Вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и государства (на примере общественных объединений) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 марта, печатный экземпляр отправим 20 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 22.12.2021

Статья просмотрена: 741 раз

Библиографическое описание:

Неровная, Н. Н. Вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и государства (на примере общественных объединений) / Н. Н. Неровная, А. С. Матвеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87148/ (дата обращения: 05.03.2024).



В статье автор рассматривает правовые аспекты взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Рассмотрено значение общественных объединений в системе взаимодействия гражданского общества и органов власти, в том числе на региональном уровне.

Ключевые слова: государственная власть, гражданское общество, общественное объединение, общественный контроль, Общественный совет.

Одной из значимых категорий современных социально-правовых наук является гражданское общество. Как понятие, гражданское общество на протяжении своего появления и генезиса неразрывно связывается с понятием государства. В наши дни эти понятия являются взаимодополняющими и неотделимыми одно от другого.

При этом имеющееся несоответствие уровня развития гражданского общества и его институтов предъявляемым к ним требованиям, становится одной из причин вмешательства государства в сферу гражданского общества. Можно отметить и то, что в современный период власть не всегда оказывается способной проявить разумность самоограничения, что дает основания зарубежным политикам «все больше утверждаться во мнении, что Россия отклоняется от пути демократизации» [6, С.77].

Сегодня мы наблюдаем, с одной стороны, постоянство в стремлении государственных структур к поддержке инициатив сферы гражданского общества и усиление влияния на его структуры. С другой же стороны, власть предпринимает меры, нивелирующие ее собственные усилия: происходят процессы рутинизации работы парагражданских объединение, ужесточается гражданский контроль и надзор за деятельностью зарубежных общественных и правозащитных организаций. Следствием этого выступило ужесточение законов в области деятельности некоммерческих структур, что уже вызвало волну недовольства среди отечественных общественных объединений, гнев мирового сообщества [7, C.32].

Такими способами государство стремится обеспечить устойчивость и стабильность политической системы и, параллельно, создает предпосылки для конфронтации с общественными отношениями. Поэтому в данной ситуации органам государственной власти следует двигаться в сторону большего внимания к общественным инициативам, стремиться вступить с ними в полноправный диалог.

Среди значимых институтов гражданского общества в этой связи следует назвать общественные объединения. Федеральный закон «Об общественных объединениях» статьей 3 закрепляет гарантированное ст. 30 Конституции РФ право граждан на объединение [1]. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» для граждан предусмотрены:

– право вступать в общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них;

– право беспрепятственно выходить из общественных объединений;

– право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей [2].

Следовательно, законодательно закреплено, что реализации прав и законных интересов граждан следует процесс создания таких объединений.

Статьей 7 указанного закона закреплены организационно-правовые формы, в которых могут появляться общественные объединения — это: общественная организация; общественный фонд; общественное учреждение; общественное движение; орган общественной самодеятельности; политическая партия [2].

Общественные объединения остаются базовым институтом гражданского общества и в региональном аспекте — они выступают участниками общественного контроля, реализуют участие граждан в осуществлении общественного контроля через представительную форму; общественные объединения наделены в большей степени соответствующими полномочиями [4, C.3]. Можно согласиться с мнением Т. Н. Михеевой, отмечающей, что для сближения интересов органов местного самоуправления с гражданами лучшими посредниками выступают общественные структуры [9, C.93].

Среди правовых форм, на основе которых происходит взаимодействие общественных объединений с органами местного самоуправления, можно перечислить такие, как: правотворческая инициатива объединений по вопросам местного значения, коллективные обращения в органы власти, инициирование публичных слушаний и другие.

Особой формой выступает проведение общественными объединениями на муниципальном уровне общественного контроля. По словам А. А. Делеевой, общественный контроль выступает обязательным условием для осуществления деятельности в сфере местного самоуправления [5, C.66]. В некотором роде, общественный контроль можно рассматривать шире — в виде адекватной системы охраны общественных отношений. Осуществление общественного контроля проводится на основе федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Посредством общественного контроля проводится взаимодействие гражданского общества и государства. Статьей 18 указанного закона общественный контроль реализуется в форме: общественного мониторинга, общественной экспертизы, общественной проверки, а также путем взаимодействия институтов гражданского общества и государства, таких, как: общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания [3].

Отечественные исследователи, в свою очередь, акцентируют на том, что общественный контроль вполне используется сегодня эффективным средством борьбы с коррупцией, а также в виде формы, ограничивающей произвол власти [8, C.21].

Так, например, в Курганской области Общественный совет при Курганской областной Думе является таким консультативным и совещательным органом, которые инициирует и проводит общественный контроль за работой Курганской областной Думой. В свою очередь, Курганская областная Дума содействует этому Общественному совету в вопросах проведения мониторинга законодательства, изучения правоприменительной практики, осуществлению анализа работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Курганской области.

Тематические «круглые столы» являются той формой взаимодействия органов государственной власти с институтом гражданского общества в Курганской области, которым является этот Общественный совет. Обычно к работе в рамках «круглого стола» привлекаются Общественным советом и Общественная молодежная палата при Курганской областной Думе, и общественные, и профсоюзные объединения Курганской области. Общественный совет проводит заседания не реже, чем один раз в полгода, чаще всего, они проходят раз в два месяца. Общественный совет осуществляет самостоятельным образом общественную экспертизу законопроектов, внесенных на рассмотрение Курганской областной Думой.

Члены Общественного совета участвуют в деятельности Центра мониторинга законодательства и правоприменения, работающего при Курганской областной Думе, имея при этом право совещательного голоса.

Общественный совет обязательно знакомится с информационными материалами, распространяемыми Курганской областной Думой специально в целях обеспечения общественного контроля. Является действующим и аккаунт (профиль) Общественного совета при Курганской областной Думе, в социальной сети «ВКонтакте» (vk.com/oblsovet45) — это позволяет гражданам в Общественный совет направлять свои обращения.

В свою очередь, областная Дума ведет на своем официальном сайте (kurganoblduma.ru) силами сотрудниками аппарата раздел «Общественный контроль», который отражает деятельность Общественного совета. На его страницах размещена информация в виде новостей о проведении общественного контроля, публикуются протоколы и решения Общественного совета.

Особое внимание Общественный совет в 2021 году уделил вопросу «О практике поддержки в Курганской области социально ориентированных некоммерческих организаций». Общественный совет высказал конкретные предложения, посвященные процессам совершенствования системы взаимодействия органов власти и общественности. Членами совета было высказано мнение о необходимости обеспечения максимальной прозрачности процедур определения объемов и предоставлений субсидий на поддержку областным бюджетом социально ориентированных некоммерческих объединений; поддержку деятельности волонтеров и благотворителей в Курганской области.

Таким образом, общественное объединение, даже на местном уровне, является значимым институтом гражданского общества, способным организовать и запустить процессы взаимодействия гражданского общества и органов власти. С другой стороны, органы власти могут опираться на институты гражданского общества более активно, так как это поможет популяризации властных решений среди народонаселения России.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 18.12.2021).
  2. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (дата обращения: 18.12.2021).
  3. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 N 212-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/ (дата обращения: 18.12.2021).
  4. Гриб, В. В. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации как участники общественного контроля: Российский и зарубежный опыт / В. В. Гриб. — Текст: непосредственный // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2015. — № 4. — C. 3–7.
  5. Делеева, А. А. Формы прямой демократии как средство реализации населением полномочий контроля за деятельностью органов местного самоуправления / А. А. Делеева. — Текст: непосредственный // Конституционное и муниципальное право. — 2011. — № 12. — С. 66–69.
  6. Джантуева, Ф. Р. Взаимодействие институтов гражданского общества и государства / Ф. Р. Джантуева. — Текст: непосредственный // Система ценностей современного общества. — 2010. — № 12. — С. 77–81.
  7. Заяц, А. О. Формирование правовой культуры современного общества / А. О. Заяц. — Текст: непосредственный // Ноябрьские правовые чтения: воспитание, этика, культура. — Москва: Научная книга, 2020. — С. 31–34.
  8. Кулешова, Н. Н. О современном состоянии общественного контроля в России / Н. Н. Кулешова. — Текст: непосредственный // Юридическая наука. — 2019. — № 2. — С. 21–24.
  9. Михеева, Т. Н. К вопросу о взаимодействии органов местного самоуправления с населением: зарубежный опыт / Т. Н. Михеева. — Текст: непосредственный // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2014. — № 8. — С. 93–96.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, общественный совет, общественный контроль, Курганская областная Дума, Курганская область, объединение, местное самоуправление, орган власти, государственная власть, общественное объединение.


