Характеристика общественно-политической прессы как типа издания, повествующего об экономике | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

III международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, июнь 2014)

Дата публикации: 09.06.2014

Статья просмотрена: 5043 раза

Библиографическое описание:

Мингинос В. П. Характеристика общественно-политической прессы как типа издания, повествующего об экономике [Текст] // Современная филология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 139-143. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/108/5823/ (дата обращения: 22.09.2018).

Общественно-политическая пресса является главным источником экономической информации для большей части населения страны, формирует экономическое сознание и помогает принять экономические решения.

Однако на сегодняшний день автору не удалось найти полноценных исследований общественно-политических изданий, как отдельного типа прессы. Современные исследователи в большей степени уделяют внимание специализированным изданиям, которые удовлетворяют интересы аудитории в дополнительной информации, рассчитанной на специфические особенности читателей и интересы аудитории в различных сферах жизнедеятельности, тогда как массовые газеты универсального типа играют главную роль в ориентации аудитории.

При характеристике данной группы изданий, опираясь на работы Я. Н. Засурского [13], С. Г. Корконосенко [9], Е. А. Корнилова [10], С. М. Гуревича [6], А. А. Грабельникова [4], различные определения общественно-политической прессы можно свести к следующему понятию — это не специализированные издания, т. е. универсальные — для всех обо всем.

Подобные определения не дают полного представления о данном виде изданий, о типоформирующих чертах и характеристиках, согласно которым можно было бы отнести ту или иную газету к общественно-политической прессе. В разделе 3.2.5 «Виды периодических и продолжающихся изданий» ГОСТа 7.60–2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды», даются следующие определения:

-        «газета: Периодическое газетное издание, выходящее через непродолжительные интервалы времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

-        общеполитическая газета: Газета, систематически освещающая вопросы внутренней и внешней политики страны, а также международную жизнь». [5,c.20]

Согласно примечанию к пункту 3.2.5.1.1 общеполитические газеты различают по месту распространения и выпуска: международные, общероссийские, республиканские, в том числе автономных областей, краевые, областные, городские, районные, низовые газеты.

В научной же литературе при характеристике общественно-политических (универсально-тематических, универсальных) газет, в основном рассматривают издания, имеющие общероссийский ареал распространения.

В учебном пособии для вузов «Система средств массовой информации России» (под редакцией Я. Н. Засурского) говорится, что в группе общероссийских газетных изданий наиболее широко приставлен класс общественно-политических или универсально-тематических газет. Эти издания можно охарактеризовать как газеты «для всех обо всем». Отличительными чертами рассматриваемого типа изданий является предназначенность для всех, обращенность ко всем, доступность каждому. «Их универсальность проявляется в полифункциональности — реализации всех базовых функций СМИ и информационном охвате всех сфер общественной жизни. Для отечественной журналистики издания с ярко выраженными чертами «газеты для всех» традиционны. Именно универсальность во многом обеспечивает их устойчивость на информационном рынке, особенно в условиях, когда низкий платежеспособный спрос населения диктует ограничения в выборе газетной и журнальной продукции» [13].

Л. Л. Реснянская в статье «Общероссийские газетные издания» наряду с двумя полярными видами прессы — универсально-тематической и специализированной, выделяют еще один класс, которые совмещает характеристики двух типов этих изданий — «обо всем для единомышленников», к ним можно отнести издания политических партий, ориентированные на выражение интересов определенного круга лиц. «Но наиболее часто газеты смешанного типа встречаются среди «новичков», недавно вышедших на информационный рынок и уточняющих свои типологические особенности под воздействием конъюнктуры и спроса» [12, c.4].

Основываясь на выше сказанном, можно сделать вывод, что универсальная пресса и общественно — политическая это тождественные понятия. Развивая данный тезис, В. В. Ворошилов считает, что «в рамках универсальной прессы можно выделить два полюса: качественный, с преобладанием функций аналитических и информационных, и массовый, с усилением развлекательных функций с акцентом на скандальность, сенсационность и т. д. Традиционные общественно-политические издания обычно реализуют модель качественно-массовую, а новые активно разрабатывают модель массового или качественного (аналитического) издания». [3, с.75]

Если же говорить о цели рассматриваемого типа изданий, то среди исследователей есть мнение, что массово-публицистические издания, в произведениях жанров журналистики, публицистики, отражают публичную сферу, текущую действительность. [14,с.45]

С. М. Гуревич, анализируя систему текстовых публикаций номера, тоже обращает внимание на особенности жанрового содержания. В массовых общественно-политических газетах важнейшую роль играют публицистические материалы, в широком смысле слова, «т. е. все журналистские произведения — от заметок до эссе, в которых освещаются факты и события, имеющие значение для жизни людей, поднимаются актуальные вопросы и проблемы политики, экономики и других важнейших общественных сфер. Все эти материалы образуют подсистему жанров газетной публицистики. Они представляют основное содержание большинства газет — как их комплектов, так и каждого отдельного номера. Эти тексты дают читателю ту разнообразную и непрерывно меняющуюся панораму событий в мире или в определенном регионе, которую он ожидает увидеть в газете» [6]. Таким образом, С. М. Гуревич еще раз подчеркивает универсальный характер общественно-политической прессы. Однако автор рассматривает не только содержание, но и внешний облик универсальных изданий, отмечая, что многие, будь то общероссийские или городские, общественно-политические газеты выходят в большом формате А2, что зачастую влияет на объем номера. Большинство общенациональных изданий при формате А2 ограничивают объем 4–6 полосами. Хотя городские и или районные общественно-политические газеты в основном выходят форматом А3.

Интересен подход к общественно-политическим изданиям с точки зрения PR. Л. Г. Безумова в курсе лекций по основам PR- технологий отмечает, что общественно-политические газеты неохотно представляют свои площади для PR-информации даже крупных коммерческих компаний, в отличие от деловой прессы. Поскольку ориентированы на информацию о терактах, новых высказываниях президента и его окружения, ценах на рынке, интервью с должностными лицами и т. д. [2] Это связано с тем, что общественно-политические издания являются выразителями общего интереса граждан, а не только деловых кругов. «В этот сегмент входят региональные и муниципальные средства массовой информации, являющиеся не только основным средством трансляции общегосударственной, общественно значимой информации, но и механизмом формирования политической культуры граждан», [11, c.325] отношения к процессам и явлениям общественно жизни, поскольку предоставляют более широкие возможности для социального осмысления социальных вопросов, чем телевидение и рекламно-информационные СМИ. [8, c.4]

Вышеприведенные определения не дают целостного представления об общественно-политической прессе, рассматривая экономический аспект ее контекста. Поскольку ни один из упомянутых авторов не ставит перед собой задачи дать целостную и всестороннюю характеристику универсально-тематических изданий. Наиболее масштабное и глубокое исследование провел в 1998 году А. Н. Алексеев, он подверг качественно-количественному анализу 410 печатных СМИ России, и выделил 4 ведущих газетных типа: общественно-политическая пресса, информационно-рекламная пресса, пресса массовой культуры, партийная пресса.

А. Н. Алексеев в статье «Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии» дает следующее определение: «Общественно-политическая пресса — это общероссийские, республиканские, городские газеты, имеющие своим предшественником абсолютно преобладавший в советской печати тип массовой общеполитической газеты. Для общественно-политической прессы характерен синдром функции информирования о событиях, обзорной и аналитической функций (все иные функции могут присутствовать, но выступают обычно в качестве подчиненных, второстепенных). Издания этого типа можно было бы назвать и «информационно-аналитической прессой» (памятуя, впрочем, о разной степени выраженности аналитической функции в отдельных периодических изданиях). К данному типу относятся все ежедневные и почти все выходящие несколько раз в неделю газеты, но есть тут и еженедельники, и выходящие один раз в две недели. Тиражность общеполитических газет, как известно, существенно упала по сравнению с советским периодом (что лишь отчасти компенсируется современной конкуренцией «однотипных» изданий в пределах всякого данного ареала распространения)» [1, c.23].

Четко и полно характерные черты общественно- политической — прессы, как ни странно были выявлены по инициативе законодателей. Так 13 ноября на очередном заседании экспертная комиссия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций была принята предложенная Российской ассоциацией электронных коммуникаций формулировка определения понятия «издание, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического характера»:

«Издание, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического характера, это периодическое печатное издание или сетевое издание, преимущественное содержание которого составляет информация, освещающая актуальные социально-значимые вопросы и события общественной, политической, экономической, культурной жизни Российской Федерации, других стран, в том числе проблем внутренней, внешней или международной политики, путем публикации новостей, статей, мнений, интервью, критических, сатирических материалов, обзорной, аналитической, статистической и (или) иной информации по какой-либо из указанной тем.

Не может считаться изданием общественно-политического характера периодическое печатное или сетевое издание, специализирующееся на сообщениях и материалах рекламного, эротического, досугово-развлекательного и научно-популярного характера, либо предназначенное преимущественно для детей.

Для признания периодического печатного или сетевого издания изданием, специализирующимся на распространении информации общественно-политического характера, необходимо, чтобы объем публикаций по указанным темам составлял большую часть общего объема без учета рекламы» [16].

Необходимость дать определение изданием, специализирующимся на распространении информации общественно-политического характера, что, по мнению автора, тождественно общественно-политические изданиям (в дальнейшем мы будем использовать данные понятия как равнозначные), возникла после принятия Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно статьи 11 части 4 распространение «периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера» [15] без знака информационной продукции, указывающего на минимальный возраст ребенка, для которого предназначен тот или иной опубликованный материал, т. е. маркировки «+ 12», «+ 18» и другие.

Однако О. Захаров, председатель правления Нижегородского регионального общественного фонда «Журналист», считает, что, приняв данный закон, Роскомнадзор РФ как бы ликвидировал институт общественно-политических изданий, от которого осталось всего несколько федеральных изданий. Согласно этому закону областные, краевые, районные, городские, сельские общественно-политические газеты больше не могут считаться таковыми. В своем материале «Роскомнадзор РФ уничтожил институт общественно-политических изданий» обращает внимание на формулировку «общественно-политическими могут считаться издания, преимущественно освещающие жизнь Российской Федерации, других стран, в том числе проблемы внутренней, внешней или международной политики. Заметьте: не жизнь в Российской Федерации, а жизнь Российской Федерации как страны. Таким образом, периодические печатные издания, публикующие информацию о жизни области, края, района, города или села, уже не являются общественно-политическими. То есть, предполагается, что в нашей стране нет ни общества, ни политики ниже уровня Федерации. Нет ни муниципальной политики, ни политики субъектов Федерации, нет общества в областях, краях, районах или городах! И уж, конечно, отсутствует какое-либо общество в сельских поселениях!». [7]

Таким образом по мнению О. Захарова, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций лишали тысячи изданий права называться общественно-политическими. И уже есть первые последствия подобного решения. «Так, по заявлению Управления Роскомнадора по ПФО мировой суд города Кстово 9 июля 2013 года вынес постановление о назначении штрафа главному редактору газеты «Земляки» за отсутствие на газете знака информационной продукции (16+)». Дело в том, что как следует из постановления суда, «издание освещает преимущественно вопросы и события из жизни г. Кстово и Кстовского района, но не Российской Федерации или других стран, и поэтому не может быть признано СМИ общественно-политического характера» [7].

Таким образом, полноценное исследование общественно-политической прессы как типа периодических изданий еще ждет своего исследователя. Однако сегодня средства массовой информации России тесно связаны с освещением экономической жизни страны. Без преувеличения — эта тема касается всего общества в целом и отдельного человека в частности. Поэтому очень важно, чтобы руководство издания и журналисты четко понимали к кому типу относятся и на какую аудиторию нацелены, ведь в общественно — политических изданиях предназначенных на широкую аудиторию должны преподносить экономическую информацию в доступной и интересной форме. Средства массовой информации, предоставляя информацию о чужом опыте и происходящих событиях, могут способствовать как развитию торговли на уровне овощного лотка, так и улучшению функционирования международных валютных бирж.

Литература:

1.                  Алексеев А. Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии // Вестник Московского государственного университета. Серия 10: Журналистика. 1998. № 3. С. 14–30

2.                  Безумова Л. Г. Основы PR-технологий: Курс лекций./ Л. Г. Безумова. — Самара: гуманит. акад., 2009. — [Электронный ресурс]. URL: http://textb.net/44/22.html

3.                  Ворошилов В. В. Журналистика. Учебник. 3-е издание / Ворошилов В. В. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 447 с.

4.                  Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества / А. А. Грабельников. М.: Изд-во РУДН, 2001. — 384 с.

5.                  ГОСТ 7.60–2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения // standartgost.ru — открытая база ГОСТов. Электронный ресурс]. URL: http://standartgost.ru/ГОСТ %207.60–2003#texts

6.                  Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов / С. М. Гуравич. М.: Аспект Пресс, 2004. // Evartist [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text10/05.htm (дата обращения 8.10.13)

7.                  Захаров О. Роскомнадзор РФ уничтожил институт общественно-политических изданий // КСТОВО.РУ [Электронный ресурс]. URL: http://kstovo.ru/pages/1001 (дата обращения 8.11.13)

8.                  Касютин В. Л. Формы и методы государственного регулирования СМИ (на примере российских региональных изданий): автореф. дис.... канд. фил. наук: 10.01.10. — М., 2011.

