Методы проведения факторного анализа прибыли от продаж | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 15.01.2022

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Нурисламова, Г. Р. Методы проведения факторного анализа прибыли от продаж / Г. Р. Нурисламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 116-120. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87834/ (дата обращения: 28.01.2022).



Ключевые слова: факторный анализ, изменение прибыли от продаж, факторные модели, влияние факторов,

В современных реалиях XXI века стремление экономических субъектов в формировании прибыли, а также показателей рентабельности и устойчивости значительно возросли, ведь наблюдаются существенные изменения конъюнктуры рынка, социально-правовых, экологических норм. Данный факт накладывает определенные ограничения на деятельность организаций, что приводит дополнительным затратам с их стороны. А это, в свою очередь, сдерживает рост прибыли предприятий. В это неустойчивое время основной задачей многих организаций становится наращивание прибыли через имеющийся у них экономический потенциал путем планирования и прогнозирования их собственной деятельности. Однако невозможно добиться высокой степени достоверности планируемых показателей без понимания результатов текущей деятельности.

Для решения поставленной проблемы применяется факторный анализ. Прибыль от продаж зависит от множества разных факторов, как внешних, так и внутренних. При этом в разный период времени их влияние может разниться. Именно факторный анализ дает возможность определить количественную оценку влияния различных факторов (в зависимости от выбранной модели) на изменение прибыли от продаж. Применение факторного анализа позволяет обнаружить проблемные участки в деятельности организации, которые сдерживают рост прибыли, а также факторы, которые приводят к улучшению показателей, т. е. выявить резервы роста в условиях текущего ресурсного потенциала.

Большое разнообразие факторов, влияющих на прибыль от продаж, привело к формированию различных методик проведения факторного анализа с применением в модели различных факторов.

Наиболее доступной и универсальной является методика проведения факторного анализа прибыли от продаж на основе отчета о финансовых результатах организации, т. к. позволяет оценить влияние на изменение исследуемого показателя факторов первого порядка, а также провести анализ по данным различных организаций и сравнить полученные результаты (в связи с тем, что анализ проводится по общедоступным данным).

Сравнение полученных в результате факторного анализа по данной методике данных в разрезе организаций одной отрасли дает возможность изучить опыт других компаний в направлении наращивания прибыли, используемые для этого приемы и методы, а также рассмотреть возможность применения и внедрения удачных решений в собственную деятельность.

Факторами, используемыми в данной модели, являются:

– объем продаж (±ΔV);

– изменение цен (±ΔЦена);

– удельный вес себестоимости продаж в выручке от продаж (±Δс/с);

– удельный вес коммерческих расходов в выручке от продаж (±Δк/р);

– удельный вес управленческих расходов в выручке от продаж (±Δу/р).

Количественная оценка влияния перечисленных факторов на объект исследования определяется по формулам, представленным ниже:

  1. Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения объема продаж рассчитывается по формуле 1.

±ΔП (±ΔV) = [(V1 — V0) ±ΔVинф]*R0, (1)

где ΔVинф — изменение объема продаж под влиянием инфляционных процессов;

R0 — рентабельность продаж предыдущего периода.

ΔVинф = V1 — V1/Yинф, где

Yинф — индекс инфляции, который в анализируемом периоде.

R0 = П0/𝑉0

  1. Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения цен находится по формуле 2.

±ΔП (±ΔЦена) = ΔVинф* R0 (2)

  1. Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения удельного веса себестоимости продаж в выручке от продаж определяется по формуле 3.

±ΔП (±Δс/с) = — V1 *(Уд.вес с/с1 — Уд.вес с/с0) (3)

  1. Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения удельного веса коммерческих расходов в выручке от продаж определяется по формуле 4.

±ΔП (±Δк/р) = — V1 *(Уд.вес к/р1 — Уд.вес к/р0)(4)

  1. Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения удельного веса управленческих расходов в выручке от продаж определяется по формуле 5.

±ΔП (±Δу/р) = — V1 *(Уд.вес у/р1 — Уд.вес у/р0) (5)

Баланс факторов: ±ΔП = ±ΔП (±ΔV) ± ΔП (±ΔЦена) ± ΔП (±Δс/с) ± ΔП (±Δк/р) ± ΔП (±Δу/р)

В качестве предмета анализа были выбраны ПАО «Северсталь», ПАО ГМК «Норильский Никель», ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (далее ПАО «НЛМК») и ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (далее ПАО «ММК»). На основе опубликованных отчетностей данных организаций за 2020г. проведем факторный анализ прибыли от продаж по описанной выше методике. В качестве допущения, индекс инфляции был взят на уровне 4,91 %. Полученные результаты представим в таблице 1.

Таблица 1

Результаты факторного анализа прибыли от продаж, в тыс. руб.

Показатели

ПАО «Северсталь»

ПАО ГМК «Норильский Никель»

ПАО «НЛМК»

ПАО «ММК»

Изменение прибыли от продаж, в т. ч. за счет:

20 183 492

34 946 734

-1 207 372

-9 504 979

- изменения объема продаж

-3 830 757

-510 627 432

-57 702 094

-79 674 799

- изменения цен

2 906 683

538 616 100

59 896 370

73 044 147

- изменения удельного веса себестоимости продаж в выручке от продаж

26 610 523

5 149 836

1 658 598

2 816 905

- изменения удельного веса коммерческих расходов в выручке от продаж

-2 490 439

110 718

-2 163 448

-4 730 912

- изменения удельного веса управленческих расходов в выручке от продаж

-3 012 519

1 697 512

-2 896 797

-960 320

По результатам проведенного исследования видно, что прибыль от продаж половины организаций в 2020г. увеличилась (ПАО «Северсталь», ПАО ГМК «Норильский Никель»), а другой половины — уменьшилась (ПАО «НЛМК», ПАО «ММК»). Согласно таблице, большинство факторов оказывали однонаправленное воздействие на изучаемый показатель, что является закономерным, т. к. рассмотренные организации относятся к одной отрасли и имеют схожую специфику деятельности.

По всем организациям в 2020г. наблюдалось снижение объемов реализации, при этом, для большинства организаций данный фактор оказал значительное влияние на изменение прибыли от продаж. Но, например, для ПАО «Северсталь» данный фактор не являлся основополагающим, а лишь привел к незначительному снижению результирующего показателя.

Негативное воздействие снижения указанного фактора организации постарались компенсировать за счет цен. Данная мера должна была служить фактором наращения прибыли от продаж или хотя бы сдерживания ее снижения. Данная мера оправдала себя в части организаций, а в случае с ПАО ГМК «Норильский Никель» сыграло решающую роль для результирующего показателя.

Кроме того, для всех организаций положительное влияние оказало снижение удельного веса себестоимости продаж в выручке, соответственно, в 2020г. наблюдалось снижение себестоимости продаж. Это является закономерным фактом, учитывая то, что объемы реализации также были снижены. Кроме того, такой эффект может быть получен в результате пересмотра принятых калькуляций продукции (норм отпуска материалов, учета рабочего времени и т. п.), увеличение степени автоматизации труда, роста фондоотдачи и т. п.

Кроме того, одним из закономерных факторов явилось положительное влияние структурных сдвигов в ассортименте организаций. Так, например, такое явление наблюдалось в ПАО «Северсталь», ПАО ГМК «Норильский Никель». В результате сдвигов в сторону реализации продукции с наибольшей рентабельностью общая прибыль от продаж увеличилась на 20 млрд. руб. и почти 35 млрд. руб. соответственно. Такой пример может быть взят за основу при планировании деятельности других организаций, кроме того, явиться толчком к заострению большего внимания к анализу рентабельности продукции, а также применению такого показателя, как маржинальный доход (прибыль).

Практически во всех рассмотренных организациях прослеживается тенденция снижения прибыли от продаж под влиянием изменения удельного веса коммерческих и управленческих расходов в выручке от продаж. Но, в случае с ПАО ГМК «Норильский Никель» эти факторы оказали положительный эффект. Это объясняется тем, что, несмотря на рост величины данных показателей, наблюдались более высокие темпы роста выручки. В связи с этим, доля коммерческих и управленческих расходов в ее доле снизилась.

Что касается других организаций, к сожалению, в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности не содержатся информации отдельно по коммерческим, управленческим расходам, что не дает возможности более полно оценить влияние изменений данных факторов на величину прибыли от продаж.

Таким образом, проведенный анализ прибыли от продаж по данным отчета о финансовых результатах дает возможность оценить опыт различных организаций в области наращивания прибыли и постараться спроецировать на собственное производство и управление в зависимости от специфики деятельности.

Однако, как уже было отмечено, не всегда представляется возможность расшифровать принятые меры только на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Полученные результаты могут дать вектор (направление) движения, т. к. каждая организация обладает своими индивидуальными особенностями. В связи с этим, необходимо также проводить анализ, который будет учитывать внутренние данные организации (типовые калькуляции, нормативы, регистры учета, управленческую отчетность и т. д.). Рассмотрим модели факторного анализа, которые использует эти данные.

Начнем с изучения наиболее известной модели Савицкой Г. В. для проведения факторного анализа прибыли от продаж. Автор предлагает факторную модель по формуле 6.

П = VPП * (p-c), (6)

где П — прибыль от продаж;

VPП — физический объем продаж;

p — цена за единицу продукции;

c — себестоимость продукции [8, с. 250].

Однако приведенная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции (работ, услуг) и ее себестоимости. При росте объемов производства (реализации) обычно наблюдается снижение себестоимости на единицу продукции, т. к. снижается величина постоянных расходов в себестоимости единицы продукции. И, наоборот, снижение объема производства продукции приводит к увеличению себестоимости единицы продукции. [8, с. 250]

Для устранения недочетов приведенной выше модели и обеспечения системного подхода Савицкая Г. В. приводит модель по формуле 7.

П = VPП * (p-b) — A, (7)

где b — переменные затраты на единицу продукции;

A — постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции [8, с. 251].

Приведенная модель позволяет провести анализ прибыли от продаж отдельных видов продукции, а также определить изменение исследуемого показателя под воздействием четырех факторов: изменения объема производства продукции, цены, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат на весь объем продаж.

Однако в современном мире практически невозможно встретить организации, которые бы осуществляли выпуск одного вида продукции (выполнения работ, оказания услуг). С учетом этого, Савицкая Г. В. предложила модель, которая рассчитана для многопродуктового производства. Модель представлена формулой 8.

П = ∑ [VPП * (p-b) — A](8)

Основной проблемой при использовании рассмотренных моделей является сложность классификации затрат на постоянные и переменные, т. к., в зависимости от специфики деятельности организации, разные виды затрат могут быть отнесены к той или иной классификационной группе. Для устранения данной проблемы можно предусмотреть в типовых калькуляциях к продукции (работам, услугам) конкретный перечень затрат, который будет относиться к той или иной группе.

Любушин Н. П. предлагает следующую факторную модель анализа прибыли от продаж, представленную формулой 9.

П = Q*∑ [D*(p-C)], (9)

где Q — объем продаж продукции в натуральных измерителях;

D — структура продукции;

p — уровень цен;

C — себестоимость продукции [6, с. 406].

По рекомендации автора: «Для упрощения процедуры анализа может быть использован следующий порядок изучения влияния факторов на прибыль:

1) оценивается влияние общего объема продаж продукции и прибыли от единицы продукции на прибыль;

2) рассчитывается влияние структурных сдвигов и удельной прибыли по каждому наименованию продукции на усредненную сумму прибыли на единицу продукции;

3) рассматривается влияние цены продаж и себестоимости на прибыль от единицы продукции по каждому наименованию.

Основным аналитическим способом решения факторной модели в рассмотренном подходе служит метод абсолютных разниц» [6, с. 408]

Климова Н. В. предлагает следующую факторную модель для анализа прибыли от продаж в целом по предприятию, которая учитывает влияние структуры реализованной продукции. Представим ее в виде формулы 10.

П = ТП*(УДТП i *ДМД i ) — А, (10)

где ТП — стоимость товарной продукции (выручка от продажи);

УДТП i — удельный вес в общей сумме выручки i -го вида товара;

ДМД i доля маржинального дохода i -го вида товара в выручке;

А — условно-постоянные затраты [5, с. 204].

Применение данной факторной модели совмещает в себе и элементы управленческого учета, в виде директ-костинга, основным показателем которого является маржинальный доход и его уровень. Его расчет дает представление о выгоде выпуска той или иной номенклатуры продукции по сравнению с вычислением прибыли как разницы между выручкой и полной себестоимостью.

Таким образом, факторный анализ занимает существенно место при анализе и планировании деятельности предприятия. Использование данной методики может не только предоставить расшифровку степени влияния факторов на результирующий показатель, но и служить в качестве базиса для прогнозирования прибыли, формирования ассортиментной, ценовой политики организации.

Литература:

  1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО ГМК «Норильский Никель» за 2020г. — Текст: электронный // Центр раскрытия корпоративной информации: [сайт]. — URL: https://www.e-disclosure.ru (дата обращения: 12.01.2022).
  2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО «ММК» за 2020г. // Центр раскрытия корпоративной информации: [сайт]. — URL: https://www.e-disclosure.ru
  3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО «НЛМК» за 2020г. // Центр раскрытия корпоративной информации: [сайт]. — URL: https://www.e-disclosure.ru
  4. Бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО «Северсталь» за 2020г. // Центр раскрытия корпоративной информации: [сайт]. — URL: https://www.e-disclosure.ru
  5. Климова, Н. В. Экономический анализ (с традиционными и интерактивными формами обучения): учебное пособие / Н. В. Климова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. — 296 c. — Текст: непосредственный.
  6. Любушин, Н. П. Экономический анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит» / Н. П. Любушин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 575 с. — Текст: непосредственный.
  7. Нагуманова, Р. В. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» (направление 38.03.01 «Экономика» профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») / Р. В. Нагуманова, Д. В. Неизвестная, Л. Б. Сунгатуллина. — Казань: Казан. Ун-т, 2016. — 72 c. — Текст: непосредственный.
  8. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г. В. Савицкая. — 15-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 587 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): продажа, изменение прибыли, удельный вес, факторный анализ, единица продукции, выручка, влияние изменения, удельный вес себестоимости продаж, факторная модель, факторный анализ прибыли.


Ключевые слова

факторный анализ, влияние факторов, изменение прибыли от продаж, факторные модели
Задать вопрос