Средства массовой информации в сопровождении современного политического процесса: новые тенденции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 05.03.2015

Статья просмотрена: 3598 раз

Библиографическое описание:

Башук, М. С. Средства массовой информации в сопровождении современного политического процесса: новые тенденции / М. С. Башук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15904/ (дата обращения: 27.04.2024).

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, новые угрозы, возникшие в сфере информационной безопасности. Автор приходит к выводу, что развитию демократии могут способствовать в основном те СМИ, которые создаются структурами гражданского общества.

Ключевые слова: СМИ, политика, демократия, информационная безопасность, гражданское общество.

 

В настоящее время средства массовой информации рассматриваются не только как средство общения между людьми, а как неотъемлемый элемент демократии с присущей ей свободой мнений, политическим и идеологическим разнообразием. Особенностью развития медийного пространства стали новые вызовы и угрозы, во многом непредсказуемо сформировавшиеся в сфере международной и национальной безопасности: «Особое значение приобретает информационное противоборство, стремление перехватить контроль над политическим сознанием граждан. Опасность данного процесса состоит в том, что повышается вероятность прихода к власти лидеров радикального, популистского, революционного толка» [1, p. 620].

В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) [2].

В основе СМИ лежит принцип свободы массовой информации. Согласно первой статье Закона «О средствах массовой информации» в России не подлежат ограничениям:

-          создание, владение и использование средств массовой информации;

-          поиск, создание и распространение массовой информации;

-          изготовление, приобретение и использование технических средств, сырья и материалов, необходимых для создания и распространения результатов деятельности средств массовой информации.

Законодательно закреплённое правило о недопустимости цензуры является важнейшей гарантией свободы массовой информации.

В последние годы особое место в журналистике заняли электронные средства массовой информации. Традиционные СМИ начинали с сайтов-визиток, позже стали появляться электронные версии газет и журналов. В настоящее время происходит массовый переход печатных СМИ в пространство сети интернет в связи с общей тенденцией потери интереса читателей к печатной прессе. Кроме того, уже долгие годы в интернете успешно работают СМИ, которые изначально создавались в электронном пространстве и были рассчитаны исключительно на пользователей Интернета.

В политической науке сложилась установка на выделение шести ключевых функций средств массовой информации: информативной, идеологической, когнитивной, познавательной, развлекательной, рекламной.

Информативная функция заключается в сообщении аудитории новостей о событиях, происходящих на определённой территории — в районе, городе, регионе, стране, мире в целом. В настоящие время, в условиях глобализации, данная функция приобретает важное значение, так как своевременное информирование о происходящих событиях может сохранить стабильность в обществе и пресечь распространение деструктивной недостоверной информации.

Идеологическая функция средств массовой информации является одной из важнейших. Происходящие события преподносятся обществу через призму определённых культурных, идеологических и политических ориентиров. Таким образом, на восприятие человека оказывается влияние в зависимости от способа подачи информации. Одна и та же новость в зависимости от контекста и расстановленных акцентов может быть подана СМИ с абсолютно противоположных сторон.

Познавательная функция СМИ состоит в том, что язык средств массовой информации, как и язык других сфер деятельности человека (научной, философской, художественной и др.), формирует целостную картину мира. В настоящий момент её только начинают изучать. Однако, некоторые учёные полагают, что её познание позволит лучше понять природу и особенности публицистической речи, взглянуть на нее как на целостную структуру, раскрыть ее возможности описания реальности [3, c. 80–96]. Реализация познавательной функции заключается в распространении знаний в социуме относительно различных сфер жизни, науки и техники. В средствах массовой информации, рассчитанных на широкую публику, она реализуется путём создания специальных образовательных программ, рубрик. Кроме того, существуют и специальные печатные издания, и телеканалы, направленные на просвещение населения.

Развлекательная функция отождествляется с разнообразными материалами увеселительного характера, позволяющими провести свободное время, получить эстетическое удовольствие, эмоциональную разрядку. К примеру, музыкальные программы, различные телеигры и сериалы.

Рекламная функция связана с манипулированием массовой аудиторией с целью убеждения в необходимости покупки тех или иных товаров и услуг. В иностранных источниках эта функция часто именуется функцией убеждения (persuasive function) [4, c. 7–11].

Важно отметить, что иногда учёные особо обозначают функцию воздействия, или общественного управления и манипулятивную функцию. Функция воздействия состоит в создании моделей поведения на основе ценностей и политических идеалов, задаваемых особенностями государственного устройства и демонстрируемых в СМИ [5, c. 109–12].

За последние пару десятков лет страны и континенты, отгороженные друг от друга расстояниями, государственными границами и языковыми барьерами стали более доступными для обмена информационными потоками. Впервые появилась возможность для формирования межнационального медиапространства. Постепенно сформировалась так называемая «реальная виртуальность». Власть виртуального мира изменяет человеческое сознание, духовный мир, систему ценностей и влияет на социальные отношения. Человек приучается получать информацию визуальным образом, а не в вербальном виде. Ускоренный обмен информацией повышает зависимость личности от общества и управленческих структур. С одной стороны, это порождает опасность информационного тоталитаризма. С другой — каждый человек теперь может стать частью глобального публичного общения.

Процессу глобализации медиакультуры необходимо равновесие участвующих в нём сил, иначе он способен навредить обществу. Трансграничные возможности медиапространства нужно применять в интересах социума и человека для мирного решения конфликтов без «информационных войн» или культурной экспансии. Принципиально новые вызовы и угрозы системе политической и социальной безопасности породил выход экстремистских организаций на просторы современных электронных коммуникационных каналов. Интернет в своей негосударственной, неформальной части (частные блоги, форумы и т. д., не аффилированные с конкретными юридическими или физическими лицами), становится реальным, и к настоящему времени всё ещё эффективным средством продвижения экстремистских идеологий [6, c. 10–13].

Так каковы же особенности средств массовой информации России в эпоху глобализации? В первую очередь, глобальный передел рынка масс-медиа усилил позиции местной малотиражной прессы на уровне муниципального района, районного центра. Этот процесс затронул не только печатную прессу, в большинстве регионов активно развивается местное радио и ТВ-вещание. Подобные метаморфозы вполне объяснимы, ведь общероссийские средства массовой информации в силу своего формата не могут представить по всей полноте информационную картину той или иной местности.

Интернет открыл новый уровень коммуникаций, где никто не ограничивается локальными или глобальными рамками. Теперь не имеет значения, где ты находишься — важно твоё умение создавать уникальный и востребованный контент, а так же умело распространять его. В этой связи не стоит удивляться появлению совершенно нового явления — гражданской журналистики [7, c. 143–155].

СМИ больше не удел избранных, куда раньше невозможно было попасть без соответствующего диплома, идеологической подкованности и серьёзных связей во властных кругах. Интернет полон сообщений и репортажей от реальных зрителей, которые не редко «работают» быстрее профессиональных репортёров. Социальные сети стали для «гражданских журналистов» отличной взлётной полосой, где новости распространяются со скоростью «клика». Увы, столь же быстро распространяются и слухи, так что профессиональным информационным агентствам приходится постоянно проверять информацию, полученную от «народных репортёров».

Глобализация породила новое информационное пространство, где стирается грань между СМИ и читателем. Последние всё активнее проявляют себя в информационном поле. Их роль в современном обществе ещё только предстоит изучить. Однако уже сейчас можно констатировать, что основные изменения идут в системе отношений «Коммуникатор — СМИ — коммуникант», в которой: «…поступающие от власти идеологемы активно обсуждаются и критикуются на уровне сетевого взаимодействия граждан вне поля традиционных СМИ, социальная сеть вырабатывает свою картину мира, зачастую не совпадающую с официально рекомендованной» [8, c. 129].

Государственные (или создаваемые по инициативе государственных структур) средства массовой информации встраиваются в политическую систему с угрозой перерождения из информационных акторов в пропагандистских. Только те издания, которые рождаются и поддерживаются благодаря усилиям элементов гражданского общества, могут быть относительно независимыми в своей информационной политике и задача государственных структур — не создавать препятствий, а по возможности и способствовать данному процессу.

 

Литература:

 

1.         Morozov I. L. Information and political security of the democratic state — world experience and Russia // Life Science Journal 2014; 11(11s). P. 620–623.

2.         Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» // «Российская газета» от 8 февраля 1992 г. № 32. URL: http://base.garant.ru/10164247/ (дата обращения: 21.12.2014).

3.         Ржанова С. А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации. Саранск, 2005. 212 с.

4.         Голованова Г. А. Газетная пресса США // Вестник МГУ. 2006. № 5. С. 7- 11.

5.         Васильева Л. В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестник Амурского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2010. № 50. С. 109–112.

6.         Морозов И. Л. Интернет и терроризм — аспекты взаимовлияния // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Политология и социология. 2012. Т. 1. № 7. С. 10–13.

7.         Винская Л. А. Особенности и тенденции развития СМИ в эпоху глобализации // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Филология, искусствоведение и культурология в XXI веке». Новосибирск, 2012. С. 143–155.

8.         Морозов И. Л. Безопасность политических коммуникаций в современной России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 1. С. 127–131.

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, СМИ, гражданское общество, средство, интернет, информационная безопасность, печатная пресса, функция воздействия.


Похожие статьи

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Вторым по времени появления средством массовой информации (после печатной прессы) является радиовещание.

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу...

Роль и значение информации в формировании гражданского...

массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, значение информации, информация, средство, Национальная ассоциация, общественное мнение.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Массовая коммуникация, или другими словами — СМИ стала транслятором всей информационной среды общества, а средства массовой информации — важнейшим и одним из главных политическим инструментом государства [1].

Средства массовой информации как компонент...

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, массовая коммуникация, средство, гражданское общество, диалоговое взаимодействие

Основные особенности и функции публицистики как стиля массовой информации.

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, газета, издание, печатная пресса, рост тиражей, FMCG, бумажный формат, бесплатное распространение, WAN-IFRA, цифровая пресса.

Влияние средств массовой информации на воспитание молодежи.

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих...

Таким образом, роль информации в современном мире только растет, увеличиваются и эффекты воздействия СМИ и СМК на аудитории.

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет. Концепция информационного общества.

Роль средств массовой информации в терроризме XXI в.

террорист, СМИ, США, терроризм, гражданское общество, информационная безопасность, массовая информация, особое значение, современный терроризм, террористическая деятельность.

Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках...

Однако, согласно демократическим принципам, средства массовой информации (СМИ) должны

В то время как избирательная компания сама по себе создает информационный повод, способный в перспективе увеличить аудиторию печатного издания или телеканала.

Похожие статьи

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Вторым по времени появления средством массовой информации (после печатной прессы) является радиовещание.

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу...

Роль и значение информации в формировании гражданского...

массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, значение информации, информация, средство, Национальная ассоциация, общественное мнение.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Массовая коммуникация, или другими словами — СМИ стала транслятором всей информационной среды общества, а средства массовой информации — важнейшим и одним из главных политическим инструментом государства [1].

Средства массовой информации как компонент...

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, массовая коммуникация, средство, гражданское общество, диалоговое взаимодействие

Основные особенности и функции публицистики как стиля массовой информации.

Современное состояние и будущее печатных средств массовой...

Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, газета, издание, печатная пресса, рост тиражей, FMCG, бумажный формат, бесплатное распространение, WAN-IFRA, цифровая пресса.

Влияние средств массовой информации на воспитание молодежи.

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих...

Таким образом, роль информации в современном мире только растет, увеличиваются и эффекты воздействия СМИ и СМК на аудитории.

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет. Концепция информационного общества.

Роль средств массовой информации в терроризме XXI в.

террорист, СМИ, США, терроризм, гражданское общество, информационная безопасность, массовая информация, особое значение, современный терроризм, террористическая деятельность.

Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках...

Однако, согласно демократическим принципам, средства массовой информации (СМИ) должны

В то время как избирательная компания сама по себе создает информационный повод, способный в перспективе увеличить аудиторию печатного издания или телеканала.

Задать вопрос