Автор: Захарова Марина Вадимовна

Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (3) март 2016 г.

Дата публикации: 05.03.2016

Библиографическое описание:

Захарова М. В. Средства массовой информации как компонент социокультурного развития общества // Филология и лингвистика. — 2016. — №1. — С. 46-49.



В статье рассматриваются основные направления формирования диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Подчеркивается важность роли СМИ в процессе образования подрастающего поколения и обосновывается необходимость системно и грамотно выстроить отношения юных потребителей информации с огромными ресурсами газет, журналов, кино, сети Интернет.

Ключевые слова: медиакультура, медиаобразование, медийное содержание.

Век XXI характеризуется формированием принципиально новой глобальной информационной среды. Появление новых средств массовой информации позволило соединить между собой самые разные виды человеческой деятельности, разделенные пространством и временем. в потоке разнообразной информации, объем и количество источников которой в наши дни все увеличиваются, мы находимся непрерывно и не представляем уже жизни без компьютерной сети, сотовой связи, газет и журналов, радио, телевидения и кино.

В этой связи особое значение в социокультурном развитии общества приобретают такие понятия как медиакультура и медиаобразование. «Медиа» (от латинского «medium» — средство, посредник) — достаточно широкое, неоднозначное понятие, суть которого еще в 1950-е — 1960-е годы попробовал передать знаменитый канадский ученый и публицист Герберт Маршалл Маклюэн в его книге «Понимание медиа: внешние расширения человека».

В последние десять лет именно проблемы «медиа» находятся в центре внимания российской общественности, науки и образования. В качестве синонима слова «медиа» широко используются термины «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК) или«масс-медиа», в которых содержится идея связи между разными структурами общества и мира в целом. Существует множество точек зрения относительно проблемы медиа — одни в нем видят источник знаний, другие — серьезную помеху в образовании и воспитании, ведь именно медиа является и средством всестороннего развития личности, и фактором разрушительным.

Одно из главных условий становления гражданского общества, конечно же, это формирование диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Без этого диалога не может быть согласия, не может быть успешного развития государства. Ведущая роль в успешном осуществлении такого диалога принадлежит именно масс-медиа, которые выступают посредником между обществом и властью. Именно они генерируют и направляют основные потоки информации и способны наиболее эффективно удовлетворять информационные потребности граждан, согласовывать интересы личности, общества и государства. Успех же такого диалога возможен только при условии готовности к нему каждой из сторон. Вот почему сегодня на первый план выходит как медиакультура общества, так и медиакультура каждой отдельной личности.

В материалах ЮНЕСКО за 1984 г. этому направлению в педагогике дается следующее определение: «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

 анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

 определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

 интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

 отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

 получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

То есть в основе «медиаобразования» лежит: «Обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. Его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний».

«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование как направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, ТВ, радио, кино, видео и др.).

Основные задачи медиаобразования:

 подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;

 научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику;

 овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

В наши дни также распространено более широкое понимание медиаобразования — не только как определенного компонента школьного или вузовского образования, но и как долговременной общественно-просветительской деятельности, распространяемой на детей и взрослых. Его сторонники понимают под медиаобразованием прежде всего непрерывное развитие личности в обществе. Важность воспитания активных и информированных граждан, формирования новой культуры общения со СМИ, которая способствовала бы органичному вхождению россиян в «информационное общество», возрастает по мере распространения новейших компьютерно-сетевых коммуникаций.

В современных трактовках медиаобразования упор делается на формирование у аудитории СМИ способности к активному, осмысленному потреблению и усвоению содержания масс-медиа, основанной на знаниях сущности, специфики и понимании целеймассовых коммуникаций. Помимо этого, необходимо также способствовать устойчивому развитию самостоятельного критического мышления по отношению к средствам массовой информации, приобретению практических навыков в выявлении ложных сведений и искажений в получаемой информации. Обогащение социального опыта аудитории в практике общения с печатной и электронной продукцией сформирует выработку стойкого иммунитета против манипулятивного влияния СМИ.

Необходимо широкое и повсеместное ознакомление широкой молодежной аудитории с социальной ролью и механизмами функционирования масс-медиа, с нормами и правилами профессиональной этики журналистов и других творческих работников СМИ, жанрами журналистики, со спецификой редакционной «кухни». В выработке новой информационной культуры россиян, то есть медиакультуры, должны участвовать не только государственные институты образования и просвещения, но и общественные структуры, СМИ, располагающие большим потенциалом распространения знаний. Так, особая область журналистики — медиакритикапризвана органично дополнять усилия образовательных и просветительских институтов в формировании общественной культуры рационально-критического анализа и адекватного восприятия содержания СМИ, в развитии гражданской активности по отношению к печатной и электронной прессе. Во многом родственная медиаобразованию и способная участвовать в реализации его целей, медиакритика в то же время не сводится к выполнению задач «интеллектуальной самообороны» общественности, лежащих в основе наиболее радикальных идей медиаобразования.

Признавая важную роль СМИ в процессе образования подрастающего поколения, необходимо системно и грамотно выстроить отношения юных потребителей информации с огромными ресурсами газет, журналов, кино, сети Интернет. Потреблению информации надо учить так же терпеливо и продуманно, как музыке и живописи. Остро стоит необходимость разработки комплексной Программы медиаобразования, которая охватывала бы разные категории детей, подростков, студенческой молодежи, учитывающая разные условия их обучения и воспитания. В ряде европейских стран есть центры по работе со СМИ при Министерствах национального образования.

Эта проблема сегодня возведена в ранг государственной образовательной политики. В соответствии с проектом Закона об образовании Российской Федерации к компетенции образовательного учреждения отнесено и «обеспечение создания и ведение официального сайта образовательной организации в Интернете, обеспечивающего информационную открытость образовательной организации». Так создание и ведение собственных сайтов в каждом образовательном учреждении — сегодня это эффективное средство, как продвижения образовательных услуг, так и постепенное и повсеместное внедрение медиаобразовательных технологий.

Можно привести немало примеров успешной реализации педагогических технологий, связанных с использованием, анализом и производством медиа в различных регионах России, в том числе и в Краснодарском крае. В качестве примера можно привести деятельность студентов факультета журналистики КУБГУ в рамках специальных образовательных программ. Так, изучение и использование современных технических и программных возможностей учебной лаборатории редакционно-издательских технологий помогает студентам развивать свои практические навыки в сфере любых редакционно-издательских процессов: от обработки текста до верстки, дизайна и проектирования собственного издания. Студенты готовят прототипы макетов полос, предлагают свои идеи, ищут образцы дизайна. На базе лаборатории проходят все практические модули учебных курсов по цифровой допечатной подготовке изданий, технике и технологии печатных СМИ, разработке и выпуску печатных изданий, искусству бизнес-презентации, визуальной журналистике, дизайну мультимедийных изданий. Студенты имеют возможность развивать свои навыки владения программным обеспечением, разрабатывать самостоятельные визуальные материалы, печатные издания, веб-проекты.

Здесь разрабатывается, совершенствуется и апробируется в конкретных экспериментах методика комплексного моделирования периодических издания. Эта методика поэтапно описывает, как должна разрабатываться, анализироваться или корректироваться модель газеты или журнала. Она предполагает участие молодых исследователей в четырех уровнях подготовки изданий: определение типологического статуса издания, его тематического разнообразия, жанровой структуры и композиционно-графической модели.

Интересен издательский проект студентов факультета журналистики, осуществляемый на протяжении последних двух лет — научно-популярный журнал «INFOBOX». Журнал «INFOBOX» — это серия специализированных выпусков, в печатной и электронной форме содержащих систематизированные актуальные материалы, которые целесообразно применять в процессе изучения различных специальных учебных дисциплин факультета. Этот проект можно рассмотреть в качестве наглядного примера применения современных медиа-образовательных технологий в высшем учебном заведении и разработки нового образовательного ресурса.

Одной из важных и актуальных общественных задач является сегодня преодоление сугубо потребительского отношения публики к средствам массовой информации, формирующегося в условиях информационного рынка. Восприятие аудиторией информации непосредственно зависит от способности к активному творческому освоению содержания СМИ, его логической переработке. Потребление медийного содержания, лишенное активного интеллектуально-творческого начала, существенно сужает познавательные возможности аудитории, обедняет ее восприятие.

В конечном счете, медиаобразование призвано расширить число людей, обладающих качествами сознательных участников коммуникационных процессов, способных оказывать реальное влияние на СМИ, активно и творчески участвовать в формировании гражданского общества в России.

Литература:

  1. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М. «КАНОН-пресс-Ц» 2003
  2. Реснянская Л. Двусторонняя — коммуникация: общественный диалог. М. 2001.
  3. Федоров А. В. Медиапедагогика Ю. Н. Усова//Искусство и образование. 2003. — № № 3, 4.
  4. Федоров А. В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. — 2000. — № 2. — С. 33–38.
Основные термины (генерируются автоматически): массовой информации, Похожая статья, средств массовой информации, средствам массовой информации, огромными ресурсами газет, юных потребителей информации, отношения юных потребителей, содержания СМИ, студентов факультета журналистики, массовой коммуникации, аудитории СМИ способности, «средства массовой, важность роли СМИ, восприятия содержания СМИ, политическими силами, освоению содержания СМИ, диалогового взаимодействия, манипулятивного влияния СМИ, важную роль СМИ, творческих работников СМИ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос