Методика факторного анализа формирования резервов повышения прибыли и рентабельности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 16.12.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Шарафуллина, Р. Р. Методика факторного анализа формирования резервов повышения прибыли и рентабельности предприятия / Р. Р. Шарафуллина, А. Н. Салимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86810/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье рассматриваются методика факторного анализа прибыли. Показаны цели факторного анализа. Описаны внутренние и внешние факторы анализа. Приведено сравнение двух методик факторного анализа: простейшая по элементам отчета о финансовых результатах и восьмифакторная.

Ключевые слова: прибыль, рентабельность, факторный анализ

Прибыль — это не только цель деятельности фирмы и финансовый источник для выплаты доходов ее собственникам. Получение прибыли необходимо для дальнейшего расширения производства, инвестирования и увеличения доходов государства в виде налоговых отчислений [1]. Прибыль также используется предприятиями для награждения и социальной поддержки своих сотрудников, для финансирования благотворительных программ и выполнения социальных и экологических обязательств перед обществом. Таким образом, в прибыльности организаций и предприятий заинтересованы все субъекты экономики.

Поддержание нормальных или высоких темпов роста прибыли, использование имеющихся ресурсов предприятия с высокой эффективностью является основная финансовой цель любого вида бизнеса. Наличие и рост прибыльности определяют существование бизнеса в будущем и текущую стоимость компании [2].

Поиск разумных путей повышения прибыли является важнейшей задачей финансового менеджмента и актуальной темой для исследования.

Экономистов и практиков всегда интересовал вопрос — какие факторы влияют на образование прибыли и как определить резервы для ее повышения. Труды многие иностранных ученых (Альтман, Шарп, Фабоцци, Бригхем, Гапенски и др.) и отечественных исследователей (В.Ковалев, Р.Сайфуллин и Г. Кадыков и др.) посвящены установлению корреляции между прибыльностью предприятия и факторами, влияющими на нее, а также над созданием модели факторов прибыльности. Так, Альтман на основе проведенного исследования создал индекс банкротства, основанный на пяти коэффициентах, сумма которых не должна превышать 2,675.

Факторный анализ прибыли — это инструмент принятия управленческих решений; методика, с помощью которой можно выявить и оценить причины и резервы образования прибыли на предприятии.

Выделяют однофакторные, двухфакторные и многофакторные модели анализа. Например, И.Чиладзе предлагает использовать восьмифакторную модель формирования прибыли.

Информационной базой для проведения факторного анализа служат бухгалтерская отчетность предприятия. Для более детального проведения анализа хорошо было бы иметь также документы и данные управленческого учета, например, величину и динамику постоянных и переменных затрат.

Выделяют следующие этапы факторного анализа:

— отбор факторов для анализа исследуемых результативных показателей и их классификация;

— классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности;

— определение формы зависимости между факторными и результативными показателями, построение факторной модели;

— моделирование взаимосвязей между факторами и результативными показателями;

— расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;

— работа с факторной моделью. Методика факторного анализа [3].

В целях проведения анализа все факторы группируется по степени возможности на них влияния самой компанией на:

Внешние факторы — те, которые никак не зависят от самой компании и не могут ею контролироваться. К таким факторам относятся ставки налогов и налоговые льготы, изменение тарифов, инфляция, общий экономический спад, нарушение контрагентами условий договоров.

Внутренние факторы — те, которые зависят от самой фирмы и определяют результаты ее работы (номенклатура товаров, структура затрат и др).

Простейшая методика факторного анализа чистой прибыли исходит из ее состава в Отчете о финансовых результатах:

∆ЧП = ∆В + ∆СС + ∆КР + ∆УР + ∆ПД + ∆ПР — ∆СНП,

где:

∆В — изменение выручки;

∆СС — изменение себестоимости;

∆КР — изменение коммерческих расходов;

∆УР — изменение управленческих расходов;

∆СНП — изменение текущего налога на прибыль, скорректированного на отложенные налоговые активы (ОНО) и обязательства (ОНО).

Факторный анализ, проведенный на основе данной формулы дает самое общее представление о влиянии изменения выручки, себестоимости и прочих элементов формы № 2 на чистую прибыль предприятия за анализируемый период.

Более сложная форма факторного анализа проводится через нахождение влияния факторов на один из показателей рентабельности. Например, можно выразить рентабельность активов, через формулу из восьми компонентов по методике И.Чиладзе:

Рентабельность активов = П/OП * OП/ВП * ВП/В * В/C * С/OЗ * OЗ/(ОС+ВОA) * (ОС+ВОА)/СтК * СтК/TA,

где:

П/OП — отношение прибыли до налогообложения к операционной прибыли. Чем ближе это соотношение к единице, тем ниже налоговая нагрузка на прибыль и при прочих равных условиях;

OП/ВП — соотношение операционной прибыли с прибылью, полученной от реализации (валовая прибыль). Чем этот коэффициент ближе к единице, тем выше эффективность затрат на управление и обслуживание, и, следовательно, прибыль увеличивается;

ВП/В — соотношение прибыли от реализации с доходом от реализации (выручкой). Ее коэффициента приводит к увеличению рентабельности;

В/C — отношение объема продаж к себестоимости реализованной продукции — характеризует уровень дохода, полученного на единицу затрат, т. е. рентабельность производственных затрат. Рост показателя, при прочих равных условиях, приводит к увеличению общей рентабельности;

С/OЗ — отношение себестоимости реализованной продукции к операционным затратам. Рост показателя свидетельствует об увеличении объема производства и увеличивает прибыль и ожидаемый уровень рентабельности при прочих равных условиях;

OЗ/(ОС+ВОA) — отношение операционных расходов к средней сумме основных средств и оборотных активов — это показатель оборачиваемости авансированных ресурсов, т. е. авансированная стоимость, переведенная в расходы. По мере того как будет расходоваться больше ресурсов и их оборот не будет задерживаться, это соотношение будет выше и повысит ожидаемый уровень рентабельности;

(ОС+ВОА)/СтК — отношение средней суммы основных средств и оборотных активов к средней стоимости собственного капитала — характеризует уровень стоимости, авансированный в ресурсы на 1 рубль стоимости собственного капитала. По мере того как этот коэффициент будет увеличиваться, тем активнее будет величина собственного капитала, и, следовательно, это увеличивает ожидаемую прибыльность;

СтК/TA — отношение собственного капитала владельца к среднему значению совокупных активов; показывает собственный акционерный капитал в активах. Его рост свидетельствует о том, что в источниках финансирования активов предприятия уменьшается доля кредитов и соответственно количество процентных расходов, способствующих росту прибыли и уровня рентабельности активов [4].

Таким образом, факторный анализ прибыли предприятия эффективен для принятия управленческих решений, поскольку позволяет с определенной достоверностью предположить, что повлияло на размер прибыли больше всего в рассматриваемом периоде. Однако, необходимо также учитывать определенную субъективность факторного анализа прибыли, так как некоторые показатели, влияющие на продажи, невозможно описать количественно. Например, уровень сервиса или корпоративную культуру. Также сложно отделить влияние одного фактора от другого на результирующий показатель, поскольку они оказывают взаимное (межфакторное) влияние друг на друга.

Литература:

  1. Багаутдинова И. В., Токарева Г. Ф., Шалина О. И. Концепция распределения прибыли предприятия в контексте устойчивого развития. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Т. 2. № 11. С. 224–226.
  2. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс. В 2-х томах. Спб.: Экономическая школа. 2010 г. Т.1. 497 с.
  3. Нехайчук Ю. С., Марченко А. С. Факторный анализ прибыли // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2015. № 4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktornyy-analiz-pribyli
  4. Chiladze I. (2018). Theoretical and practical aspects of profitability factorial analysis. Science and Studies of Accounting and Finance Problems and Perspectives. 12. 12–19. 10.15544/ssaf.2018.02.
  5. Шарафуллина Р. Р., Рамазанова Р. Ф. Основные методики факторного анализа рентабельности фирмы // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. 2021. № 3 (25). С. 47–54.
  6. Шарафуллина Р. Р., Рамазанова Р. Ф. Рентабельность как основной показатель эффективности деятельности предприятия в рыночной экономике // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2020. № 4 (29). С. 25–29.
Основные термины (генерируются автоматически): факторный анализ, прибыль, собственный капитал, факторный анализ прибыли, реализованная продукция, рентабельность активов, рост показателя, рост прибыли, самая компания, факторная модель.


Задать вопрос