Феномен «твиттер-революции» в политическом пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 22.12.2021

Статья просмотрена: 355 раз

Библиографическое описание:

Эганян, А. К. Феномен «твиттер-революции» в политическом пространстве / А. К. Эганян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87169/ (дата обращения: 11.10.2024).



В статье автором рассматриваются функции микроблогинг-платформы “Твиттер” и её использование в качестве инструмента для возникновения гражданского протеста

Ключевые слова: твиттер-революция, интернет-пользователь, твиттер, политический процесс, ретвит, СМИ, социальная сеть, статистика.

На сегодняшний день происходит бурное развитие информационных технологий, которое породило такой феномен, как Твиттер-революция. Это протесты, демарши, революции, регулирование которых происходит через популярные социальные сети, в том числе и Твиттер.

Сегодня социальные сети довольно-таки прочно укоренились в нашей жизни. Из статистических данных 2018 года можно сделать такие выводы:

1) Количество интернет-пользователей в 2018 году достигло 4,021 млрд человек, что на 7 % больше в сравнении с данными год назад.

2) Аудитория социальных сетей в 2018 году насчитывает 3,196 млрд человек — на 13 % выше прошлогодней цифры

3) Число пользователей мобильных телефонов составляет 5,135 млрд человек, это означает плюс 4 % к значению прошлого года.

В 2019 году возросло не только количество интернет-пользователей, но и время, которое люди проводят в сети. По данным от GlobalWebIndex, среднестатистический интернет-юзер сегодня проводит около 6 часов в день.

В ходе данной научно-исследовательской работы был проведён опрос людей в возрасте от 18 до 24, так как предполагал, что многие будут знакомы с определением Твиттер-революции. В опросе приняли участие чуть более ста человек. Ниже представлены данные.

За последние годы Твиттер захватил политический мир штурмом и обрёл настоящую мощь в дипломатии. Граждане теперь могут с лёгкостью узнавать о международных политических актах, а также высказывать и аргументировать свои мнения по поводу того или иного политического события. Что касается самого правительства, то благодаря этому приложению можно разрабатывать статистические данные о политических предпочтениях электората. Во многом, благодаря Твиттеру отношения между дипломатией и социальными сетями вышли на совершенно другой уровень развития.

Действительно ли Твиттер обрёл серьёзное влияние на политический процесс? Исследования в этой области отсутствуют, но ответы имеет основополагающее значение для понимания того, как Твиттер влияет на отношения между политическими лидерами и общественностью. Основная мотивация людей может быть информационной. Если так, то по этой причине можно предположить, что подписчики используют твиты лидеров в качестве источника новостей, чтобы быть в курсе ключевых вопросов и кандидатов. Такой вывод подкрепил бы комментарии одного из руководителей Твиттера, который сказал, что твиты — это новости, и что Твиттер не следует считать социальной сетью.

Исследования, проводимыми учёными, предполагают, что люди являются активными пользователями СМИ, и очевидно, Твиттер создан для активного использования. В отличие от других сред, таких как телевидение, где зрители, как правило, являются пассивными получателями информации, пользователи Твиттера могут участвовать в получении информации, отвечая на неё, публикуя сообщения или делая ретвиты. Теория использования основана на идее того, что медиа ориентированы на цель. С точки зрения политического использования Твиттера логично предположить, что у людей есть цель, когда они пытаются найти твиты политических лидеров. Важно отметить, что теория предполагает, что у людей есть мотивы для использования средств массовой информации, а также на последствия этого использования.

Ниже предоставлена таблица, которая позволяет нам увидеть, насколько Твиттер стал массовым инструментом.

Существует множество мотивов, которые люди обычно используют в своих СМИ для поиска политической или других видов информации.

1) Удобство (люди хотят получать информацию из средств массовой информации, которые легкодоступны);

2) Развлечения (полученная информация предназначена для развлечения и расслабления);

3) Самовыражение (человек хочет быть вовлечёнными и выражать собственное мнение);

4) Руководство (человек собирает информацию, которая в дальнейшем поможет ему принять политическое решение);

5) Социальная полезность (люди хотят, чтоб полученная ими информация помогали в их социальных взаимодействиях, например, когда они обсуждают с друзьями действия того или иного политического деятеля)

Хотя твиты состоят из сообщений длиной не более 280 символов, многое можно передать в этом ограниченном пространстве. Твиты политических лидеров могут содержать такую информацию, как политические предложения, личную информацию, статистику, цитаты, реакцию на другие твиты.

