Информационная война в сети Интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 06.02.2021

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Дворянкин, О. А. Информационная война в сети Интернет / О. А. Дворянкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 146-151. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78457/ (дата обращения: 01.03.2021).



В начале XXI века проблема информационной войны и информационной безопасности общества и людей, оказавшихся в ее сфере с новой силой, вышла на новый уровень. Такая ситуация стала возможной в связи с наступившей эпохой компьютеризации и повсеместным внедрением информационных технологий во многие сферы жизни человека, особенно через сеть Интернет. Автором отмечается, что информационное пространство в настоящее время становится очень уязвимым местом для общества, людей и непосредственно простого человека, попадающего в жернова этой машины. Кроме этого, в статье рассматриваются особенности информационной войны, анализируются методы и приемы ведения данного вида войны, исследуются примеры ведения информационных войн в современном обществе.

Ключевые слова: информационная война, информация, информационная безопасность, Интернет, политические процессы, пропаганда, СМИ, влияние, информационное воздействие

At the beginning of the XXI century, the problem of information warfare and information security of society and people who find themselves in its sphere has reached a new level with a new force. This situation became possible due to the new era of computerization and the widespread introduction of information technologies in many areas of human life, especially with the Internet. The author notes that the information space is now becoming a very vulnerable place for society, people and the ordinary person directly fell into the millstones of this machine. In addition, the article discusses the features of information warfare, analyzes the methods and techniques of conducting this type of war, and examines examples of conducting information wars in modern society.

Keywords: information warfare, information, information security, Internet, political processes, propaganda, mass media, influence, information impact

На сегодняшний день, любое государство, которое стремится стать полноправным членом мировой политики, должно иметь развитую информационную систему и соответствующие оборудование (техническое, интеллектуальное) к ней.

В XXI веке произошло повсеместное проникновение информационных технологий практически во все сферы общественных отношений, они вошли практически в каждую область деятельности человека, обеспечивая движение потоков информации и формируя всеобщую информационную базу.

Одной из основных информационных технологий, которой активно пользуются миллионы людей по всему миру, стала сеть Интернет.

Развитие социальных сетей видеохостингов, мессенджеров в Интернете позволило распространять информацию практически мгновенно, и, кроме того, появилась возможность транслировать прямые репортажи с места событий без специального оборудования (стрим) — достаточно иметь при себе телефон и приложение, например, «Periscope», позволяющее передавать и просматривать потоковое видео. «Periscope» имеет признаки социальной сети: позволяет пользователям добавлять друзей, оценивать трансляции отметками «мне нравится», комментировать видео.

Теперь практически у каждого новостного отдела есть свой аккаунт в социальных сетях, особенной популярностью пользуется социальные сети «Twitter», «Тик-Ток» или «Инстаграм» (Instagram)поскольку представляет наибольшее удобство в публикации коротких новостных сообщений и молниеносного распространения посредством «хэштегов» и «ретвитов». Но в этой связи образуется самая большая и актуальная проблема на данный момент — достоверность информации.

Здесь существует ряд определенных проблем: во-первых, недостоверность или неофициальность самих источников, во-вторых, недостоверность информации, и, в-третьих, целенаправленное манипулирование информацией официальными и неофициальными источниками.

Таким образом, имея колоссальные преимущества, информационные технологии несут за собой и определенные угрозы, как национальной, так и международной безопасности [1].

Информационное пространство становится уязвимым, по этой причине с новой силой о себе заявил такой феномен, как информационная война.

Информационная война как особое явление в международных отношениях и мировой политике приобрело заметную значимость с развитием телекоммуникационных систем, особенно — сети Интернет.

Обычно, при упоминании слова «война», воображение сразу рисует нам столкновение или насилие. Однако, на самом деле, информационная война, по своей внутренней структуре, не использует «обычное» оружие, но предполагает борьбу, которая осуществляется при помощи информационных технологий и средств.

Проблеме информационной войны и изучению ее роли в современной экономике различными экспертами и специалистами в последнее время уделяется много внимания.

Безусловно, информационные войны существовали и до развития телекоммуникационных средств и их популяризации, однако методы, средства и характер воздействия в «доинформационную» эпоху были совершенно другие, роль информационной войны в рамках общей борьбы между государствами была скорее вспомогательной, нежели ведущей.

