Контрольная деятельность судебной власти: проблемы и пути их преодоления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 26.12.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Курицына, А. В. Контрольная деятельность судебной власти: проблемы и пути их преодоления / А. В. Курицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87340/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье затрагиваются некоторые проблемы осуществления судебного контроля в современном мире.

Ключевые слова: суд, судебная власть, судебный контроль, правовое государство.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами, и никто не имеет право осуществлять правосудие, кроме судей Российской Федерации.

Контрольная деятельность — это функциональный механизм воздействия на различные сферы жизнедеятельности человека. Контрольная деятельность судебной власти состоит в защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Судебная система динамичная и развивающаяся система, она претерпевает изменения постоянно (отмена Конституционных (уставных) судов субъекта, внесение изменений В ГПК в 2020 года и др.), в современных реалиях судебная система нуждается в изменениях, так как законодательство меняется, меняется мир и соответственно должна меняться судебная система. Судебный контроль — это неотъемлемая функция суда в целом. Многие определяют судебный контроль как форма публично-правовых отношений, другие напротив говорят о том, что судебный контроль может затрагивать различные сферы жизни общества.

Судебная система в условиях современного мира испытывает изменения, что приводит к возникновению проблем в ней, а соответственно в осуществлении судебного контроля. Не стоит забывать о том, что текущие проблемы, которые возникают на фоне политических, государственных перипетий, принятия мер по борьбе с коронавирусной инфекцией подрывает веру граждан в независимый, справедливый суд, следовательно влияние судебного контроля ослабевает. Помимо этого не стоит забывать о том, что модернизация и оптимизация судебно-правовой системы, форм и методов судопроизводства в общем и целом не завершены, так как до недавнего времени действовала целевая программа «Развитие судебной системы в России на 2013–2020 годы», в которой было четко отражено, что необходимо обратить внимание на повышение качестве правосудия, а также на совершенствование судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Можно выделить следующие проблемы осуществления судебного контроля, которые назрели к настоящему времени:

  1. фактическое отсутствие общественного контроля над деятельностью судов;
  2. низкий уровень авторитета судебной власти.

Почему именно эти проблемы заслуживают внимания и каким образом возможно решить их?

В современном российском государстве строится правовое, демократическое общество, принципами которого являются гласность, свобода. Каждый гражданин имеет право на достоверную информацию и возможность участия в построении гражданско-правового общества. Судебная власть строится на принципе независимости, это позволяет сохранить суду беспристрастность и лояльность каждому рассматриваемому делу, но однако при всей значимости принципа независимости судей, вопрос об организации общественного контроля за деятельностью судов остается открытым.

Судебная система построена иерархически, что доказывается действующим законодательством, а именно в Федеральном законе «Об органах судейского общества в Российской Федерации» четко указано какие органы судейского общества осуществляют контроль над деятельностью судов, в них входят: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов Российской Федерации; Совет судей Российской Федерации; советы судей субъектов Российской Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации; Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи; экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи. [3] Наличие такой иерархичной судебной системы подразумевает возможность появления судебной политики, то есть вышестоящие суды, обладающие правом отмены или изменения решения, формируют судебную практику, на которую все нижестоящие суды ровняются, в связи с чем появление новой судебной практики, выражение судьями своей точки зрения на правовой спор, пресекается вышестоящими судами, которые формировали действующую практику, тем самым формируется судебная политика, которая так или иначе вынуждает судей действовать в рамках существующей судебной практики.

В задачах органах судейского общества, которые обозначены в статье 4 Федерального закона «Об органах судейского общества в Российской Федерации», не обозначена роль общественности в деятельности судейского общества [3].

Стоит отметить, что существуют органы судейского сообщества, в деятельности которых активное участие принимают представители юридических сообществ, речь идет о квалификационных коллегиях судей и о комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Законом предусмотрено, что помимо судей в состав Высшей квалификационной коллегии и квалификационные коллегии субъектов входят представители общественности и представители Президента РФ. Данный подход к формированию судебного органа позволяет сохранить тот самый принцип «сдержек и противовесов», помимо соблюдения указанного принципа, такое формирование государственного органа создает условия для формирования общественного участия в деятельности судебных органов. К кандидату, претендующему на участие в вышеуказанных органах судейского сообщества, предъявляются требования, которым он должен соответствовать (возрастной ценз, образовательный ценз и др.).

Участия в квалификационной коллегии судей, безусловно, является почетным и ответственным званием, однако никаких гарантий для представителя общественности наличие указанного звания не дает. Например, в федеральном законодательстве указано, что предусматривается освобождение от выполнения своих служебных обязанностей по основному месту работы с сохранением заработной платы в период исполнения полномочий в квалификационной коллегии судей. [4] Эта норма распространяет свое действие только на судей. Подобным образом, можно сказать, что умаляется значение представителей общественности в работе квалификационной коллегии судей. Стоит отметить, что количество представителей общественности в квалификационной коллегии судей значительно меньше, чем представителей судебной системы, что заранее предопределяет исход практически любого решения.

Исходя из вышеизложенного можно назвать возможный путь решения указанной проблемы, необходимо сделать более широким перечень субъектов, наделенных полномочиями предлагать кандидатуры к участию в квалификационной коллегии судей от представителей общественности, кандидаты должны представлять интересы общества, а не интересы судебной системы, потому что большинство представителей общественности формируются из числа судей в отставке, представителей силовых структур, вышедших на пенсию, тем самым формируется корпорация правоохранителей, которые так или иначе связаны с судебной системой. Полагаю, необходимо минимизировать количество таких общественных представителей, а сделать упор на принятие в ряды членов квалификационной коллегии представителей из числа например, представителей общероссийских общественных объединений юристов, высших учебных заведений, также стоит пересмотреть возможность наличия вознаграждения за участие в деятельности квалификационной коллегии судей, так как участие в работе квалификационной коллегии бывает длительным, энергозатратным и трудоемким, работа подобного рода не должна быть бесплатной [1, с. 394]. Вышеуказанные нововведения должны быть закреплены на законодательном уровне.

Усиление роли общественных представителей в деятельности органов судейского общества позволит минимизировать образование конфликта интересов, снизить коррупциогенный фактор, а также увеличение количества общественных деятелей позволит сделать судебную власть более открытой и доступной для большинства граждан.

Авторитет суда следует укреплять и поддерживать повсеместно, в условиях пандемии, когда каждый человек находится на пределе своих моральных сил, ощущается предвзятое отношение к суду и судебной системе в целом. Каждый полагает, что судебные акты противоречат закону, здравому смыслу и общественному мнению.

Повысить авторитет в глазах народа возможно путем взаимодействия судебной власти с «четвертой властью», которая играет большую роль в формировании общественного мнения — это средства массовой информации.

В российской системе правосудия отмечается закрытость системы, как для самих участников судебного производства, так и для общества в целом, излишняя закрытость вредная для общественный правоотношений, это порождает ложные стереотипы в отношении работы судов, — об этом говорит Президент России Владимир Владимирович Путин.

Современная реальность такова, что необходимость сотрудничества со средствами массовой информации необходима, для формирования независимого общественного мнения, а также для осуществления принципа гласности.

Каждый гражданин Российской Федерации и не только должен быть знаком с судебной системой для того, чтобы в обществе формировалась правовая грамотность, а также для управления судебной репутацией. Челочек будет информирован и судебной практике, что будет позволять более эффективно защищать свои законные права, свободы и интересы, регламентированные законами [2, с. 397].

Вышеуказанные обстоятельства говорят о том, что пресс-служба судебных органов должна работать более эффективно и находить пути взаимодействия с общественностью. Реализовать это взаимодействие возможно несколькими способами.

Один из способов повышения уровня авторитета судебной власти является взаимодействие со СМИ. Как отмечалось выше, СМИ играет очень большую роль в современном мире, СМИ может формировать общественное мнение о той или иной ситуации в стране. Это связано прежде всего с тем, что СМИ охватывает широкую аудиторию, а также они могут оперативно распространять любую информацию по всей территории не только одного конкретного государства, но и в мире в целом. Эти факторы смогут иметь положительное воздействие на авторитет судебной власти, так как быстрое и эффективное распространение информации о судейских органах формирует общественно мнение, делает судебную систему более открытой, что также положительно сказывается на авторитете. Полагаю, что на начальных порах необходимо организовывать консультативные встречи пресс-службы судебных органов с представителями масс-медиа. Подобные встречи могут породить возможные пути формирования положительной репутации судебной власти в глазах общественности. Взаимодействие СМИ с судебными органами позволит также сформировать открытую правовую базу для каждого гражданина, что существенно будет повышать уровень юридического просвещения граждан. Каким образом могут быть организованы в условиях пандемии подобные контакты? Организация онлайн-конференций, участие в различных просветительских семинарах, можно организовывать взаимные стажировки журналистов и сотрудников пресс-службы судебной системы. Такой способ взаимоотношений с медиа-группами позволит наладить контакт с общественностью, разработать возможность открытия «горячих линий», а также получить обратную связь от граждан, что позволит улучшать работу судебной системы.

Решение вышеуказанных проблем предложенными способами позволят осуществлять судебный контроль более открыто, гласно, свободно и доступно, что и так регламентировано нормативными актами об осуществлении судебной власти, судебный контроль играет важную роль в жизни общества, в жизни государства. Усовершенствование судебной системы, а равно судебного контроля способствует развитию гражданского общества и правового государства.

Литература:

  1. Метушевская, Т. И. Участие представителей юридической общественности в деятельности органов судейского сообщества в Российской Федерации / Т. И. Метушевская. — Текст: непосредственный // Судебная правовая политика в России и зарубежных странах. — Санкт-Петербург: Астерион, 2019. — С. 392–397.
  2. Тепляков, О. В..Роль и место PR-деятельности в управлении репутацией судебных органов Российской Федерации / О. В. Тепляков. — Текст: непосредственный // Судебная правовая политика в России и зарубежных странах. — Санкт-Петербург: Астерион, 2019. — С. 397–401.
  3. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». — Текст: электронный // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35868/ — URL: (дата обращения: 22.12.2021)
  4. Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007) (ред. от 19.05.2016. — Текст: электронный // https://legalacts.ru/doc/polozhenie-o-porjadke-raboty-kvalifikatsionnykh-kollegii-sudei/ — URL: (дата обращения: 22.12.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): судебная система, судебная власть, судебный контроль, квалификационная коллегия судей, представитель общественности, Российская Федерация, судейское общество, общественное мнение, современный мир, судебная практика.


Задать вопрос