Вообще, такой термин, как Твиттер-революция появился после массовых беспорядков в Молдавии и Иране в 2009 году, а его автором стал американский исследователь белорусского происхождения Евгений Морозов. Он считает, что Твиттер — это проводник демократии. Но также, есть и опровержение на этот счёт. Так, канадский писатель Малькольм Гладуэлл доказал, что и в Иране, и в Молдове значительная часть сообщений в социальных сетях была сделана активистами, находящимися за границей. В заключении своей статьи Гладуэлл считает, что в сети невозможно создать дисциплинированную организацию с преданными участниками, а значит в Твиттере невозможно управлять революцией.

Было несколько событий, которые наглядно показали влияние Твиттера на политическую жизнь общества. Первой причиной возникновения этого феномена стали массовые беспорядки в Кишинёве. В 2009 году после того, как Партия коммунистов получила большинство голосов, на улицы вышло около 10 тысяч демонстранты, которые сразу же после объявления выборов начали протестовать. В то время, когда подавляющая часть СМИ толком никак не комментировали эту ситуацию, на поле протестов вышли социальные медиа. Сотни людей ежеминутно публиковали твиты, в которых была информация о происходящем в центре Кишинёва. Таким образом, количество протестующих, благодаря Твиттеру, увеличилось до 35 тысяч людей.

Вторым значительным событием можно назвать события в Египте в январе 2011 года, когда в стране начались массовые беспорядки. Власть была обеспокоена высокой активностью протестных микроблогов в Твиттере, вследствие этого президент Хосни Мубарак решил отключить интернет по всей стране. Но через какое-то время Твиттер увидел внезапное падение египетского трафика практически до нуля. Компания была шокирована этим и решила разработать систему пользования Твиттером через голосовую телефонную связь. В результате этого народ смог добиться справедливости и заставить подать в отставку действующего президента.

Третье значительное событие произошло недавно. Летом 2019 года в Москве проходило множество акций, протестов и митингов, которые всегда заканчивались массовыми задержаниями. Митингующие хотели добиться допуска к участию в выборах оппозиционных кандидатов. Один из фигурантов “Московского дела” Владислав Синица опубликовал твит, в котором сделан предположение о том, что после применения жестокого насилия к участникам митингов сотрудники правоохранительных органов могут столкнуться с насилием в отношении их детей. В итоге Синица был задержан 3 августа и осуждён на 5 лет колонии в соответствии со статьёй.

Также, 21-летний блогер Егор Жуков предсказал на своём ютюб-канале, что после митинга 27 июля ко многим приедет “черный воронок”. После выхода видео в сеть, буквально через несколько часов к студенту Высшей школы экономики пришли с обыском. Следователи нашли признаки экстремизма в его роликах и просили у судьи 4 года колонии для Жукова. Это вызвало большой общественный резонанс в сети и на суд пришли поддержать телеведущая Арина Бородина, учредитель “Медиазоны” Пётр Верзилов, актриса Чулпан Хаматова и музыкант Мирон Фёдоров, также известный под псевдонимом Оксимирон. Последний активно выкладывал посты в Твиттер, в которых призывал к неравнодушию и активному участии в деле Жукова. 6 декабря к Кунцевскому суду пришли несколько сотен человек и поддержали подсудимого. По итогу суд дал 3 года условно.

Исходя из всего этого можно сказать, что Твиттер может стать мобилизационным инструментом в руках активистов, но пока рано считать, что революция в интернете возможна без участия традиционных СМИ. Твиттер является более социально ориентированным источником, по сравнению с другими онлайн-платформами.

Литература:

  1. Морозов, Е. Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети / Е. Морозов. — 1-е изд. — Москва: Элементы, 2014. — 528 c. — Текст: непосредственный.
  2. Гладуэлл, М. Мелочь / М. Гладуэлл. — Текст: непосредственный // The New York Times. — 2016. — № 14. — С. 32–47.
Основные термины (генерируются автоматически): млрд человек, сеть, данные, значительное событие, информация, Иран, массовая информация, политический, политический процесс, социальная сеть.


Похожие статьи

«ВКонтакте» vs YouTube. Особенности социальных медиа

В работе рассмотрены социальная сеть ВКонтакте и видеохостинг YouTube. На основе их анализа выявлены ключевые особенности социальных медиа в контексте традиционных СМИ. Приведены аргументы, доказывающие необходимость перехода традиционных СМИ в новые...

Политики и социальные сети: друзья или враги?

В статье проводится анализ роли социальных сетей в построении имиджа современного политика. Исследуется механизмы завоевания политиком популярности в социальных сетях, а также использование сетей как инструментов привлечения сторонников.

Особенности использования pr-технологий в политической сфере

В рамках статьи рассматривается история становления паблик рилейшнз, определяются общие понятия термина PR, способы использования пиар технологий в политической сфере, прописываются особенности взаимоотношений власти и общества, а также признаки и фу...

Сущность SMM-маркетинга и продвижение бизнес-аккаунта в Instagram

В статье анализируются продвижение бизнес-аккаунта в социальных сетях, понятие и сущность SMM-маркетинга, особенность продвижения бизнес-аккаунта в Инстаграм.

Управление личным брендом в социальных сетях: этапы формирования и монетизация блога

В статье автор сформировал этапы построения личного бренда и рассмотрел способы его монетизации.

Формирование новейших политических интернет-профессий и тренд на цифровизацию власти

В статье рассматриваются аспекты формирования новых политических профессий путем внедрения и использования информационно-коммуникационной сети Интернет. Проводится анализ ключевых направлений развития отрасли, а также выявляются основные тренды испол...

Социальная сеть Instagram как канал трансляции феминистских идей (на материале публикаций в Instagram на английском языке)

Данная статья посвящена составлению типологии феминистских идей в социальной сети «Instagram», а также лингвистическому анализу феминистского дискурса.

Фанфик: кукольный мир интернета

В статье исследуется фанфик как социокультурный феномен, отразивший особенности постсовременного общества, которые и сделали данный сегмент сетевой литературы массовым, доступным и популярным.

Краудсорсинг как явление цифровой экономики

Представленная статья рассматривает новое явление цифровой экономики — краудсорсинг. В статье определены следующие моменты: понятие, возникновение, цели и задачи краудсорсинга, его основные преимущества и недостатки.

Формирование будущего цифровой экономики и общества

В статье рассматриваются проблемы развития «Цифровая экономика», как происходит переход к информационному обществу, как воздействует Интернет-технология на создание и ведение бизнеса.

Похожие статьи

«ВКонтакте» vs YouTube. Особенности социальных медиа

В работе рассмотрены социальная сеть ВКонтакте и видеохостинг YouTube. На основе их анализа выявлены ключевые особенности социальных медиа в контексте традиционных СМИ. Приведены аргументы, доказывающие необходимость перехода традиционных СМИ в новые...

Политики и социальные сети: друзья или враги?

В статье проводится анализ роли социальных сетей в построении имиджа современного политика. Исследуется механизмы завоевания политиком популярности в социальных сетях, а также использование сетей как инструментов привлечения сторонников.

Особенности использования pr-технологий в политической сфере

В рамках статьи рассматривается история становления паблик рилейшнз, определяются общие понятия термина PR, способы использования пиар технологий в политической сфере, прописываются особенности взаимоотношений власти и общества, а также признаки и фу...

Сущность SMM-маркетинга и продвижение бизнес-аккаунта в Instagram

В статье анализируются продвижение бизнес-аккаунта в социальных сетях, понятие и сущность SMM-маркетинга, особенность продвижения бизнес-аккаунта в Инстаграм.

Управление личным брендом в социальных сетях: этапы формирования и монетизация блога

В статье автор сформировал этапы построения личного бренда и рассмотрел способы его монетизации.

Формирование новейших политических интернет-профессий и тренд на цифровизацию власти

В статье рассматриваются аспекты формирования новых политических профессий путем внедрения и использования информационно-коммуникационной сети Интернет. Проводится анализ ключевых направлений развития отрасли, а также выявляются основные тренды испол...

Социальная сеть Instagram как канал трансляции феминистских идей (на материале публикаций в Instagram на английском языке)

Данная статья посвящена составлению типологии феминистских идей в социальной сети «Instagram», а также лингвистическому анализу феминистского дискурса.

Фанфик: кукольный мир интернета

В статье исследуется фанфик как социокультурный феномен, отразивший особенности постсовременного общества, которые и сделали данный сегмент сетевой литературы массовым, доступным и популярным.

Краудсорсинг как явление цифровой экономики

Представленная статья рассматривает новое явление цифровой экономики — краудсорсинг. В статье определены следующие моменты: понятие, возникновение, цели и задачи краудсорсинга, его основные преимущества и недостатки.

Формирование будущего цифровой экономики и общества

В статье рассматриваются проблемы развития «Цифровая экономика», как происходит переход к информационному обществу, как воздействует Интернет-технология на создание и ведение бизнеса.

Задать вопрос