Сам же термин «информационная война» появился сравнительно недавно — приблизительно в 70-х годах ХХ века в работе советника по науке министерства обороны США Томаса Рона «Системы оружия и информационная война» [2]. С тех пор смысловое содержание этого понятия непрерывно меняется, эволюционирует, приобретает новое звучание и новые смыслы.

В настоящее время активно развиваются информационные технологии, информационные ресурсы, и как результат понятие «информационная война» вышло на новый уровень.

Таким образом информационные войны настоящего времени можно назвать войнами абсолютно нового поколения, при ведении которых применяется специальная информация, содержащая признаки манипулирования, дозирования, коллажирования, дезинформация, «фейк-новости» и др.

В этой связи многие ученые описывают понятие «информационная война» по-разному.

К примеру, российский политолог И. Н. Панарин считает, что информационная война есть не что иное, как комплексное применение сил и средств информационной и вооруженной борьбы [3].

Другой российской эксперт Д. А. Швец считает, что информационная война — коммуникативная технология по воздействию на информационную систему противника для увеличения информационного превосходства в интересах национальной политики государства [4].

Наряду с этим исследователи В. И. Белоножкина и Г. А. Остапенко в своей книге «Информационные аспекты противодействия терроризму» под информационной войной понимают преднамеренное действие, которое предпринимается для достижения информационного превосходства, повреждая информационную систему противника, одновременно защищая собственную информацию [5].

В результате можно отметить, что поле действия информационных войн при таком определении довольно широко и охватывает несколько областей. С учетом изложенного разные области можно свести к следующему визуальному представлению (рис. 1) [6].

Области действия информационных войн

Рис. 1. Области действия информационных войн

Таким образом, очевидно, что информационная война на сегодняшний день стала частью практически всех сфер жизнедеятельности человека. При этом в понятие «информационная война» вкладываются различные смыслы.

Однако в связи с тем, что оно имеет именно военные корни, то и представляет собой борьбу, решительные действия, которые сопоставимы с реальными боевыми действиями [7].

С точки зрения специалистов, в современных условиях выделяются следующие цели информационной войны и психологической обработки населения:

− контроль над информационным пространством, использование его при защите собственных военных информационных функций от действий противника (контринформация);

− использование контроля над информацией для ведения информационных атак на врага;

− повышение общей эффективности вооруженных сил при помощи всеобщего использования военных информационных функций.

Таким образом, объединяя их в одну составляющую, получаем, что главной целью информационной войны является — получение политического, военного, экономического и социального преимущества, но главное информационного, по причине принуждения оппонента к принятию таких решений, которые навязывает другая сторона.

Исходя из представленных выше целей, можно выделить следующие задачи информационной войны:

− деятельность с целью нанесения ущерба государственным интересам;

− тайные информационно-психологические операции как организационная форма такой деятельности;

− применение информационного оружия [8].

При этом отметим, что для того чтобы получить контроль над информационным пространством, стороны применяют все средства передачи информации, способствующие информационному воздействию на противника.

На основании вышеизложенного следует ( первый этап ) — специфика информационной войны — это комбинированный характер (гибридный, как сейчас принято говорить), действия которого происходят в социально-культурной психологической сферах, в которые входят экономика, образование, средства массовой информации, наука, охрана природы, органы безопасности и государственные органы.

При этом ресурсы средств массовой информации (СМИ) и социальных медиа (блогосфера, социальные сети, онлайн-чаты и т. д.) активно используются противоборствующими сторонами в конфликте. Начальной фазой информационного противостояния выступает увеличение материалов и иных форм информационной активности (нагнетание обстановки) с целью привлечения внимания к возникающему противоречию или проблемной ситуации [9].

Вторым этапом выступает «завоевание аудитории» либо консолидация потребителей информационного продукта вокруг рассматриваемого противоречия.

Третий этап заключается в массированной информационной обработке аудитории, насыщении информационного пространства материалами и сведениями, позволяющими привлечь часть аудитории на свою сторону.

Заключительным, четвертым этапом , является управляемая стороной конфликта реакция аудитории, направленная противоборствующей стороной в необходимое русло с целью обеспечения господства в информационном пространстве.

Главенствующее положение в информационном поле позволяет доминирующей стороне управлять развитием конфликтной ситуации либо способствует ее разрешению и урегулированию.

Стоит отметить, что в информационном противостоянии используются приемы и методы обработки информации, позволяющие целенаправленно, быстро и скрытно воздействовать на военные и гражданские информационные системы противника с целью подрыва его политики, экономики, боеготовности, в конечном итоге национальной безопасности.

На основании изложенного можно предложить следующие приемы и методы ведения информационной войны:

1. Экономический контроль. Данный метод имеет место быть за счет создания искусственных финансовых кризисов — выход, получение кредитов под высокий процент, который выделяется, например, Международным валютным фондом (МВФ). Для получения такого вида кредита необходимо выполнить ряд требований, которые априори являются невыполнимыми [10].

2. Скрытие существенной информации. Сущность данного метода заключается в том, что информация, которая оказывается в конкретном случае важной, не доносится до потребителя ни в каком виде. Таким образом, очень часто на ресурсах сети Интернет рассказывают о чудесном исцелении с помощью лекарственных средств, а о побочных эффектах нигде не рассказывается.

3. Информационный мусор . Метод хорош тем, что использовать его достаточно просто — достаточно к важной информации добавить множество пустой, массовой информации. Таким образом получается, что человек в первую очередь будет поглощен «информационным мусором», и только потом, возможно, сможет увидеть главную информацию. При необходимости получения качественной информации получатель не может ее получить, так как данный контент забит «пустой» информацией. В настоящее время данный метод можно наблюдать, когда на электронные почты пользователей сети Интернет приходят различные спам-письма, или, оставив на каком-либо ресурсе свой номер телефона, пользователю начинают поступать сомнительные звонки с различными рекламными предложениями. Помимо всего, на множестве ресурсов в сети Интернет можно наблюдать огромное количество бессмысленных интервью, репортажей, видеороликов, которые нужны только лишь для того, чтобы заполнить информационное пространство, а не для того, чтобы получить качественную информацию [11].

4. Смещение понятий . Метод заключается в том, что общепринятый термин, начинают использовать не по назначению, как бы замещая его другим смыслом. Таким образом, его настоящий смысл, со временем начинает стираться. Примером может служить то, что в последнее время активно смешиваются понятия «религия» и «церковь».

5. Отвлечение внимания. Метод действует таким образом, что информация, которая подается в первую очередь, не всегда в полной мере соответствует реальности. В большинстве случаев она соответствует только 50 % от реального положения дел, так как остальное остается недосказанным и каждым человеком дополняется по своему усмотрению. Такой принцип применяется, как правило, желтой прессой с целью привлечь как можно больше покупателей.

Обычно на ресурсах сети Интернет можно увидеть огромными буквами заголовок, который пользователь понимает под одним углом, а на самом деле смысл оказывается совсем иной [12]. Но для того, чтобы получить, понять информацию, которая указана в заголовке, необходимо перейти по ссылке.

Например, можно увидеть такой заголовок: «Турция запретила иностранным гражданам въезжать на свою территорию». Заголовок пугающий, особенно учитывая то, что многие люди любят ездить на курорты Турции. Однако, после перехода по ссылке, можно увидеть, что Турция запретила въезжать только гражданам Ливии, Ирака, Ирана и Сирии. По своей сути контекст не нарушен, но некоторую панику у населения Российской Федерации данная информация на первоначальном этапе вызывает.

6. Применение ничего не значащих понятий. Метод, при котором используются понятия, находящиеся у всех на слуху, но не имеющих определения и, по сути, не имеющих смысла. Примером этому может служить слово «духовность» — так как бездуховных людей не бывает, а имеется ли в виду под «бездуховностью» необразованность, атеизм или невоспитанность, не понятно. Более вероятно, что так называют приверженность к позиции, отличной от позиции говорящего.

7. Негативная информация сама себя продает, а за позитивную кто-то должен платить. Такой метод заключается в том, что отрицательная информация получает преимущество перед положительной. Считается, что народу интересно знать и видеть ужасы катастроф, стихийных бедствий и т. д.

8. Ссылка на несуществующие основания. Данный метод заключается в том, что информация является достоверной только потому, что существует какое-то основание, которое не имеет никакого реального смысла [13]. Примером данного метода является рекламный ход производителя шампуней и масок для волос, которые обещают значительное увеличение шелковистости волос. Однако, встает вопрос, как и кто производит измерения шелковистости волос? Этот ответ доступен только самим производителям.

9. Информационные табу. Суть данного метода заключается в том, что информация по некоторым вопросам органами безопасности не поддается огласке. Колоссальное отличие от метода умалчивания заключается в том, что про эту информацию все знают, но про нее не распространяются с целью того, чтобы не сеять панику у населения [14]. Фактически большая часть информации проходит фильтр через информационных отделов специальных подразделений.

10. Прямая ложь. Данный метод распространяет различного рода информацию, являющуюся изначально уже не правдивой. Одним из самых ярких примеров данного метода, конечно же, является определенная игра с цифрами, которую организуют, как и мелкие компании, так и государственные учреждения.

Уже сейчас происходят успешные противоборства нового поколения, которые в перспективе могут привести к полному отказу от непосредственного военного соприкосновения сторон. Скоординированные информационные акции смогут заменить собой дорогостоящие военные операции. Либо в этих операциях будут участвовать третьи силы [15].

Для реализации такого противоборства или нападения в рамках общего понятия «информационная война» формируется направление, способное расшатать устои государства с помощью инфокоммуникационных технологий, культурного воздействия и средств массовой информации.

Наиболее ярким примером такого воздействия являются события, получившие название «арабской весны» и приведшие к смене политических режимов в Египте и Тунисе. Именно атаки со стороны серверов социальных сетей, подконтрольных спецслужбам США, позволили дезинформировать критическую массу населения, собрав ее в нужном месте и в нужное время.

Такое же длительное, разноплановое и неоднородное негативное информационное воздействие испытывает и Россия со стороны Запада и США.

Информационные нападки на Россию велись на протяжении многих веков, переходя из одних форм в другие, но высокотехнологичная, инфокоммуникационная война разворачивается на наших глазах — информационная война между Российской Федерацией и Украиной, конфликт которых начался с января 2014 года и продолжается по настоящее время.

СМИ активно используют слабости друг друга, применяя методы политической и экономической дезинформации, вырывая контекст из фраз и используя различные комбинации и информационные игры. Помимо этого, СМИ данных государств перенасыщают информацию, которая происходит в соседней стране с целью изменения настроения в обществе.

Одной из важных составляющих в данном конфликте является информационно-психологическое подавление противника, заключающееся в том, чтобы напугать и эмоционально подавить оппонента. Иначе говоря, информационная война позволяет изменить мнение общественности и подтолкнуть их к тому, чего они бы не хотели без данного воздействия.

Как результат, каждая страна на данный момент относительно эффективно использует инструменты информационного влияния в своей внутренней политике, однако, масштабы возможностей влияния на мировую общественность у стран может кардинально отличаться.

Успешное ведение информационной войны на международной арене может обеспечить огромное влияние на мнение мировой общественности, а неумелое использование информационных средств может наоборот, ухудшить положение страны, повлияв на собственную экономику, политику и общественное настроение, в том числе внутриполитическое, в негативную сторону.

Таким образом, последствия информационной войны могут быть самыми разнообразными:

− получение выгоды в политической, экономической, финансовой и военной сфере;

− трансформация общественного сознания;

− дискредитация общественно-политических акций и «свободы слова»;

− информационное прикрытие политических, экономических и военных акций;

− нарушение информационной безопасности государства, общества и личности;

− нарушение деятельности государственных, финансовых и коммуникационных сетей и информационных систем;

− добывание конфиденциальной информации и вскрытие системы доступа к электронным системам и сетям и т. п.

Следует отметить, что в настоящее время информационные войны стали уже неотъемлемой реалией. По своей сути информационная война уже стала разновидностью военного межгосударственного противостояния, которая представляет собой особую форму насилия, затрагивающую как противника, так и собственное население [16]. При этом в информационной войне в качестве основного оружия поражения используется — дезинформация.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что уже с конца XX века информационные технологии начали активную экспансию во все сферы жизни общества, что сделало мировое сообщество информационным, для которого главным элементом существования стала информация и самое главное ее количество, которой с каждым днем требуется все больше и больше.