9.                  Корконосенко С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.- 287 с.

10.              Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е. А. Корнилов. Ростов-н/Д, 1999.- 222 с.

11.              Нагаева С. К. Политические элементы в структуре гражданского общества // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2011. — № 2. С. 325

12.              Реснянская Л. Л. Общероссийские газетные издания // Вестник Московского государственного университета. Серия 10: Журналистика. 2000. № 4. С. 3–8

13.              Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов /Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001.- 259 с.

14.              Типология периодической печати /М. Е. Аникин, В,В, Баранов, под ред. М.В, Шкодина, Л. Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс. 2007. — 234 c.

15.              Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ // Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html (дата обращения 10.11.13)

16.              Экспертная комиссия Роскомнадзора определила формулировку понятия «издание, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического характера» // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. [Электронный ресурс]. URL: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news17398.htm (дата обращения 8.11.2013)

Основные термины (генерируются автоматически): издание, общественно-политическая пресса, газета, Российская Федерация, общественно-политический характер, распространение информации, аналитическая функция, информационная продукция, информационный рынок, массовая информация.

Похожие статьи

издание, общественно-политическая пресса, газета...

издание, общественно-политическая пресса, газета, Российская Федерация, общественно-политический характер, распространение информации, аналитическая функция, информационная продукция, информационный рынок...

Критерии успешного позиционирования российских брендов...

Российский рынок периодических печатных изданий активно развивается и расширяется.

Рис. 1. Территориальное распространение журнала «Эксперт».

Общественно-политические журналы.

Политические функции средств массовой информации

Средства массовой информации в современном политическом... Политические функции средств массовой информации.

массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, значение информации, информация, средство...

Особенности региональной прессы современной России

Разовый тираж общественно-политических газет [1]. Федеральные округа. Сетевые издания.

Основные термины (генерируются автоматически): газета, издание, Российская Федерация, массовая информация, региональная пресса, СМИ, государственная власть...

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

Средства массовой информации в современном политическом... массовая информация, политический процесс, СМИ, Россия, средство, политический, процесс, общество, государственная политика, власть. Характеристика общественно-политической прессы как...

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

2. Массовый выход на газетный рынок бесплатных изданий.

Российский рынок периодических печатных изданий активно развивается и расширяется.

Роль рекламы в создании информационного имиджа продукта...

Средства массовой информации в сопровождении современного...

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, новые угрозы, возникшие в сфере информационной безопасности.

Место и роль информационных агентств новой России

РИА «Новости» – государственное информационно-аналитическое агентство, образованное на базе АПН в 1992 г., ежедневно распространяет актуальную общественно-политическую, экономическую, научную, финансовую информацию на русском...

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан, политический, политическое сознание, политическая система, роль СМИ, общественное мнение, современное общество, функция СМИ.

Политические функции средств массовой информации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

издание, общественно-политическая пресса, газета...

издание, общественно-политическая пресса, газета, Российская Федерация, общественно-политический характер, распространение информации, аналитическая функция, информационная продукция, информационный рынок...

Критерии успешного позиционирования российских брендов...

Российский рынок периодических печатных изданий активно развивается и расширяется.

Рис. 1. Территориальное распространение журнала «Эксперт».

Общественно-политические журналы.

Политические функции средств массовой информации

Средства массовой информации в современном политическом... Политические функции средств массовой информации.

массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, значение информации, информация, средство...

Особенности региональной прессы современной России

Разовый тираж общественно-политических газет [1]. Федеральные округа. Сетевые издания.

Основные термины (генерируются автоматически): газета, издание, Российская Федерация, массовая информация, региональная пресса, СМИ, государственная власть...

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

Средства массовой информации в современном политическом... массовая информация, политический процесс, СМИ, Россия, средство, политический, процесс, общество, государственная политика, власть. Характеристика общественно-политической прессы как...

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

2. Массовый выход на газетный рынок бесплатных изданий.

Российский рынок периодических печатных изданий активно развивается и расширяется.

Роль рекламы в создании информационного имиджа продукта...

Средства массовой информации в сопровождении современного...

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, новые угрозы, возникшие в сфере информационной безопасности.

Место и роль информационных агентств новой России

РИА «Новости» – государственное информационно-аналитическое агентство, образованное на базе АПН в 1992 г., ежедневно распространяет актуальную общественно-политическую, экономическую, научную, финансовую информацию на русском...

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан, политический, политическое сознание, политическая система, роль СМИ, общественное мнение, современное общество, функция СМИ.

Политические функции средств массовой информации.

Задать вопрос