К вопросу о целесообразности участия представителей общественности и представителя президента Российской Федерации в деятельности квалификационных коллегий судей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (199) март 2018 г.

Дата публикации: 31.03.2018

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Лысенко Н. М. К вопросу о целесообразности участия представителей общественности и представителя президента Российской Федерации в деятельности квалификационных коллегий судей // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 182-184. — URL https://moluch.ru/archive/199/48961/ (дата обращения: 17.01.2020).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием представителей общественности и представителей Президента РФ в деятельности квалификационных коллегий судей, порядком из назначения. осуществления ими полномочий и досрочном прекращении их деятельности в качестве членов коллегий. Автором анализируются основные подходы к целесообразности включения указанных представителей в состав Высшей квалификационной коллегии судей и Квалификационных коллегий судей субъектов РФ, формулируются некоторые проблемы взаимодействия органов государственной власти при формировании составов этих коллегий, а также намечаются пути их решения путем внесения изменений в законодательство, регулирующее деятельность квалификационных коллегий судей.

Ключевые слова: судебная власть, органы судейского сообщества, Высшая квалификационная коллегия судей, Квалификационные коллегии судей субъектов РФ, представители общественности, представитель Президента РФ, независимость судей.

Вопрос о порядке формирования Высшей квалификационной коллегии судей и Коллегий судей субъектов неоднократно ставился перед законодателем, и в разное время он решался по-разному. Постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. № 4960–1 «Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей» [1] устанавливалось, что в состав квалификационных коллегий судей могут входить только профессиональные судьи. Позднее Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-Ф3 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [2] было закреплено, что квалификационные коллегии судей формируются не только из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов Российской Федерации, но также из представителей общественности, представителей Президента РФ [3, с. 96]. В настоящее время формирование квалификационных коллегий судей происходит на основании норм ст. 11 указанного Федерального закона следующим образом: Высшая квалификационная коллегия судей состоит из 29 членов, из которых 10 — представители общественности, и один — представитель Президента РФ; Квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируются в составе 21 члена, которые включают 7 представителей общественности и одного представителя Президента РФ.

В научной литературе по юриспруденции можно найти самые разные подходы к включению в состав квалификационных коллегий судей представителей общественности и представителя Президента РФ. Большинство исследователей считает, что таким образом, наряду с участием граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей, реализуется «гарантированная конституционная возможность участия граждан в управлении делами государства» [3, с. 96]. Такое участие можно рассматривать как косвенную форму участия граждан в отправлении правосудия, поскольку при этом они напрямую не влияют на судебное решение, а лишь принимают участие в формировании судейского корпуса, то есть опосредованно воздействуют на решения, принимаемые судом в будущем [3, с. 99]. При этом указывается, что значительный процент участия представителей общественности (примерно 1/3 от общего числа членов коллегий) возлагает на них большую ответственность за принятые коллегией решения, в связи с чем большое внимание должно уделяться вопросу отбора кандидатов в представители, учитываться необходимые требования, которым они должны соответствовать. Другая точка зрения — что одной трети представителей общественности в квалификационных коллегиях судей недостаточно для обеспечения подлинной независимости коллегий, в связи с чем таких представителей должно быть не меньше половины. Это обусловливается тем, что с момента объединения Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ расстановка сил в квалификационных коллегиях изменилась, общественность осталась в меньшинстве, из-за чего уже не может влиять на деятельность коллегий так, как раньше. Также предлагается расширить спектр организаций, которые могут выдвигать кандидатов для назначения в квалификационные коллегии судей, в частности, добавив к ним правозащитные организации, Общероссийский народный фронт и др. [4, с. 45]. Еще одной идеей по усилению влияния представителей общественности и представителя Президента РФ на деятельность коллегий является предложение по назначению председателями Высшей квалификационной коллегии судей и Квалификационных коллегий судей субъектов РФ представителей общественности или представителей Президента РФ. Такой подход представляется спорным, поскольку деятельность квалификационных коллегий сугубо специфична и основана на глубоком знании судебной системы, следовательно, возглавлять их должны лица, непосредственно связанные с органами судебной власти. Третья группа исследователей склоняется к тому, что действующий механизм формирования квалификационных коллегий судей противоречит ст. 3.1. Европейской хартии о законе «О статусе судей», которой устанавливается принцип невмешательства в процесс подбора, отбора, назначения, продвижения по службе или окончания пребывания в должности судьи зависимого от исполнительной и законодательной власти органа, а также не соответствует признанному в российском законодательстве принципу разделения властей [5, с. 102–103]. В подтверждение указанных доводов приводятся результаты анализа состава Высшей квалификационной коллегии судей, из которых следует, что из 10 членов, назначенных Советом Федерации, только один представитель прямо не связан с государственными учреждениями [5, с. 103]. С данным подходом также нельзя согласиться, поскольку именно включение в состав квалификационных коллегий судей представителей общественности и представителя Президента РФ обеспечивает влияние на решения коллегий различных ветвей власти, не замыкает их деятельность только рамками судебной системы, делает более открытыми для общественности. Однако существует ряд пробелов в законодательных актах, регламентирующих порядок назначения, деятельности и прекращения полномочий представителей общественности и представителя Президента РФ в квалификационных коллегиях судей, которые требуют совершенствования. Обозначим некоторые из них.

Полномочия по назначению представителей общественности членами Высшей квалификационной коллегии судей принадлежат Совету Федерации, а Квалификационных коллегий судей субъектов РФ — законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации. Представители избираются тайным голосованием из числа кандидатов, которые выдвигаются общероссийскими общественными организациями юридической направленности и общероссийскими общественными организациями, основной уставной целью которых является защита прав и свобод человека и гражданина, имеющими государственную регистрацию, а также научно-педагогическими коллективами юридических научных организаций и юридических образовательных учреждений. Закон «Об органах судейского сообщества в РФ» устанавливает лишь ряд требований, которым должны соответствовать кандидаты (ими должны быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами) [2, п. 8 ст. 11]. Однако там упоминания о том, каким личными и профессиональными качествами должны обладать кандидаты, а также о том, какими принципами должны руководствоваться законодательные органы при отборе и назначении представителей. Еще в меньшей степени закон регулирует порядок отбора представителя Президента РФ, ограничивая требования к нему наличием российского гражданства и прохождением государственной службы. При этом о необходимости юридического образования, допустим, в нем ничего не сказано. Представляется, что, с учетом большого процента от количества всех членов Квалификационных коллегий судей (около трети), а также недостаточно четких критериев при оценке деятельности судьи, на представителей общественности и представителей Президента РФ ложится огромная ответственность не только за судьбы отдельных лиц (претендующих на должность судьи, выполняющих деятельность по осуществлению правосудия и др.), но и за авторитет судебной власти в целом. На основании этого можно сделать вывод, что необходимо законодательно закрепить более четкие критерии отбора представителей общественности и представителей Президента РФ в квалификационные коллегии судей (например, учитывать стаж работы, общественную деятельность, наличие ученой степени, наличие судимости и т. п.), причем сделать их едиными как для Высшей квалификационной коллегии судей, так и для квалификационных коллегий судей субъектов РФ.

Не менее актуальным остается вопрос о досрочном прекращении полномочий члена квалификационной коллегии судей — представителя общественности или Президента РФ. Эта функция также возлагается соответственно на Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или Президента Российской Федерации. Однако поскольку указанные органы не всегда в полной мере владеют информацией о работе назначенных ими членов квалификационных коллегий судей, объективность их решений о досрочном прекращении полномочий может вызывать сомнения. Кроме того, Федеральным законом № 30-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий — инициатива члена коллегии, совершение им преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, отсутствие на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин, замещение государственных или муниципальных должностей, должностей государственной или муниципальной службы, вступление в руководство организациями и учреждениями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, получение статуса адвоката или нотариуса [2, п. 8 ст. 11]. При этом в указанный перечень не включены такие основания, как ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, совершение порочащего поступка. Несмотря на то, что ст. 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в РФ» предусматривает обязанность представителей общественности и представителей Президента Российской Федерации «избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности указанных представителей» [2, п. 8 ст. 11], нарушение этих требований также не предполагает наступления неблагоприятных последствий в виде досрочного прекращения полномочий членов квалификационных коллегий судей. Это может порождать ощущение вседозволенности, отсутствия сдерживающих факторов, которое не всегда наилучшим образом влияет на результаты работы коллегий. Во избежание этого необходимо расширить перечень оснований, по которым полномочия члена квалификационной коллегии могут быть досрочно прекращены, а также предусмотреть возможность выходить с подобной инициативой самих членов квалификационных коллегий судей, которые видят работу «изнутри» и могут дать оценку деятельности того или иного представителя общественности или представителя Президента РФ.

Литература:

  1. Постановление Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. № 4960–1 «Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 24, ст. 856.
  2. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 11.
  3. Липчанская М. А. Деятельность квалификационных коллегий судей как органов судейского сообщества с участием представителей общественности // Известия Саратовского университета, серия: Экономика. Управление. Право. Том 11. — 2011. — № 2. — С. 96–100.
  4. Багаутдинов Ф. Н., Диденко Н. С. Актуальные вопросы ответственности судей и деятельности квалификационных коллегий // Юристъ-Правоведъ. — 2017. — № 3(82). — С. 42–45.
  5. Трофимов Е. А. Квалификационные коллегии судей как инструмент укрепления «вертикали» судебной власти: кратологический очерк // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 9. — С. 102–104.
Основные термины (генерируются автоматически): квалификационная коллегия судей, представитель Президента РФ, Высшая квалификационная коллегия, Российская Федерация, представитель общественности, квалификационная коллегия судей субъектов РФ, судебная власть, судейское сообщество, РФ, Совет Федерации.


Похожие статьи

Особенности рассмотрения жалоб и обращений граждан Высшей...

квалификационная коллегия судей, Высшая квалификационная коллегия, Российская Федерация, Квалификационная коллегия судей субъектов РФ, судья РФ, обращение, совершение судьей...

Становление и развитие квалификационных коллегий судей как...

В научной статье рассматривается становление и развитие квалификационных коллегий судей. Выделяются основные этапы развития квалификационных коллегий судей в системе органов судейского сообщества...

Некоторые проблемные вопросы практики применения...

Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007), СПС Консультант Плюс.

Особенности рассмотрения жалоб и обращений граждан Высшей квалификационной коллегией судей РФ и Квалификационными коллегиями судей субъектов РФ.

Органы судейского сообщества в Российской Федерации...

Анализ персонального состава Высшей квалификационной коллегии судей РФ (2016–2020 гг.) показывает, что среди её членов: четырнадцать судей (из восемнадцати) с являются председателями судов уровня не ниже областного и равного им...

К вопросу о статусе судей в России | Статья в сборнике...

Для России — Квалификационная коллегия судей, для Германии — Дисциплинарный суд ФРГ.

Основные термины (генерируются автоматически): правовой статус, Российская Федерация, статус судей, судейская этика, судья, судебная власть, Россия, правовой...

Лысенко Наталья Михайловна — Информация об авторе

Особенности рассмотрения жалоб и обращений граждан Высшей квалификационной коллегией судей РФ и Квалификационными коллегиями судей субъектов РФ. №13 (199) март 2018 г.

Специфика процессуальной ответственности судей РФ

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Совет судей РФ неоднократно формулировали свои позиции по вопросам дисциплинарной ответственности.

Особенности рассмотрения жалоб и обращений граждан Высшей квалификационной коллегией судей РФ и...

Еще раз о проблеме правовой культуры судейского корпуса...

По решениям квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации в 2007 году было привлечено к дисциплинарной ответственности 207 руководителей судов и судей (192 в системе судов общей юрисдикции и 15 в системе арбитражных судов).

Гарантии независимости судей | Статья в журнале...

Общественности.

Особенности рассмотрения жалоб и обращений граждан Высшей квалификационной коллегией судей РФ и Квалификационными коллегиями судей субъектов РФ.

Похожие статьи

Особенности рассмотрения жалоб и обращений граждан Высшей...

квалификационная коллегия судей, Высшая квалификационная коллегия, Российская Федерация, Квалификационная коллегия судей субъектов РФ, судья РФ, обращение, совершение судьей...

Становление и развитие квалификационных коллегий судей как...

В научной статье рассматривается становление и развитие квалификационных коллегий судей. Выделяются основные этапы развития квалификационных коллегий судей в системе органов судейского сообщества...

Некоторые проблемные вопросы практики применения...

Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007), СПС Консультант Плюс.

Особенности рассмотрения жалоб и обращений граждан Высшей квалификационной коллегией судей РФ и Квалификационными коллегиями судей субъектов РФ.

Органы судейского сообщества в Российской Федерации...

Анализ персонального состава Высшей квалификационной коллегии судей РФ (2016–2020 гг.) показывает, что среди её членов: четырнадцать судей (из восемнадцати) с являются председателями судов уровня не ниже областного и равного им...

К вопросу о статусе судей в России | Статья в сборнике...

Для России — Квалификационная коллегия судей, для Германии — Дисциплинарный суд ФРГ.

Основные термины (генерируются автоматически): правовой статус, Российская Федерация, статус судей, судейская этика, судья, судебная власть, Россия, правовой...

Лысенко Наталья Михайловна — Информация об авторе

Особенности рассмотрения жалоб и обращений граждан Высшей квалификационной коллегией судей РФ и Квалификационными коллегиями судей субъектов РФ. №13 (199) март 2018 г.

Специфика процессуальной ответственности судей РФ

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Совет судей РФ неоднократно формулировали свои позиции по вопросам дисциплинарной ответственности.

Особенности рассмотрения жалоб и обращений граждан Высшей квалификационной коллегией судей РФ и...

Еще раз о проблеме правовой культуры судейского корпуса...

По решениям квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации в 2007 году было привлечено к дисциплинарной ответственности 207 руководителей судов и судей (192 в системе судов общей юрисдикции и 15 в системе арбитражных судов).

Гарантии независимости судей | Статья в журнале...

Общественности.

Особенности рассмотрения жалоб и обращений граждан Высшей квалификационной коллегией судей РФ и Квалификационными коллегиями судей субъектов РФ.

Задать вопрос