Библиографическое описание:

Медведева И. В. Анализ финансовых результатов организации // Молодой ученый. — 2014. — №21.2. — С. 85-88.

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она составляет основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности.

Экспресс-анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов: во-первых, исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (так называемый горизонтальный анализ показателей финансовых результатов за отчетный период); во-вторых, исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ показателей); в-третьих, анализ влияния факторов на прибыль (факторный анализ); в-четвертых, изучение хотя бы в самом обобщенном виде изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов (трендовый анализ показателей).

Результаты анализа предпринимательской деятельности находятся в прямой зависимости от качества и объема информации, формируемой в системе первичного внутрихозяйственного и налогового учета организации. Для успешного развития субъекта предпринимательства необходимо постоянно проводить анализ доходов и расходов, который является ключевым и дает представление о степени эффективности работы. [2]

Для экспресс-анализа и оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов необходимо воспользоваться промежуточными данными формы «Отчет о финансовых результатах», которая формируется предприятием на основании ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Министерства финансов №43н от 06.07.1999 (в редакции от 08.11.2010 № 142н), а именно за месяц, квартал нарастающим итогом с начала года. Согласно полученной информации специалист может сделать выводы о том, насколько выросла прибыль или увеличился убыток отчетного периода по сравнению с предыдущим. [4]

Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, который объясняет причины изменения в их структуре, таким образом, он представляет собой абсолютное и относительное изменение показателей за период.

Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах – это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущим периодом, он помогает разобраться в том, какие показатели оказали наиболее существенное влияние на чистую прибыль.

Трендовый анализ возможен при наличии сопоставимых данных за несколько сопоставимых периодов, что предполагает стабильность методов бухгалтерского учета и устоявшиеся формы бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данные базового месяца или квартала служат исходной точкой расчета и принимаются за 100%. Изменение показателей отчета о финансовых результатах рассчитывается по каждому показателю в процентах к базисному периоду. [1]

При построении аналитических таблиц необходимо учитывать, что объектом анализа является однородная совокупность – прибыли и убытки. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчетном периоде необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому представляется целесообразным представить данные о формировании финансовых результатов в нескольких таблицах, количество и содержание которых определяются содержанием отчета о финансовых результатах.

Факторный анализ позволяет оценить, на какую конкретную сумму изменилась чистая прибыль под влиянием того или иного фактора. Факторный анализ прибыли от продаж (Рот прод) в общем виде можно привести по данным формы «Отчет о финансовых результатах», в которой прибыль от продаж определяется следующим образом:

Рот прод = Vp – S – KP – УР, (1)

где Vp – выручка от продажи (нетто);

 S – себестоимость продаж;

 КР – коммерческие расходы;

 УР – управленческие расходы.

Факторный анализ проводится в несколько этапов:

На первом этапе рассчитывают влияние выручки на прибыль от продаж. Данный расчет может быть осуществлен двумя способами:

∆Р (Vp) = (Vp1 – Vp0) * Р0 / Vp0, (2)

где Р0 / Vp0 – рентабельность продаж предыдущего периода,

∆Р (Vp) = Р0 * Vp1 / Vp0 – Р0, (3)

где Vp1 и Vp0 – выручка от продажи (нетто), соответственно, предыдущего и отчетного периода.;

 Р0 - прибыль от продаж предыдущего периода.

На втором этапе рассчитывают влияние производственной себестоимости на прибыль от продаж. Расчет целесообразно проводить по относительному показателю себестоимости – затраты на один рубль продукции, который показывает долю затрат в выручке от продажи. При этом необходимо учитывать, что себестоимость является обратным показателем по отношению к прибыли и, соответственно, снижение себестоимости ведет к увеличению прибыли и наоборот:

∆Р (S) = Vp1 * (S1 / Vp1 – S0 / Vp0), (4)

где S1 / Vp1 и S0 / Vp0 - затраты на один рубль продаж продукции, соответственно, в отчетном и предыдущем периодах.

На третьем этапе рассчитывают влияние уровня коммерческий расходов (расходов на продажу) на прибыль от продаж. Расчет осуществляется аналогично:

∆Р (КР) = Vp1 * (КР1 / Vp1 – КР0 / Vp0), (5)

где КР1 / Vp1 и КР0 / Vp0 - доля коммерческих расходов в выручке от продажи в отчетном и предыдущем периодах, соответственно.

На четвертом этапе осуществляется расчет влияния изменения уровня управленческих расходов на изменение прибыли от продаж:

∆Р (УР) = Vp1 * (УР1 / Vp1 – УР0 / Vp0), (6)

где УР1 / Vp1 и УР0 / Vp0 - доля управленческих расходов в выручке от продажи в отчетном и предыдущем периодах, соответственно.

Обобщение влияния факторов, влияющих на прибыль от продаж, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Общее влияние факторов на прибыль от продаж

Факторы

Величина влияния фактора

Удельный вес факторов, %

Выручка

∆Р(Vp)

∆Р(Vp) / ∆Р

Себестоимость

∆Р(S)

∆Р(S) / ∆Р

Коммерческие расходы

∆Р(КР)

∆Р(КР) / ∆Р

Управленческие расходы

∆Р(УР)

∆Р(УР) / ∆Р

Итого

∆Р

100

 

Для проведения факторного анализа прибыли до налогообложения используется метод балансовой увязки, который заключается в следующем: по каждому фактору, влияющему на прибыль, определяется абсолютное отклонение, по которому оценивают величину влияния соответствующего фактора на прибыль. При этом увеличение факторов прямого действия (прибыль от продаж, доходы от участия в других организациях, проценты к получению, прочие доходы) увеличивает прибыль до налогообложения, их уменьшение соответственно уменьшает прибыль. Факторы обратного действия (проценты к уплате, прочие расходы) влияют на прибыль до налогообложения наоборот: их увеличение вызывает уменьшение прибыли, а уменьшение – ведет к увеличению прибыли. [3]

В основе факторного анализа чистой прибыли (убытка) организации лежит простая модель ее изменения в анализируемом периоде:

∆РЧ = ∆Д - ∆Рх, (7)

где ∆РЧ –изменение величины чистой прибыли;

 ∆Д – изменение суммы доходов организации;

 ∆Рх – изменение суммы расходов организации.

Прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя финансовых результатов. Для оценки интенсивности и эффективности производственного развития предприятия в практике экономической работы широко используется система показателей рентабельности.

Уровень рентабельности проданной продукции (рентабельность продаж) определяется отношением прибыли от продажи товаров, продукции, работ, услуг к сумме выручки от продаж в оптовых ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов. Этот коэффициент показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля проданной продукции.

Таблица 2

Анализ коммерческой рентабельности

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Отклонения (+,-)

Прибыль от продаж, млн. руб.

Р0

Р1

Р1 – Р0

Выручка, млн. руб.

V0

V1

V1 – V0

Рентабельность продаж, %

Р0 / V0 * 100

Р1 / V1 * 100

Р1 / V1 * 100 –

Р0 / V0 * 100

 

Зависимость прибыли от себестоимости продукции характеризует показатель рентабельности, рассчитанный отношением прибыли от продаж продукции к их себестоимости. Он показывает, сколько рублей прибыли приносит каждый рубль затрат на производство. Способом цепных подстановок проанализируем влияние факторов на рентабельность проданной продукции или рентабельность основной деятельности.

Таблица 3

Анализ рентабельности продукции

Подстановки

Факторы, млн. руб.

Рентабельность

продукции, %

Величина влияния

Прибыль от продаж

Полная себестоимость

0

1

2

Р0

Р1

Р1

V0

V0

V1

Р0 / V0 * 100

Р1 / V0 * 100

Р1 / V1 * 100

-

с.1 – с.0

с.2 – с.1

ИТОГО

 

 

с.0+с.1+с.2

с.0+с.1+с.2

Рентабельность предприятия (или рентабельность продаж по чистой прибыли) находят отношением чистой прибыли (нераспределенной прибыли отчетного периода) к выручке от продаж. Она характеризует результаты всей деятельности предприятия.

Рпрод = Рчист / Vр * 100% = стр.2400отчет о фин рез / стр.2110отчет о фин рез (8)

где Рпрод – прибыль от продаж;

 Рчист – чистая прибыль;

 Vр – выручка от продажи

Таблица 4

Анализ рентабельности продаж по чистой прибыли

Подстановки

Факторы

Рентабельность продаж по чистой прибыли, %

Величина влияния

Чистая прибыль

млн. руб.

Выручка

млн. руб.

0

1

2

Рчист0

Рчист1

Рчист1

Vр0

Vр0

Vр1

Рчист0 / Vр0 * 100

Рчист1 / Vр0 * 100

Рчист1 / Vр1 * 100

 

с.1 – с.0

с.2 – с.1

ИТОГО

 

 

с.0+с.1+с.2

с.0+с.1+с.2

 

Предложенная техника экспресс-анализа финансовых результатов позволяет выявить причины снижения прибыли организации и оперативно принять эффективные экономические и управленческие решения в течение отчетного периода, а не только по его окончанию.

 

Литература:

1.      Лытнева Н.А. Бухгалтерский учет и анализ / Лытнева Н.А., Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 604 с.

2.      Парамонова Л.А., Насакина Л.А. Аналитические процедуры в аудите эффективности деятельности индивидуальных предпринимателей / Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 167-174.

3.      Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 408 с.

4.      Российская Федерация. Положение по бухгалтерскому учету. Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99 [Электронный ресурс]: № 43н утв. Министерством финансов РФ 06.07.1999 г. (в редакции изменений и дополнений от 08.11.2010 № 142н) // СПС Консультант Плюс.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовых результатов, показателей финансовых результатов, финансовых результатов деятельности, формирования финансовых результатов, финансовых результатах, чистую прибыль, анализ показателей, продаж предыдущего периода, результатов деятельности предприятия, отчетного периода, анализ показателей финансовых, предыдущем периодах, финансовых результатах», рентабельность продаж, увеличению прибыли, изменения показателей финансовых, Экспресс-анализ финансовых результатов, динамики показателей финансовых, отношением прибыли, Сущность финансовых результатов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос