Вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и государства (на примере общественных объединений) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 22.12.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Неровная, Н. Н. Вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и государства (на примере общественных объединений) / Н. Н. Неровная, А. С. Матвеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87148/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье автор рассматривает правовые аспекты взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Рассмотрено значение общественных объединений в системе взаимодействия гражданского общества и органов власти, в том числе на региональном уровне.

Ключевые слова: государственная власть, гражданское общество, общественное объединение, общественный контроль, Общественный совет.

Одной из значимых категорий современных социально-правовых наук является гражданское общество. Как понятие, гражданское общество на протяжении своего появления и генезиса неразрывно связывается с понятием государства. В наши дни эти понятия являются взаимодополняющими и неотделимыми одно от другого.

При этом имеющееся несоответствие уровня развития гражданского общества и его институтов предъявляемым к ним требованиям, становится одной из причин вмешательства государства в сферу гражданского общества. Можно отметить и то, что в современный период власть не всегда оказывается способной проявить разумность самоограничения, что дает основания зарубежным политикам «все больше утверждаться во мнении, что Россия отклоняется от пути демократизации» [6, С.77].

Сегодня мы наблюдаем, с одной стороны, постоянство в стремлении государственных структур к поддержке инициатив сферы гражданского общества и усиление влияния на его структуры. С другой же стороны, власть предпринимает меры, нивелирующие ее собственные усилия: происходят процессы рутинизации работы парагражданских объединение, ужесточается гражданский контроль и надзор за деятельностью зарубежных общественных и правозащитных организаций. Следствием этого выступило ужесточение законов в области деятельности некоммерческих структур, что уже вызвало волну недовольства среди отечественных общественных объединений, гнев мирового сообщества [7, C.32].

Такими способами государство стремится обеспечить устойчивость и стабильность политической системы и, параллельно, создает предпосылки для конфронтации с общественными отношениями. Поэтому в данной ситуации органам государственной власти следует двигаться в сторону большего внимания к общественным инициативам, стремиться вступить с ними в полноправный диалог.

Среди значимых институтов гражданского общества в этой связи следует назвать общественные объединения. Федеральный закон «Об общественных объединениях» статьей 3 закрепляет гарантированное ст. 30 Конституции РФ право граждан на объединение [1]. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» для граждан предусмотрены:

– право вступать в общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них;

– право беспрепятственно выходить из общественных объединений;

– право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей [2].

Следовательно, законодательно закреплено, что реализации прав и законных интересов граждан следует процесс создания таких объединений.

Статьей 7 указанного закона закреплены организационно-правовые формы, в которых могут появляться общественные объединения — это: общественная организация; общественный фонд; общественное учреждение; общественное движение; орган общественной самодеятельности; политическая партия [2].

Общественные объединения остаются базовым институтом гражданского общества и в региональном аспекте — они выступают участниками общественного контроля, реализуют участие граждан в осуществлении общественного контроля через представительную форму; общественные объединения наделены в большей степени соответствующими полномочиями [4, C.3]. Можно согласиться с мнением Т. Н. Михеевой, отмечающей, что для сближения интересов органов местного самоуправления с гражданами лучшими посредниками выступают общественные структуры [9, C.93].

Среди правовых форм, на основе которых происходит взаимодействие общественных объединений с органами местного самоуправления, можно перечислить такие, как: правотворческая инициатива объединений по вопросам местного значения, коллективные обращения в органы власти, инициирование публичных слушаний и другие.

Особой формой выступает проведение общественными объединениями на муниципальном уровне общественного контроля. По словам А. А. Делеевой, общественный контроль выступает обязательным условием для осуществления деятельности в сфере местного самоуправления [5, C.66]. В некотором роде, общественный контроль можно рассматривать шире — в виде адекватной системы охраны общественных отношений. Осуществление общественного контроля проводится на основе федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Посредством общественного контроля проводится взаимодействие гражданского общества и государства. Статьей 18 указанного закона общественный контроль реализуется в форме: общественного мониторинга, общественной экспертизы, общественной проверки, а также путем взаимодействия институтов гражданского общества и государства, таких, как: общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания [3].

Отечественные исследователи, в свою очередь, акцентируют на том, что общественный контроль вполне используется сегодня эффективным средством борьбы с коррупцией, а также в виде формы, ограничивающей произвол власти [8, C.21].

Так, например, в Курганской области Общественный совет при Курганской областной Думе является таким консультативным и совещательным органом, которые инициирует и проводит общественный контроль за работой Курганской областной Думой. В свою очередь, Курганская областная Дума содействует этому Общественному совету в вопросах проведения мониторинга законодательства, изучения правоприменительной практики, осуществлению анализа работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Курганской области.

Тематические «круглые столы» являются той формой взаимодействия органов государственной власти с институтом гражданского общества в Курганской области, которым является этот Общественный совет. Обычно к работе в рамках «круглого стола» привлекаются Общественным советом и Общественная молодежная палата при Курганской областной Думе, и общественные, и профсоюзные объединения Курганской области. Общественный совет проводит заседания не реже, чем один раз в полгода, чаще всего, они проходят раз в два месяца. Общественный совет осуществляет самостоятельным образом общественную экспертизу законопроектов, внесенных на рассмотрение Курганской областной Думой.

Члены Общественного совета участвуют в деятельности Центра мониторинга законодательства и правоприменения, работающего при Курганской областной Думе, имея при этом право совещательного голоса.

Общественный совет обязательно знакомится с информационными материалами, распространяемыми Курганской областной Думой специально в целях обеспечения общественного контроля. Является действующим и аккаунт (профиль) Общественного совета при Курганской областной Думе, в социальной сети «ВКонтакте» (vk.com/oblsovet45) — это позволяет гражданам в Общественный совет направлять свои обращения.

В свою очередь, областная Дума ведет на своем официальном сайте (kurganoblduma.ru) силами сотрудниками аппарата раздел «Общественный контроль», который отражает деятельность Общественного совета. На его страницах размещена информация в виде новостей о проведении общественного контроля, публикуются протоколы и решения Общественного совета.

Особое внимание Общественный совет в 2021 году уделил вопросу «О практике поддержки в Курганской области социально ориентированных некоммерческих организаций». Общественный совет высказал конкретные предложения, посвященные процессам совершенствования системы взаимодействия органов власти и общественности. Членами совета было высказано мнение о необходимости обеспечения максимальной прозрачности процедур определения объемов и предоставлений субсидий на поддержку областным бюджетом социально ориентированных некоммерческих объединений; поддержку деятельности волонтеров и благотворителей в Курганской области.

Таким образом, общественное объединение, даже на местном уровне, является значимым институтом гражданского общества, способным организовать и запустить процессы взаимодействия гражданского общества и органов власти. С другой стороны, органы власти могут опираться на институты гражданского общества более активно, так как это поможет популяризации властных решений среди народонаселения России.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 18.12.2021).
  2. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (дата обращения: 18.12.2021).
  3. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 N 212-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/ (дата обращения: 18.12.2021).
  4. Гриб, В. В. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации как участники общественного контроля: Российский и зарубежный опыт / В. В. Гриб. — Текст: непосредственный // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2015. — № 4. — C. 3–7.
  5. Делеева, А. А. Формы прямой демократии как средство реализации населением полномочий контроля за деятельностью органов местного самоуправления / А. А. Делеева. — Текст: непосредственный // Конституционное и муниципальное право. — 2011. — № 12. — С. 66–69.
  6. Джантуева, Ф. Р. Взаимодействие институтов гражданского общества и государства / Ф. Р. Джантуева. — Текст: непосредственный // Система ценностей современного общества. — 2010. — № 12. — С. 77–81.
  7. Заяц, А. О. Формирование правовой культуры современного общества / А. О. Заяц. — Текст: непосредственный // Ноябрьские правовые чтения: воспитание, этика, культура. — Москва: Научная книга, 2020. — С. 31–34.
  8. Кулешова, Н. Н. О современном состоянии общественного контроля в России / Н. Н. Кулешова. — Текст: непосредственный // Юридическая наука. — 2019. — № 2. — С. 21–24.
  9. Михеева, Т. Н. К вопросу о взаимодействии органов местного самоуправления с населением: зарубежный опыт / Т. Н. Михеева. — Текст: непосредственный // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2014. — № 8. — С. 93–96.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, общественный совет, общественный контроль, Курганская областная Дума, Курганская область, объединение, местное самоуправление, орган власти, государственная власть, общественное объединение.


Задать вопрос