Похожие статьи

Государственный контроль деятельности общественных...

общественный контроль, государственная власть, Российская Федерация, народ, власть, местное самоуправление, Конституция РФ, орган

Общественный контроль предполагает деятельность институтов гражданского общества и отдельных граждан, направленную на...

Территориальное общественное самоуправление как институт...

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, гражданское общество, социальная активность, местное

Определение понятия «территориальное общественное самоуправление» законодательно закреплено в Федеральном законе № 131- ФЗ от 6 октября...

Роль общественных организаций в реализации социальных прав...

Одновременно деятельность общественных организаций гарантируется тем, что федеральным законодательством не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений.

Общественный контроль при проведении муниципальных...

Общественный контроль нацелен на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, иных охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей. Общественный контроль на выборах является одним из направлений контроля над властью...

Взаимодействие органов муниципальной системы управления...

Развитие институтов гражданского общества побуждает органы власти, в том числе и местного самоуправления, к поиску эффективного механизма взаимодействия с некоммерческими

23,28. Общественно-государственное общественное объединение.

Историко-теоретические корни участия институтов гражданского...

Общественный контроль предполагает деятельность институтов гражданского общества и отдельных граждан, направленную на установление

Роль институтов гражданского общества в локальном... гражданское общество, местное самоуправление, местный орган власти...

Законодательная политика государства в сфере формирования...

институты гражданского обществаобъединения, сформировавшиеся в форме различных

субъекты гражданского общества – индивиды и их объединения, участвующие в

быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а...

Место и роль муниципальных органов управления в новой...

Развитие гражданского общества в России в целом представляет собой процесс преодоления установок на социальное

Поэтому и от органов местного самоуправления требуется четкая программа

11. О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области.

Развитие гражданского общества в современной России...

Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти создаются в соответствии со ст. 20 Федерального

Например, порядок формирования общественных советов при органах государственной власти и местного самоуправления, когда совет...

Похожие статьи

Государственный контроль деятельности общественных...

общественный контроль, государственная власть, Российская Федерация, народ, власть, местное самоуправление, Конституция РФ, орган

Общественный контроль предполагает деятельность институтов гражданского общества и отдельных граждан, направленную на...

Территориальное общественное самоуправление как институт...

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, гражданское общество, социальная активность, местное

Определение понятия «территориальное общественное самоуправление» законодательно закреплено в Федеральном законе № 131- ФЗ от 6 октября...

Роль общественных организаций в реализации социальных прав...

Одновременно деятельность общественных организаций гарантируется тем, что федеральным законодательством не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений.

Общественный контроль при проведении муниципальных...

Общественный контроль нацелен на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, иных охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей. Общественный контроль на выборах является одним из направлений контроля над властью...

Взаимодействие органов муниципальной системы управления...

Развитие институтов гражданского общества побуждает органы власти, в том числе и местного самоуправления, к поиску эффективного механизма взаимодействия с некоммерческими

23,28. Общественно-государственное общественное объединение.

Историко-теоретические корни участия институтов гражданского...

Общественный контроль предполагает деятельность институтов гражданского общества и отдельных граждан, направленную на установление

Роль институтов гражданского общества в локальном... гражданское общество, местное самоуправление, местный орган власти...

Законодательная политика государства в сфере формирования...

институты гражданского обществаобъединения, сформировавшиеся в форме различных

субъекты гражданского общества – индивиды и их объединения, участвующие в

быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а...

Место и роль муниципальных органов управления в новой...

Развитие гражданского общества в России в целом представляет собой процесс преодоления установок на социальное

Поэтому и от органов местного самоуправления требуется четкая программа

11. О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области.

Развитие гражданского общества в современной России...

Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти создаются в соответствии со ст. 20 Федерального

Например, порядок формирования общественных советов при органах государственной власти и местного самоуправления, когда совет...

Задать вопрос