроизведение знаний.

На уроке посредством побуждающего или подводящего диалога (выстраиваемого учителем) происходит сначала постановка учебной задачи/проблемы — формулировка темы урока, а затем происходит поиск решения/открытия «нового» знания.

На этом этапе организация диалога является одной из самых сложных с методической точки зрения, так как учитель должен выполнять одновременно 4 действия: побуждать учащихся к выдвижению гипотез, принимать выдвигаемые учащимися гипотезы, побуждать к проверке гипотез, принимать предлагаемые проверки гипотез.

Покажем пример использования побуждающего к гипотезам диалога при поиске решений проблемной ситуации на этапе «открытия» новых знаний (В. Г. Короленко «Дети подземелья». Глава «Кукла». Урок чтения и развития речи в 7 классе УО 1 вид).

Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

К гипотезам:

— Какие есть гипотезы?

К аргументу/ контраргументу:

— Согласны с этой гипотезой? Почему?

К плану проверки:

— Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка

К решающей гипотезе

К аргументу/ контраргументу

К плану проверки

Сообщение

Решающей гипотезы

Аргумента/ контраргумента

Плана проверки

При постановке учебной проблемы, рассматривая иллюстрации, ученица обозначила тему урока: Глава «Кукла», чтение, выяснение значения куклы для каждого из героев.

Чтение и развитие речи, 7 класс. В. Г. Короленко «Дети подземелья». Глава «Кукла» (фрагмент урока).

Учитель

Ученик

использует подводящий к знанию диалог

формулирует «новое» знание

(После чтения 1 абзаца главы «Кукла»)

— Посмотрите еще раз на иллюстрации, какие будут гипотезы о роли куклы для каждого из главных героев произведения? (Побуждение к выдвижению гипотез).

—Так ли это на самом деле? (Побуждение к устной проверке)

— Как Вася относился к покойной матери? (Подсказка к контраргументу)

—Какие есть еще гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез).

—Были ли у Маруси куклы, чем она играла? (Подсказка к контраргументу)

— Как может Маруся отреагировать на новую красивую куклу? (Побуждение к выдвижению гипотез).

—Что значит эта кукла для пана судьи, отца Васи?

— Как отец Васи чувствовал себя после смерти жены, о чем это говорит? (Подсказка к контраргументу)

— Какие есть еще гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез).

—Как проверить наши гипотезы (побуждение к практической проверке)?

— Читаем, останавливаясь на тех местах, где дается подтверждение или опровержение нашим гипотезам.

-Для Васи кукла не важна, он мальчик. Ему она нужна только для того, чтобы обрадовать Марусю (ошибочная гипотеза).

—Марусе кукла не нужна, потому что она сильно заболела, уже не радуется игрушкам Васи, никого не узнает (ошибочная гипотеза).

Молчит

— Вася очень любил мать и помнил о ней, горевал (контраргумент).

— Васе дорога эта кукла как память о маме, поэтому он ее высоко ценит и надеется, что она придаст силы Марусе (решающая гипотеза).

—У Маруси никогда не было куклы, потому что она нищенка, он играла цветами, перебирая их. (контраргумент).

— Марусе может понравиться кукла. (решающая гипотеза).

— Отец взрослый и он не играет в куклы (ошибочная гипотеза).

— Он очень горевал после смерти жены, потому что любил ее (контраргумент).

— Ему дорога эта кукла как память о жене (решающая гипотеза).

—Прочитать главу дальше.

Ученица останавливается на фрагментах, которые иллюстрируют верные гипотезы, и делает вывод о роли куклы в жизни героев главы (аргументы).

Таким образом, ученица на основе прочитанного текста, анализа поведения героев, их психологического портрета самостоятельно делает выводы, формулирует с помощью учителя верные рассуждения или создает новый продукт (ученице предлагается выполнить задание 10 и написать сочинение на тему «Минуты радости и тревоги»), используя полученные «новые» знания.

Проблемно-диалогическое обучение чтению и развитию речи способствует росту самостоятельной и осознанной работы на уроке. Школьники сами добывают новые знания, у них формируются способности, отражающие развитие коммуникативной компетенции: способность к самообразованию, способность принимать взвешенное решение и осуществлять его, внимание к составляющим речевой ситуации, творческое воображение, способность к конструктивному взаимодействию, способность к аргументации собственного мнения.

Литература:

  1. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е. Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. — М.: Баласс, 2008. — Вып. 8. — С. 5.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Основные термины (генерируются автоматически): выдвижение гипотез, решающая гипотеза, гипотеза, контраргумент, кукла, ошибочная гипотеза, план проверки, побуждение, развитие речи, учебная проблема.


Задать вопрос