Использование данных отчета о прибылях и убытках в экономическом анализе прибыли от продаж и его рентабельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 18044 раза

Библиографическое описание:

Кожемякова, В. В. Использование данных отчета о прибылях и убытках в экономическом анализе прибыли от продаж и его рентабельности / В. В. Кожемякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4782/ (дата обращения: 10.12.2024).

1. Анализ прибыли от продаж

Прибыль от продаж организации рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью, коммерческих и управленческих расходов и является важнейшей составляющей экономической балансовой (чистой) прибыли и зачастую по ее объему превышающую ее [3, с. 107].

В данной статье для экономического анализа используем фрагмент отчета о прибылях и убытках условной организации ООО «Прогресс», представленный на рисунке 1.

Рис.1. Отчет о прибылях и убытках организации «Прогресс»


Факторный анализ прибыли от продаж позволяет оценить резервы повышения эффективности производства, сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов [1, с. 105].

Основными факторами, влияющими на сумму прибыли являются:

- Изменение объема продаж;

- Изменение ассортимента реализованной продукции;

- Изменение себестоимости продукции;

- Изменение цены реализации продукции.

Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на прибыль от продаж, существуют следующие формулы [1, с. 108]:

1.Влияние изменения объема продаж:


ΔP(Δq) = ((V1 – V0) – (±ΔVинфл)) / 100 * Rпр, (1.1)

ΔVинфл = V1 – V1 / Iинфл, (1.2)

Rпр = Pпр / Vпр, (1.3)

Iинфл = (100 + р) / 100, (1.4)

где: V1, V0 – объем продаж отчетного и предыдущего периода;

ΔVинфл – изменение объема продаж отчетного года за счет влияния фактора инфляции;

Rпр – рентабельность продаж предыдущего года;

Рпр – прибыль от продаж предыдущего года;

р – уровень инфляции;

I инфл – индекс инфляции.


  1. Расчет влияния фактора изменения цен продаж на продукцию:


ΔР(Δр) = ΔVинфл * Rпр, (1.5)


  1. Расчет влияния фактора изменения удельного веса себестоимости продаж:

ΔР(Δс) = V1 * (S1 – S2), (1.6)

где: S1, S2 – удельный вес себестоимости продаж отчетного и предыдущего периода.


  1. Расчет влияния фактора изменения удельного веса коммерческих расходов:

ΔР(ΔКР) = V1 * (КР1 – КР2),

где: КР1, КР2 – удельный вес коммерческих расходов отчетного и предыдущего периода.


  1. Расчет влияния фактора изменения удельного веса управленческих расходов:

ΔР(ΔУР) = V1 * (УР1 – УР2), (1.7)

где: КР1, КР2 – удельный вес управленческих расходов отчетного и предыдущего периода.

Рассмотрим исходные данные для анализа прибыли от продаж, которые представлены в таблице 1.1.


Таблица 1.1

Анализ прибыли от продаж, тыс. руб.

Показатели

Отчетный год 2011

Предыдущий год 2010

Отклонение от предыдущего

Удельный вес

отчетный период

предыдущий период

Выручка от продаж

435549

433041

2508

1

1

Себестоимость реализованной продукции

398069

379990

18079

0,9139

0,8775

Коммерческие расходы

0

0

0

0

0

Управленческие расходы

26423

24370

2053

0,0607

0,0563

Прибыль от продаж

11057

28681

-17624

0,0254

0,0662


Объект анализа:

ΔР=Р1 - Р1=11057 - 28681= -17624 тыс. руб. ,
где Р1 и Р2 – прибыль от продаж отчетного и предыдущего года.
1. Рассчитаем влияние изменения объема продаж при индексе инфляции равном 1,1 по формулам 1.2 , 1.3, 1.1:
ΔVинф = 435549 – 435549 / 1,1 = 39595,36 тыс. руб.
Rпр= 28681 / 433041 * 100 = 6,623%
ΔР(Δq) = (( 435549 – 433041 - 39595,36) * 6,623) / 100= -2456,3 тыс.руб.
Таким образом, за счет снижения выручки в отчетном году под влиянием инфляции прибыль в отчетном году снизилась на 2456,3 тыс. руб.

2. Расчет влияния фактора изменения цен продаж на продукцию произведем по формуле 1.5:

ΔP(Δр) = 39595,36 * 6,623 / 100 = 2622,401 тыс.руб.

За счет увеличения цен на продукцию прибыль в отчетном году увеличилась на 2622,401 тыс.руб.

3.Расчет влияния фактора изменения удельного веса себестоимости продаж проведем по формуле 1.6:

ΔР(Δс) = 4335549 * (0,9139 - 0,8775) = 15878,25 тыс.руб.

За счет увеличения удельного веса себестоимости продаж в отчетном году с 88% до 91% прибыль от продаж снизилась на 15878,25 тыс.руб.

4.Расчет влияния фактора изменения удельного веса управленческих расходов произведем по формуле 1.7:

ΔР(ΔУР) = 4335549 * (0,0607 - 0,0563) = 1911,859 тыс.руб.

За счет увеличения удельного веса управленческих расходов в отчетном году с 5% до 6% прибыль от продаж снизилась на 1911,859 тыс.руб.

Для проверки расчетов подсчитаем баланс факторов:

БФ = ΔР(Δq) + ΔP(Δр) + ΔР(Δс) + ΔР(ΔУР) =- 2456,3 + 2622,401 - 15878,25 - 1911,859 = -17624,08 тыс. руб.

Анализ завершим подсчетом резерва дальнейшего роста прибыли от продаж, для этого просуммируем все отрицательные значения рассчитанных факторов:

Резерв = - 2456,3 - 15878,25 - 1911,859 = - 20246,3 тыс. руб.

Лишь повышение цен позволило предприятию получило дополнительную прибыль в сумме 2622,401 тыс. руб.

На любом предприятии, в любой организации существует достаточно резервов для повышения эффективности производственной деятельности.

Для повышения прибыли от продаж на анализируемом предприятии ООО «Прогресс» можно предложить следующее:

1. для увеличения объема реализации выпущенной продукции и расширения рынка сбыта продукции начать использовать рекламу;

2. для увеличения объема производства заменить морально и физически устаревшее оборудование на новое;

3. приобретение нового оборудования предусмотреть в форме финансового лизинга;

4. для повышения ценовой конкурентоспособности продукции снизить себестоимость изделий путем уменьшения затрат, в том числе за счет поиска альтернативных поставщиков сырья, и за счет замены морально и физически устаревшего оборудования на новое;

5. для обеспечения большей стабильности продаж выпускаемой продукции, заложить в ценовую политику правило, в соответствии с которым скидки на продукцию должны увеличиваться в период уменьшения спроса;

6. усилить контроль за качеством предоставляемых услуг;

7. повысить мотивацию на обеспечение качества услуг через внедрение новой системы оплаты труда.

Необходимо добавить о том, что анализа только прибыли от продаж недостаточно для того, чтобы сделать выводы о результатах основной деятельности. Есть необходимость в расчете относительных показателей, таких как рентабельность.


2. Анализ рентабельности продаж

Рентабельность – дословно означает возможность обеспечивать прибыльность. Бизнес рентабелен, если он генерирует прибыль.

Поскольку прибыль – показатель абсолютный, то есть трудно сопоставимый, а в экономике практически любое действие предполагает сопоставимость, то для характеристики рентабельности рассчитывают относительные показатели, называемые коэффициентами рентабельности и рассчитываемые как отношение прибыли к некоторой базе, о рентабельности которого и пытаются вынести суждение [2, с. 304].

По данным «отчета о прибылях и убытках» можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияния факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность продаж – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции [1, с. 116].

Факторная модель рентабельности продаж выглядит следующим образом:


Rп = (Vп – S) / Vп, (2.1)

где: Rп – рентабельность продаж;

Vп – выручка от продаж;

S – себестоимость продаж.


Из факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, существуют следующие формулы при применении метода цепных подстановок [1, с. 117]:

1. Влияние изменения выручки от продаж:


ΔRп(ΔVп)=Rп.усл1-Rп.пред., (2.2)

Rп.усл1 = (Vп.отч – Sпред.) / Vп.отч. (2.3)


2. Влияние изменения себестоимости продаж:


ΔRп(ΔS)=Rп.отч.-Rп.усл1. (2.4)


Используя данную модель проведем факторный анализ показателей рентабельности выпуска продукции условным предприятием ООО «Прогресс». Для проведения анализа и построения факторной модели необходимы данные: об объемах реализации, полной себестоимости выпуска и прибыли от продаж, которые приведены в таблице 2.1.


Таблица 2.1

Анализ рентабельности продаж

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение

Выручка от продаж, тыс. руб.

433041

435549

2508

Полная себестоимость продаж, тыс. руб.

404360

424492

20132

Прибыль от продаж, тыс. руб.

28681

11057

-17624

Рентабельность продаж (п.3/п.1)

0,0662

0,0254

-0,0408


Объект анализа:

ΔRП = RП.отч - RП.пред=0,0254-0,0662= -0,0408;

1. Rп.пред=0,0662;

2. Rп. усл 1 =(435549-404360)/435549=0,0716, применяется формула 2.3;

3. Rп.отч=0,0254.

Расчет влияния факторов:

1. Влияние изменения выручки от продаж рассчитывается по формуле 2.2:

ΔR(ΔV) =0,0716-0,0662=0,0054;

2. Влияние изменения себестоимости продаж рассчитывается по формуле 2.4:

ΔR(ΔS) =0,0254-0,0716= -0,0462;

Совокупное влияние факторов (баланс факторов):

ΔRП = ΔR(ΔV) + ΔR(ΔS) = 0,0054-0,0462= -0,0408

Проведенные расчеты показывают, что снижение рентабельности продаж произошло за счет увеличения себестоимости продаж на 20 132 тыс. руб. В результате влияния этого фактора рентабельность продаж снизилась на 4,62%. Второй фактор, выручка от продаж, повлияла положительно на изменение исследуемого объекта, за счет увеличения объема продаж на 2 508 тыс. руб., рентабельность продаж увеличилась на 0,54%.

Увеличение рентабельности продаж осуществляется путем снижения затрат на производство продаваемой продукции, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов, либо путем увеличения объемов продаж в натуральном выражении, либо путем повышения цен на продаваемые продукцию, товары, работы, услуги.


Литература:

  1. Артеменко В.Г., Остапова В.В. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Омега – Л, 2007. – 269 с.

  2. Ковалев В.В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения): Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 432 с.

  3. Лысенко Д.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности : Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): продажа, рентабельность продаж, удельный вес, прибыль, расчет влияния, предыдущий период, удельный вес себестоимости продаж, Анализ прибыли, изменение объема продаж, реализованная продукция.


Похожие статьи

Влияние уровня занятости и инвестиций на формирование доходов в современной экономике

Метод квадрантов и экспресс-метод определения стоимости бизнеса как инструменты повышения эффективности управления предприятием

Оценка риска при определении современной стоимости денежных потоков

Зависимость эффективности инвестиционных вложений от влияния внешних факторов

Построение модели аналитического баланса для целей экспресс-анализа финансовой отчетности

Методика расчета интегрального показателя финансовой устойчивости на основе данных бухгалтерского баланса

Оценка эффективности процессов предприятия с использованием процессного бенчмаркинга

Модель рентабельности энергетических активов на примере оптовых генерирующих компаний

Использование асимметричных мер риска при формировании оптимального портфеля ценных бумаг

Неполные контракты и дивидендная политика компаний: теоретические и эмпирические выводы

Похожие статьи

Влияние уровня занятости и инвестиций на формирование доходов в современной экономике

Метод квадрантов и экспресс-метод определения стоимости бизнеса как инструменты повышения эффективности управления предприятием

Оценка риска при определении современной стоимости денежных потоков

Зависимость эффективности инвестиционных вложений от влияния внешних факторов

Построение модели аналитического баланса для целей экспресс-анализа финансовой отчетности

Методика расчета интегрального показателя финансовой устойчивости на основе данных бухгалтерского баланса

Оценка эффективности процессов предприятия с использованием процессного бенчмаркинга

Модель рентабельности энергетических активов на примере оптовых генерирующих компаний

Использование асимметричных мер риска при формировании оптимального портфеля ценных бумаг

Неполные контракты и дивидендная политика компаний: теоретические и эмпирические выводы

Задать вопрос