В таком потоке информации отыскать правдивую информацию становится просто нереально, по причине того, что информация постоянно обновляется и подвергается различным изменениям, информационные ресурсы специально описывают недостоверную информацию.

Данные факторы приводят к тому, что человек верит во все, что написано на ресурсах сети Интернет, не вдаваясь в подробности. Пользователи сети считают Интернет основным средством получения актуальной информации, что приводит к тому, что подаваемая на Интернет-ресурсах информация воспринимается ими как «единственно верная». По этой причине люди очень часто попадают под влияние заинтересованных лиц. Информация в какой-то мере становится мерилом в обществе. Не зря существует поговорка «Кто владеет информацией, тот владеет и миром».

На данный момент в мире можно наблюдать такие яркие результаты информационных войн, как ненависть между гражданами различных государств, дезинтеграция общества и создание образа врага.

Стоит отметить, что после конфликта между сторонами пройдут еще долгие годы, чтобы наладить взаимоотношения между гражданами, понизить чувство ненависти, которое стало возможным в результате информационной войны.

Таким образом, важнейшую роль в ведении современных информационных войн играет сеть Интернет. Кто имеет доступ к различным информационным ресурсам, тот имеет в руках оружие массового поражения людей. Это стало возможным по причине того, что информация, которая имеется в сети Интернет, появляется там моментально, присутствует насыщенность информации, что безусловно накладывает визуальную стимуляцию.

Таким образом можно сказать, что знание форм и методов информационной войны позволит не только ослабить и минимизировать ее накал, но и обезопасит людей, представляя им свободно жить и не бояться за свою личную как общую, так и информационную безопасность.

Литература:

  1. Добрышин М. М. Особенности применения информационно-технического оружия при ведении современных гибридных войн // I-methods. 2020. № 1. С. 1–11.
  2. Thomas P. Rona, «Weapon Systems and Information War», Boeing Aerospace Co., Seattle, WA, 1976
  3. Орешко М. Н. Феномен «фейк» новостей в современной информационной войне // Инновационная наука. 2019. № 1. С. 140–141.
  4. Швец Д. А. Информационное управление как технология обеспечения информационной безопасности // Массовая коммуникация и массовое сознание. М., 2003. С. 43–58.
  5. Белоножкин, В. И. Информационные аспекты противодействия терроризму / В. И. Белоножкин, Г. А. Остапенко. — Москва: Горячая линия — Телеком, 2017. — 112 с.
  6. Андрусова Т. Б., Гомонова Ю. Г., Багаева А. П. Информационное оружие и информационные войны // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. № 6. C. 403–404.
  7. Егорова Л. С. Влияние информационных войн на стабильность государства // Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. № 2. С. 56–62.
  8. Кихтан В. В., Качмазова З. Н. Информационная война: понятие, содержание и основные формы проявления // Вестник ВУиТ. 2018. № 2. С. 228–235.
  9. Мусуралиева М. М. Понятие и сущность информационной войны // Известия вузов (Кыргызстан). 2015. № 1. C. 227–229.
  10. Бураева Л. А. Информационное противостояние как способ ведения информационных войн // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 3. С. 59–60.
  11. Айсханова Е. С. Информационные войны как результат социального управления и социального взаимодействия в эпоху глобализации // Colloquium-journal. 2019. № 23 (47). С. 9–10.
  12. Ламинина О. Г. Информационные войны: миф или реальность? // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2018. № 1 (25). С. 17–23.
  13. Попова С. В., Федоринов В. Е. Цели и последствия информационной войны // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2018. № 6 (6). С. 15–21.
  14. Левин А. В. Особенности и виды информационных войн // Проблемы Науки. 2017. № 32 (114). С. 63–66.
  15. Особенности ведения современных информационных войн в СМИ и сети Интернет // Мировая политика. — 2017. — № 4. С. 64–74.
  16. Фролов Н. В. Социальные сети как инструмент ведения информационных войн // Социодинамика. 2018. № 8. С. 1–6.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная война, информационное пространство, информация, Интернет, массовая информация, образ, сеть, том, информационная система противника, ресурс сети.


Задать вопрос