Методики анализа финансовых результатов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 20.03.2017

Статья просмотрена: 6043 раза

Библиографическое описание:

Лелькова Т. Э. Методики анализа финансовых результатов // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 231-234. — URL https://moluch.ru/archive/145/40727/ (дата обращения: 27.05.2018).



В данной статье представлено сравнение известных методик анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, предложенные разными авторами.

Ключевые слова: анализ финансовых результатов, прибыль, рентабельность, факторный анализ, «директ-костинг»

Финансовый результат является главным критерием оценки ведения хозяйственной деятельности организации и выражается в форме прибыли или убытка. С помощью анализа финансового результата можно определить насколько прибыльным является дело. Поэтому изучение данных показателей наиболее существенно для исследования, так как рост значений финансовых результатов не только укрепляет позиции предприятия в производственной и финансовых сферах, но и стимулирует поток инвестиций.

В настоящее время разработано значительное количество разнообразных методик для осуществления анализа итоговых результатов деятельности хозяйствующего субъекта. Рассмотрим некоторые из них с точки зрения разных авторов и попытаемся выделить основные достоинства и недостатки.

Чеглакова С. Г. предлагает проводить анализ финансовых результатов деятельности предприятия в следующем порядке:

  1. Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли строится таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы «Отчет о финансовых результатах». На основе данных таблицы формируются выводы [1].
  2. Затем одним из двух способов (графическим или математическим) анализируется величина прибыли от изменения объемов производства. Применение графического метода позволяет наглядно представить зависимости показателей объема производства, цен продажи, затрат и прибыли, однако, использование математического аппарата обеспечивает максимально достоверный результат.
  3. Далее проводится факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг), который дает возможность оценить влияние различных факторов на изменение прибыли, что позволяет рационально использовать производственные мощности и оценить резервы повышения эффективности производства. Анализ проводится с помощью традиционного метода либо по системе «директ-костинг» [1].

Сущностью системы «директ-костинг» является деление производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства и определение категории маржинального дохода. При применении этого метода необходимо определить какую продукцию производит организация: одно или многоменклатурную. Следует отметить, что при многономенклатурном производстве методика анализа прибыли усложняется, так как кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

  1. Заключительным этапом является анализ рентабельности продаж, позволяющий оценить эффективность ведения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, спрос и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Исходной информацией для аналитического исследования данного направления служат формы: «Бухгалтерский баланс», «Отчет о финансовых результатах» и бухгалтерские учетные регистры.

Достоинством данной методики является применение горизонтального анализа отчета о прибыли. Так же для каждого этапа подробно описаны источники информации.

Недостатки методики заключаются в слабой адаптированности к инфляционным процессам, неполном рассмотрение показателей рентабельности. Не до конца рассмотрен процесс расчета различных коэффициентов.

Так же следует отметить, что данная методика подходит для анализа финансовой отчетности предприятия, перешедшего на МСФО.

Г. В. Савицкая предлагает осуществлять анализ финансовой деятельности по следующим этапам:

  1. Анализ состава и динамики прибыли предприятия. В целях удобства анализа дается классификация прибыли:

− по видам хозяйственной деятельности: прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовой деятельности и прибыль от инвестиционной деятельности;

− по составу включаемых элементов: маржинальная прибыль, брутто-прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль;

− от характера деятельности предприятия: прибыль от обычной деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций;

− по характеру налогообложения: налогооблагаемая и не облагаемая налогом прибыль;

− по степени учета инфляционного фактора: номинальная прибыль, реальная прибыль, скорректированная на темп инфляции в отчетном периоде;

− по экономическому содержанию: бухгалтерская и экономическая прибыль;

− по характеру использования: чистая прибыль подразделяется на капитализированная (нераспределенная) прибыль и потребляемая прибыль [2].

  1. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, товаров и услуг. Проводится факторный анализ прибыли от реализации продукции в общем и от реализации отдельных видов продукции, т. е. рассчитывается влияние себестоимости, объема реализации, структуры товарной продукции, среднереализационных цен на сумму прибыли.
  2. Анализируется влияние продаж однородной и неоднородной продукции на получение прибыли и зависимость среднереализационной цены единицы продукции от таких факторов как: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, сроки реализации, конъюнктура рынка, уровень инфляции [2].
  3. Анализ прочих финансовых доходов и расходов. Определяется состав, динамика и влияние факторов на изменение величины полученных доходов и убытков.
  4. Анализ показателей рентабельности предприятия. Рассчитываются следующие показатели: рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность продаж (оборота), рентабельность (доходность) операционного капитала, рентабельность совокупных активов. Затем осуществляется факторный анализ показателей рентабельности в целом по предприятию и по каждому виду продукции.

Достоинства методики: подробное описание этапов анализа финансовых результатов, детальный анализ показателей рентабельности, порядок их расчета и анализа. Применение метода сравнения с предыдущими периодами и предприятиями-конкурентами.

Недостаток методики: трудоемкость работы при расчете множества показателей.

Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина и И. И. Мазурова предлагают проводить анализ финансовых результатов деятельности организаций в следующей последовательности:

  1. Для начала формируется система показателей прибыли, а именно: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) и чистая прибыль.
  2. Проводится факторный анализ прибыли до налогообложения с последующим детальным изучением каждого показателя.
  3. Анализируется изменение и динамика чистой прибыли под влиянием таких факторов как: сумма бухгалтерской прибыли, сумма текущего налога на прибыль, изменение суммы отложенных налоговых активов за отчетный период, изменение суммы отложенных налоговых обязательств за отчетный период.
  4. Методика факторного анализа прибыли от продаж. На рассмотрение предлагается две методики:

− анализ предполагает прямые расчеты влияния факторов — объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции — по отдельным позициям номенклатуры;

− экспресс-анализ прибыли от продаж по факторам.

Причем автор отмечает, что для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход, поскольку он позволяет принимать обоснованные управленческие решения относительно объемов продаж, себестоимости и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента). Вместе с тем необходим и экспресс-анализ, когда в распоряжении менеджера имеется бухгалтерская отчетность своей организации и организаций конкурентов [3].

  1. Применение сегментарного анализа прибыли от продаж и рентабельности продаж.
  2. Затем анализируется влияние инфляции на прибыль от продаж.
  3. Осуществляется анализ прибыли от продаж методом отклонений фактических значений прибыли и факторов, на нее влияющих, от их нормативных (сметных) значений.
  4. Проводится углубленный анализ рентабельности организации.

Достоинства: методика содержит два подхода к факторному анализу прибыли: экспресс-анализ и детализированный анализ. Большое внимание уделяется анализу рентабельности коммерческих организаций. Применение различных методов для осуществления анализа прибыли от продаж.

Недостаток методики: увеличивается трудоемкость работы в связи с избыточностью показателей.

С. М. Пястолов считает, что проводить анализ финансовых результатов необходимо в следующем порядке:

  1. Выделяется ряд показателей, характеризующих финансовые результаты предприятия. При этом выделяют такие показатели, как выручка от реализации, валовая прибыль от реализации, балансовая прибыль, чистая прибыль.
  2. Проводится вертикальный и горизонтальный анализ прибыли.
  3. Затем осуществляется факторный анализ прибыли от реализации.
  4. Формируются такие показатели рентабельности как: общая рентабельность активов, чистая рентабельность оборотных активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность продукции. Определяются и рассчитываются значения эффектов операционного и финансового рычагов, необходимых для определения влияния заемного капитала и структуры затрат на прибыль [4].
  5. На последнем этапе выявляются внешние и внутренние факторы, влияющие на оборачиваемость текущих активов.

Достоинства методики: большое внимание уделяется изучению источников информации, т. к. именно финансовая отчетность дает представление об эффективности деятельности предприятия.

Недостаток заключается в размытости методики и недостаточном анализе финансовых результатов.

Обобщая вышеизложенные методики можно сделать вывод о том, что структура анализа финансовых результатов у всех авторов похожа, однако применение конкретной методики для получения всестороннего анализа недостаточно. Для более детального и качественного научного исследования целесообразно объединять методики, исходя из целей, которые хочет достичь организация.

Литература:

  1. Чеглакова С. Г., Косткина Л. В. Комплексный экономический анализ (методика факторного анализа финансовых результатов деятельности организации): Методические указания. — Рязань: РГРТУ, 2011. — 24 с.
  2. Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учебник / Г. В. Савицкая. — 11-е изд., испр. и доп. — М.: Новое знание, 2005. — 651 с.
  3. Комплексный экономический анализ предприятия / Под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — Спб.: Питер, 2009. — 576 с.
  4. Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / С. М. Пястолов. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовых результатов, анализ прибыли, факторный анализ прибыли, чистая прибыль, деятельности предприятия, анализа прибыли, анализа финансовых результатов, анализ финансовых результатов, финансовых результатов деятельности, показателей рентабельности, показателей прибыли, анализ показателей рентабельности, валовая прибыль, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, хозяйственной деятельности, методика анализа прибыли, динамики показателей прибыли, анализ рентабельности, факторного анализа прибыли, динамики прибыли предприятия.


Ключевые слова

факторный анализ, рентабельность, прибыль, анализ финансовых результатов, «директ-костинг»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос