Поп-арт — фаст-фуд искусства? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 26.12.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Ефремов, Н. А. Поп-арт — фаст-фуд искусства? / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 327-331. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87370/ (дата обращения: 17.01.2022).



Поп-арт (сокращение от англ. popular art) не задавался целью (в отличие от других направлений) духовного развития общества и отдельных его представителей, а преследовал лишь цели развлечения. Поп-арт — это одно из порождений авангардизма. Произведения в новом стиле были своеобразной реакцией на серьезность беспредметного искусства и других стилей, появившихся в ХХ веке, и не несли в себе никакого глубокого философского смысла, всего лишь отражая влияние массовой культуры на общество потребления.

Ключевые слова: поп-арт, искусство, творчество, потребление, художник.

Поп-арт — это для всех.

Энди Уорхол

Художественное движение зародилось в середине 1950-х годов в Великобритании. Королевство тяжело переживало послевоенные годы. Можно сказать, что поп-арт обязан своим появлением завистливым взглядам за океан: на американскую массовую культуру, на идеализированные журнальные картинки беззаботной жизни общества потребления.

Первыми к этим образам обратились художники из «Независимой группы» , основанной в начале 1952 года. Они сформулировали и начали распространять большинство базовых идей британского поп-арта. Ведущими представителями «Независимой группы» были Р. Гамильтон, Н. Хендерсон, Д. МакХейл, сэр Э. Паолоцци и У. Тернбулл. Считается, что первым определение «поп-арт» использовал художественный критик Лоуренс Аллоуэй, тоже член «Независимой группы». Участники объединения изучали технологии создания современной рекламы и её влияние на сознание общества с помощью популярных образов — эмблем и логотипов товаров, изображений знаменитостей: актёров, певцов, телеведущих.

Одной из самых знаковых работ британского поп-арта считается знаменитый коллаж Ричарда Гамильтона под затейливым названием «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», для важнейшей выставки «Независимой группы».

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, электроника, дисплей

Автоматически созданное описание

Ричард Гамильтон, 1956, 26×24.8 см

Выставка «Это — завтра», прошедшая в Галерее Уайтчепел в Лондоне, стала отражением всепоглощающего интереса художников к массовой культуре. Как писал Л. Аллоуэй (английский искусствовед и куратор, с 1961 года работавший в США), «…кино, научная фантастика, реклама, поп-музыка. Мы не испытываем к массовой культуре неприязни, распространенной среди интеллектуалов. Напротив, мы принимаем ее как факт, детально обсуждаем и с энтузиазмом потребляем».

Коллаж обозначил ориентиры культуры на несколько грядущих десятилетий. Героями полотен становились вещи, окружающие реальность человека, все эти журналы, магазины, телевидение, т. е. понятные каждому и осязаемые предметы. Так родился поп-арт, самое узнаваемое, благодаря стремительному развитию медиа, направление искусства.

Наиболее широкое распространение поп-арт получил в США. Люди после войны стремились получить удовольствие. Здесь, сейчас и во всех смыслах: зрелища, хлеб, разные товары. На что живо откликнулось течение поп-арт. Поп-арт стал дерзким вызовом традиционной живописи, поскольку в нем делалась ставка на изображения из массовой культуры, включая рекламу, комиксы, обыденные предметы и новости. Новое поколение художников желало вернуться к предметной живописи, при этом внеся в свои работы некоторую несерьезность, иронию и приправить все это внушительной порцией китча.

После того, как Америка окончательно пришла в себя после Второй мировой войны, в стране начался мощнейший экономический подъем, что, в сочетании с прогрессом в области технологий и средств массовой информации, породило так называемую «культуру потребления». Культуру людей со стабильным высоким доходом и большим количеством свободного времени. Промышленность, расширившаяся и укрепившаяся за годы войны, теперь начала забрасывать массового потребителя самыми разнообразными продуктами, которые, если верить рекламе, были материальным воплощением счастья. Существенной поддержкой для культуры потребления стало развитие телевидения и новые тенденции в печатной рекламе, где акцент стал делаться на графических изображениях и узнаваемых логотипах — брендах, которые сейчас в нашем визуально насыщенном мире воспринимаются как нечто, само собой разумеющееся.

Многие искусствоведы считают, что корни поп-арта уходят гораздо глубже, чем принято считать. По их мнению, поп-арт является прямым потомком дадаизма, нигилистического художественного движения 20-х годов, которое высмеивало серьезность парижского искусства и, в более общем смысле, — политическую и культурную ситуацию, которая привела к войне в Европе. М. Дюшан, первопроходец дадаизма в Соединенных Штатах, который пытался сократить дистанцию между искусством и реальной жизнью, увековечивая продукты массового производства, был одной и самых влиятельных фигур в эволюции американского поп-арта.

Непосредственными первопроходцами поп-арта стали американские художники, которые в 50-х рисовали флаги, пивные банки и другие подобные предметы, но делали это в живописной выразительной манере.

Следуя духу времени, новые художники презрели все стандарты современной американской живописи, опиравшиеся на абстракции как отображение универсальных истин и глубоких личных переживаний.

Одним из важнейших принципов поп-арта является концепция, что в культуре не существует никакой иерархии, а искусство может питаться из любого источника. К прочим основным постулатам направления относится:

— некоторая эмоциональная отстраненность, «прохладная» двойственность;

— создание арт-объекта на основе обыденного продукта массовой индустрии, что подчеркивало тенденция превращения произведений искусства в товары.

— изображение популярного символа: портрета звезды кинематографа или эстрады, эмблемы или логотипа всем известного лакомства или напитка;

— нестандартные или даже странные сочетания предметов, вещей с их масштабами, гротескные размеры привычно-небольшого, вопреки законов логики (сродни сюрреализму);

— техника в стиле коллажа, фотопечати, чередование разных текстур, яркие цвета, а также надписи в форме девиза или слогана, благодаря которым картина почти не отличается от рекламного плаката;

— многократная повторяемость всем известного одного и того же объекта.

Сами представители поп-арта объясняли суть своего направления тем, что хотели вернуться к реальности, которая отсутствовала в произведениях художников-абстракционистов, и связать своё искусство с тем, что близко и понятно каждому современному человеку: кино, реклама, телевидение, индустрия товаров. Действительно, если многие века живописцы старались изобразить предметы «как настоящие», то почему бы искусству не использовать уже эти самые настоящие предметы?!

Наиболее яркие формы американского поп-арта:

— стилизованные репродукции комиксов с использованием цветных точек и плоскостей, заполненных одним цветом;

— буквально «вырезанные» из реальности картины и шелкографии с изображениями банок супа, коробок с мылом и бутылок;

— скульптуры, увековечившие такие обыденные вещи, как сантехника, печатные машинки, гамбургеры и т. д.;

— обнаженные, но асексуальные, плакатные образы;

— гипсовые человеческие фигуры, перенесенные на улицы города или помещенные в привычное многим окружение, к примеру, автобус, найденный на свалке.

Большинство представителей поп-арта начинали свою карьеру в коммерческом искусстве. Это были успешные журнальные иллюстраторы и графические дизайнеры, авторы билбордов. Благодаря этим первым шагам в искусстве художники получили мощное подспорье для дальнейшей работы, своего рода визуальный словарь массовой культуры, и приемы, позволявшие объединять сферы высокого искусства и поп-культуры.

Самые известные мастера поп-арта:

Энди Уорхол — американский художник, один из самых известных мастеров в истории поп-арта и современного искусства. Икона поп-арта, кто превратил консервные банки и бутылки в образчики искусства. Начинал он свою карьеру с оформления витрин магазинов. Одними из первых его работ были иллюстрации журналов. Его рисунки отличались эксцентричностью и крайней необычностью исполнения. Свои знаменитые «Банки супа Кэмпбелл» художник впервые представил публике 9 июля 1962 года на своей персональной выставке в Лос-Анджелесе в галерее «Ферус». Работа состояла из 32 полотен в технике трафаретной печати, на каждой из которых — один из видов супа. Зрители увидели как будто полку магазина с супами. Каждую работу можно было тогда приобрести за 100 долларов. А уже в 2007 году картина «Банка томатного супа Кэмпбелл» была продана на аукционе за 8,4 млн. На той, первой выставке Уорхола многие обвиняли в безвкусии, коммерциализации искусства, но нашлись и ценители авторского «магазина», которые позже и сделали из художника звезду. Работал художник в технике шелкотрафарета, которая позволяла многократно увеличивать изображение, дублировать его, разукрашивать в разные цвета. Самым популярным стала серия о Мэрилин Монро, которую Уорхел начал создавать сразу после загадочной гибели актрисы, вырезав фото из газетного некролога. Вся работа состоит из 50 обработанных фото: 25 ярких разноцветных и 25 черно-белых.

Ларри Риверс — американский художник, музыкант, режиссер, скульптор, один из основателей поп-арта. С 1961 начинает использовать в своих работах рекламные изображения, а спустя несколько лет создает на основе таких изображений коллажи.

Роберт Раушенберг — американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма, а затем концептуального искусства и поп-арта, стоял у истоков создания модульного искусства, является создателем направления комбинированной живописи. В своих работах тяготел к технике коллажа и редимейда, использовал мусор и различные отходы.

Питер Блейк — британский художник, один из пионеров английского поп-арта, общепризнанный мастер современного изобразительного искусства. создавал коллажи, в которых использовал почтовые открытки, вырезки из газет и журналов, портреты знаменитостей. Прославился как иллюстратор книг и художник-оформитель, создавший обложку для одной из самых известных пластинок «Битлз».

Клас Олденбург — американский скульптор шведского происхождения, классик поп-арта. Наиболее характерный приём Олденбурга — скульптурное изображение достаточно небольшого и совершенно обыденного предмета в несоразмерно гигантском масштабе, а зачастую также причудливо окрашенного и неожиданно расположенного в пространстве. Скульптуры автора разбавляют однообразие городской среды. Чаще всего органично дополняя или даже украшая её.

Кит Харинг — американский художник, скульптор и общественный деятель, автор известных карикатур. C детства увлекался комиксами, что сказалось на дальнейших работах художника. Известность пришла к Харингу после появления его работ по росписи на стенах Нью-Йоркского метрополитена в начале 80-х.

Том Вессельман — американский художник, одна из ведущих фигур в движении поп-арта и патриарх стиля, работал в издательствах журналов и газет, рисовал иллюстрации, карикатуры и персонажей мультфильмов для киностудий. Автор знаменитой серии картин «Великая американская обнаженная». Техника художника объединяла живопись, коллаж и ассамбляж.

Дэвид Хокни — британский художник, один из основателей поп-арта, а также один из лучших мастеров данного стиля. В ноябре 2018 года Дэвид Хокни стал самым дорогим художником из ныне живущих. Его картину под названием «Бассейн с двумя фигурами» продали на аукционе «Кристи» в Нью-Йорке за рекордную сумму — 90 млн 300 тыс. долларов.

Джордж Сигал — американский скульптор и художник поп-арта, работы которого из гипса и бронзы породили новое художественное направление — «энвайронмент», вовлечение пространства в художественную композицию.

Джаспер Джонс — американский художник, одна из ключевых фигур стиля поп-арт, автор большого количества авангардных работ с изображением флага США. На холст, закреплённый фанерным планшетом, приклеивались вырезки из газет, а затем покрывались красками в соответствии с цветами флага. Густая и рельефная фактура после сложной техники живописи — энкаустики, на основе пчелиного воска, известной со времён Древнего Египта, делало картины неповторимыми, выразительными, видными издали, но если смотреть вблизи, изображение исчезало, обращаясь в абстрактные мазки.

Рой Лихтенштейн — американский художник, знаменитый своими работами в стиле поп-арт, автор комиксов. Свои первые работы Рой создавал, используя картинки из мультфильмов и комиксов, при этом он применял технологию из промышленной печати. Его репродукции комиксов — с использованием цветных точек и плоскостей, заполненных одним цветом.

Уэйн Тибо — американский художник, один из известнейших представителей стиля поп-арт, автор большого количества картин с изображением сладостей и игрушек.

Середина XX века явилась переломным моментом во всей истории человечества. Окружающий мир стал другим, начиная от производства товаров потребления до общения и связи людей между собой. Поп-арт, стал не только ответом, но и отражением того общества, в котором он возник. Если проследить на временной шкале те события, которые происходили в мире в тот период, когда появился поп-арт и достиг своего расцвета, то станет ясно, почему этот стиль столь отличался от всех предыдущих.

Подробно проблемы и устройство «общества потребления», которое сложилось в развитых индустриальных странах к 1970-м, описывает Жан Бодрийяр, французский философ-постмодернист, писатель, социолог, культуролог и публицист, одна из крупнейших фигур современной гуманитарной науки. Его работа (вышла в 1970 году) отразила влияние общества потребления на искусство и феномен поп-арта в их единении.

Бодрийяр пишет о том, что в обществе потребления массовая культура не дает людям культуры, как таковой, а предлагает культурную переподготовку: необходимость постоянно «быть посвященным», знать, что происходит в мире, но не предполагает наследственного достояния трудов, мыслей, традиций, а также непрерывной практики критического размышления. Автор задается вопросами, является ли поп-арт искусством чистой манипуляции? Или же не творцом, а лишь производителем объектов? Поп-арт, по мнению Бодрийяра, явился концом перспективы, творческого жеста, воспоминания, свидетельства и, что важнее, «ниспровержения мира и проклятия искусства». Если общество растворяется в своей мифологии, в нем нет критической перспективы самого себя, то оно может иметь только искусство, идущее с ним на компромисс. Поэтому, художники поп-арта рисуют объекты, так как они видят их в своем окружении, так как именно в этом виде они функционируют мифологически. В этом искусстве есть очевидное признание обществ потребления, признание того, что истиной предметов является их марка.

В поп-арте примиряются объект живописи и живопись-объект. Здесь есть двусмысленность и непоследовательность. Желая быть искусством банального, поп-арт сталкивается с проблемой, что предмет банален только до тех пор, пока не становится значащим, как это происходит в обществе, которое является массовым и сконцентрировано на потреблении. Поп-арт не требует ни глубокого понимания, ни сильного эмоционального вовлечения. Бодрийяр отмечает, что у людей, смотрящих на работы в стиле поп-арт, возникает улыбка или даже смех. Такая улыбка заключает в себе всю его двусмысленность: «это не улыбка критической дистанции, это улыбка сделки».

Таким образом, появляясь в конце 1950–1960-х, во время экономического подъема в странах Западной Европы и США, поп-арт вливается в этот мир, черпая вдохновение из супермаркетов, тиражей газет, по сути, отражает в себе реалии своего времени. Он ставит предмет в центр, как ставит его в центр мироздания общество потребления и тиражирует его, бесконечно копируя, пока не сотрется его индивидуальность, подобно тому, как массовое общество усредняет людей. Человек и сам превращается в массовый бренд, такой же как банка супа или бутылка Coca-Cola. Люди, их проблемы и жизни, во многом построенные на привычных моделях взаимоотношений, тоже становятся товаром, который им продает масс-медиа. Человек общества потребления безлик, он сменил индивидуальность на модный ярлык. Вся жизнь такого направлена только на удовлетворение потребностей и запросов, искусственно созданных СМИ. Приобретёнными и не всегда нужными вещами человек заменяет-замещает свою личность. И поп-арт указывает на данную проблему современного ему мира, но не предлагает способов её решения. Невзыскательному, духовно обеднённому зрителю-потребителю поп-арт только и может, что предложить красочные картинки красивой жизни, избегая разговоров о неоднозначности и сложностях развития личности.

Литература:

  1. Аксёнова А. С. Искусство ХХ века. Ключи к пониманию: события, художники, эксперименты. М., Эксмо. 2021. 208 с.
  2. Гомперц Уилл. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. М., издательство «Синдбад». 2012. 530 с.
  3. Жан Бодрийяр. «Поп-арт: искусство общества потребления?" //«Общество потребления. Его мифы и структуры». М., Республика.. 2006. 268 с.
  4. Искусство. Для тех, кто хочет всё успеть. М., Эксмо. 2019. 128 с.
  5. История искусств. Западноевропейское искусство. М., «Высшая школа». 2002. 368 с.
  6. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В. В. Бычкова. М., «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. 607 с.
  7. Мировая художественная культура. М., издательский центр «Академия». 1999. 448 с.
  8. Обухова А., Орлова М. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму. 1960–1970-е. История живописи. ХХ век. — М., Галарт, 2008. — 568 с.
  9. Рыков А. В. «Проблема поп-арта в англо-американской теории искусства».//«Постмодернизм как «радикальный консерватизм»: Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960–1990-х годов». С-Пб., Алетейя. Историческая книга. 2007. 373 с.
  10. Хук Ф. Завтрак у Sotheby*s: Мир искусства от А до Я. С-Пб., Азбука-Аттикус. 2018. 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): американский художник, массовая культура, работа, искусство, общество потребления, США, художник, американский поп-арт, американский скульптор, британский поп-арт.


Задать вопрос