Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 11.04.2017

Статья просмотрена: 637 раз

Библиографическое описание:

Милорава А. Р. Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 182-184. — URL https://moluch.ru/archive/148/41909/ (дата обращения: 26.05.2018).



В статье раскрывается значение СМИ в формировании политического сознания граждан. Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ.

Ключевые слова: СМИ, роль СМИ, функции СМИ, политическое сознание

На сегодняшний день СМИ имеют важнейшее значение для политической системы общества и играют одну из ключевых ролей в формировании политического сознания граждан. Наиболее распространенными средствами массовой информации являются пресса, телевидение, радио, а также особое место в этом списке занимают интернет-ресурсы.

В мае 2016 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос на тему: «К каким СМИ россияне чаще всего обращаются за новостями о событиях в стране и мире». Результаты были следующие: наиболее предпочитаемым источником является телевидение, однако его популярность снижается (62 % в 2015 г., 57 % в 2016 г.), второе место занимают интернет-ресурсы и, к слову, их популярность увеличивается с каждым годом (22 % в 2015 г., 27 % в 2016 г.), что касается радио, газет и журналов, то это менее востребованные средства массовой информации, к ним обращаются примерно 3 % опрошенных. Следует отметить уровень доверия граждан к СМИ, и здесь лидирующие положение снова занимает телевидение (53 % респондентов больше доверяет телевизионным сюжетам). [1]

К основным функциям СМИ относятся:

  1. Информационная функция. Её суть заключается в освещении средствами массовой информации событий, происходящих как в отдельной стране, так и в мире. Информация не только передается населению, но также оценивается и комментируется экспертами.
  2. СМИ выступает средством политической социализации. С их помощью население усваивает политические нормы и ценности; образцы и модели политического поведения.
  3. Функция представления различных общественных интересов и мнений, взглядов на политические события.
  4. Функция формирования общественного мнения — одна из важнейших функций СМИ. Оно формируется, например, под влиянием политических лидеров, экспертов в области политики, которых мы ежедневно видим на экранах телевизоров в выпусках новостей, ток-шоу и других телепередачах.
  5. Функция критики и контроля. Она позволяет гражданам анализировать и оценивать события, действия органов/представителей власти. Однако в современном обществе люди предпочитают усваивать уже готовую проанализированную информацию. Этот факт создает условия для различного рода манипуляций политическим сознанием граждан. Огромное количество россиян, не обладая высоким уровнем политических и правовых знаний, потребляет не объективную, а «нужную» для различных субъектов власти информацию. Эта особенность позволяет СМИ в буквальном смысле управлять массовым сознанием населения.
  6. Мобилизационная функция. Суть заключается в побуждении средствами массовой информации к определенным политическим действиям. Ярким примером может служить недавно вышедший фильм-расследование оппозиционера Алексея Навального о недвижимости премьер-министра России Дмитрия Медведева. За считанные дни фильм набрал более десяти миллионов просмотров на YouTube и побудил к конкретным политическим действиям — по всей России прошли митинги против коррупции.

Политическое влияние СМИ осуществляется путём воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с истинной информацией в пропаганде нередко подаётся полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация, особенно это касается Интернет-ресурсов. Нередко на различных сайтах осуществляется так называемый «информационный вброс», то есть публикация ложной информации с целью получения какой-либо выгоды. Часто такие публикации даже не имеют автора, однако часть населения усваивает эту информацию, не задумываясь о ее истинности.

В процессе обновления нашего общества, изменения политической системы принципиально изменяются место и роль СМИ. Из безоговорочно подчиняющихся партийно-бюрократическому аппарату они превратились в активную влиятельную составную часть нашей политической системы, общественного судью, народного стража общественного порядка и справедливости, в неотъемлемый элемент формирующегося правового государства.

Следует отметить, что СМИ умело создают информационные поводы в интересах различных общественно-политических сил и расставляют нужные акценты политической реальности. В современной России актуальны проблемы в области экономики и социальной сфере, об этом нам говорят данные опроса ВЦИОМ, проведенного в октябре 2016 года на тему «какие проблемы россияне считают наиболее значимыми в масштабах страны и как оценивают состояние различных сфер экономики и других секторов».Низкие зарплаты (15 %) и экономические трудности (14 %) возглавляют рейтинг проблем страны. В ТОП-5 также входят инфляция (12 %) и безработица (12 %).Втечение 2016 года фиксируется рост озабоченности проблемами здравоохранения — эта проблема второй держится на третьей строчке народного рейтинга. [2] Однако на современных политических телепередачах, таких как «Место встречи», «60 минут», «Вечер с Владимиром Соловьевым» и др. освещают не актуальные проблемы внутриполитического характера, а события внешней политики, тем самым СМИ отвлекают граждан и контролируют их политическое сознание.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные СМИ, формирующие политическое сознание населения, становятся стержнем политического процесса. Деятельности СМИ осуществляется по заданной политической линии. Политика же, в свою очередь, не может обходиться без СМИ, так как они являются проводником между властью и обществом.

Литература:

  1. ВЦИОМ. Режим доступа: // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115679
  2. ВЦИОМ. Режим доступа: // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115901
Основные термины (генерируются автоматически): массовой информации, средствами массовой информации, роль СМИ, политического сознания граждан, формировании политического сознания, политическое сознание, политической системы, значение СМИ, СМИ россияне, функции СМИ, важнейших функций СМИ, Политическое влияние СМИ, Деятельности СМИ, современные СМИ, политическим действиям, политическим сознанием граждан, уровень доверия, общественного мнения, политической системы общества, современном обществе.


Ключевые слова

СМИ, роль СМИ, функции СМИ, политическое сознание

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос