Методика факторного анализа прибыли от продаж как инструмент управления и формирования финансовых ресурсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 24.12.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Кудрявцева, М. П. Методика факторного анализа прибыли от продаж как инструмент управления и формирования финансовых ресурсов / М. П. Кудрявцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87291/ (дата обращения: 20.01.2022).



В данной рассмотрены внутренние компоненты финансовых ресурсов для более точного анализа прибыли компании, себестоимость товара (работ, услуг), цены реализации, постоянных и переменных затрат. В работе особое внимание уделено вопросу маржинальной методики факторного анализа прибыли. Проанализированы методики факторного анализа прибыли от продаж на примере компании ООО «ПП-Логос» за 2019–2020 гг. Представлена динамика факторов, оказывающих влияние на формирование прибыли компаний на примере ООО «ПП-Логос». Выявлено, что маржинальная методика вбирает в себя наибольшее количество факторов, тем самым более точно показывает взаимосвязь прибыли от продаж к объему реализации товаров, работ и услуг.

Ключевые слова: финансовые ресурсы, факторный анализ, традиционная методика, российская методика, маржинальная методика директ-костинг, прибыль от продаж, себестоимость товаров, работ, услуг, постоянные и переменные затраты.

Все компании стремятся из года в год улучшать свои финансовые показатели. Для быстрой мобилизации на международном и российском рынках компаниям требуется распределять свои финансовые ресурсы такими методами, чтобы в разных рыночных условиях компания приносила прибыль.

В целом, организации представляют собой многокомпонентную экономическую систему, в которой все взаимосвязано. Компоненты можно представить в виде подсистем компании — внеоборотные активы, оборотные активы, капитал, краткосрочные и долгосрочные обязательства, сотрудники, денежные средства (финансы) и т. д.

В данной статье рассмотрим функционирование финансовых ресурсов через расходы компании и прибыль от продаж на примере ООО «ПП-Логос». Наиболее влиятельным количественным фактором на прибыль от продаж считается объем от продаж. В работе проанализирую фактор цены, влияющий на реализацию товаров, работ и услуг, себестоимость товаров, ассортимент представленной продукции, работ и услуг.

На практике для успешной реализации управленческого учета компании опираются на те или иные модели, которые напрямую отражают взаимосвязь финансовых ресурсов компании с прибылью от продаж.

Рассмотрим факторный анализ прибыли от продаж с алгоритмом расчета количественного влияния факторов методом абсолютных разниц. В таблице 1 представлен расчет факторов, влияющих на прибыль от продаж, по российской методике.

Таблица 1

Расчет факторов, влияющих на прибыль от продаж, по российской методике ООО «ПП-Логос» за 2019–2020 гг.

Показатель

Ед. изм.

2020

2019

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

Прибыль

Руб.

22 643 000

14 100 000

8 543 000

37,7291

Количество проданной продукции

Ед.

341878

212284

129 594

37,9065

Цена реализации

Руб.

496,7

431,9

64,8

13,0461

Себестоимость единицы продукции

Руб.

430,4688

365,4795

64,9892

15,0973

П = К*(Ц — С), где К — количество проданной продукции, ед.; Ц — цена реализации, руб.; С — себестоимость единицы продукции, руб.

ΔПобщ = Пф — Ппл= 8543000, в том числе изменение прибыли за счет:

– изменения объема продаж: ΔПк = (Кф — Кпл)*(Цпл — Спл)= 8 607 692,525;

– изменения цены реализации: ΔПц = Кф * (Цф — Цпл)= 22153694,4;

– изменения себестоимости: ΔПс = Кф * (Спл — Сф)= -22218386,93.

Факторный анализ прибыли от реализации продукции, основанный на российской методике, показал, что в 2020 г. организация получила прибыль 8 607 692,53 руб. больше, чем в 2019, что составляет 37,73 %. Главной причиной увеличения прибыли в 2020 г. стало увеличение объема реализации и цены за единицу реализованных товаров, работ и услуг. Модель наглядно показывает зависимость прибыли от объемов реализации товаров и цены реализации.

Также при анализе факторного анализа прибыли совокупное влияние оказывают внешнеэкономические факторы: неустойчивость рубля, падение цены на основные продукты сбыта рынка. Можно отметить, что и внутренние факторы компании, влияющие на величину прибыли от продаж, к 2020 г. стабилизировались за счет грамотной политики расходов компании. Два главных составляющих фактора, которые влияют на прибыль, по российской методике наглядно показывают, что для производственной компании эта система увеличения объемов реализации и цены наиболее актуальна и точна.

В таблице 2 рассмотрим следующую методику — маржинальную, по следующим составляющим: объем продаж, цена реализации, переменные и постоянные затраты.

Таблица 2

Факторный анализ прибыли маржинальной методике ООО «ПП-Логос» за 2019–2020гг.

Показатель

2020

2019

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

Количество проданной продукции

341 878

212 284

129 594

37,9065

Цена реализации, руб

496,7

431,9

64,8

13,0461

Себестоимость изделия, руб.

430,4687713

365,4795444

64,98923

15,09732

в т. ч. удельные переменные расходы, руб.

400

320

-4

20

Сумма постоянных затрат, руб.

10 416 602,6

9 463 524

7,315466

Прибыль, руб.

22 643 000

14 100 000

8 543 000

37,7291

П = К * (Ц — Зпер) — Зпост , где К — количество проданной продукции; Ц — цена реализации; Зпер — удельные переменные затраты (в расчете на единицу продукции); Зпост — сумма постоянных затрат.

Факторный анализ проводится методом цепных подстановок:

ΔПобщ = Пф — Ппл= 8543000

– Пусл1 = Кф * (Цпл — Зперпл) — Зпостпл= 28601568,6

– Пусл2 = Кф * (Цф — Зперпл) — Зпостпл= 50755263

– Пусл3 = Кф * (Цф — Зперф) — Зпостпл= 23405023

Изменение прибыли за счет факторов:

– объема продаж: ΔПк = Пусл1 — Ппл= 14501568,60

– цены реализации: ΔПц = Пусл2 — Пусл1= 22153694,4

– удельных переменных затрат: ΔП3пер = Пусл3 — Пусл2= -27350240

– суммы постоянных затрат: ΔПЗпост = Пф — Пусл3=-762023,00

Маржинальную методику применяют более 70 % различных компаний, из них 40 % это делают формально, что искажает точные данные статистики. При рассмотрении методики маржинального анализа предприятия рассматривают постоянные и переменные издержки к объему реализации. В ООО «ПП-Логос» к постоянным относятся, амортизация основных средств, аренда помещений и т. д. К переменным — затраты на приобретение тканей, сдельную заработную плату, транспортные затраты, расходы на рекламу и т. д.

Методом цепных подстановок выявили, что на прибыль в большей степени влияют также объем реализации, средняя цена за единицу реализованной продукции, а также увеличение себестоимости и переменные затраты.

Так же, как и в российской методике факторный анализ показал увеличение прибыли от продаж, и благодаря анализу наглядно отображена взаимосвязь постоянных и переменных затрат с себестоимостью и прибылью от продаж.

Таким образом, при рассмотрении факторного анализа прибыли от продаж наиболее точные значения дает нам система «директ-костинг», то есть маржинальная методика, но, опираясь на данные статистики в процентном соотношении применения маржинальной методики в компаниях, данные могут искажаться, и более точные цифры влияния факторов на прибыль через переменные и постоянные затраты выявить не удастся. Поэтому на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

– для улучшения функционирования финансовых ресурсов нужно структурировать управленческий, бухгалтерский и финансовый учет;

– маржинальная методика для производственных компаний менее точна, так как себестоимость продукции, работ и услуг формируется только в переменных затратах, только через факторный анализ по конкретной продукции можно выявить влияние тех или иных факторов, которые нужно развивать или наоборот придержать для более эффективного результата увеличения прибыли компании.

Литература:

  1. Анализ прибыли: теория и практика исследования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pribyli-teoriya-i-praktika-issledovaniya
  2. Герасименко О. А., Герасименко О. В. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / О. А. Герасименко, О. В. Герасименко; Казань: ООО «Бук». 2017. 172 с.
  3. Директ-костинг: правдивая себестоимость | Экономика и Жизнь [Электронный ресурс]. URL: http://www.eg-online.ru/article/51932
  4. Куприянова Л. М. Финансовый анализ: учеб. пособие / Л. М. Куприянова; М.: НИЦ ИНФРА-М,2018. 157 с.
  5. Ресурс БФО [Электронный ресурс]. URL: https://bo.nalog.ru/organizations-card/6036507
Основные термины (генерируются автоматически): цена реализации, маржинальная методика, факторный анализ прибыли, прибыль, продажа, российская методика, затрата, переменная, проданная продукция, факторный анализ.


Ключевые слова

факторный анализ, финансовые ресурсы, прибыль от продаж, работ, себестоимость товаров, услуг, традиционная методика, российская методика, маржинальная методика директ-костинг, постоянные и переменные затраты
Задать вопрос