Анализ себестоимости производимой продукции и выявление резервов роста выручки от продаж коммерческого предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (177) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 29.10.2017

Статья просмотрена: 1861 раз

Библиографическое описание:

Кириленко, Н. А. Анализ себестоимости производимой продукции и выявление резервов роста выручки от продаж коммерческого предприятия / Н. А. Кириленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 146-150. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46156/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье проводится факторный анализ себестоимости производимой продукции предприятия ООО «Служба быта», ее влияние на величину прибыли с целью выявления резервов роста выручки от реализации продукции.

Ключевые слова: себестоимость, выручка, доходы, расходы, факторный анализ, финансовые ресурсы

In this article, a factor analysis of the cost of manufactured products of the LLC «Sluzba byta», its impact on the amount of profit for the purpose of identifying the reserves of revenue growth from the sale of products.

Keywords: cost price, revenue, revenues, expenses, factor analysis, financial resources

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что себестоимость производимой продукции является одним из главных факторов, которые непосредственно влияют на выручку от реализации продукции, а, соответственно, на получаемую в итоге прибыть или убыток предприятия. Прибыль — важнейший показатель оценки коммерческой деятельности, главный источник формирования доходной части бюджета и финансирования затрат расширенного воспроизводства, а также основная цель предпринимательской деятельности.

Одним из условий успешного функционирования предприятия в условиях конкуренции рыночной экономики является эффективное управление ресурсами, в том числе и финансовыми, в основе которого лежат оценка и анализ.

Целью работы является анализ себестоимости выпускаемой продукции, изучение влияния на нее различных факторов и выявление резервов роста выручки от реализации продукции, и соответственно повышение эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной конкуренции.

Общество с ограниченной ответственностью «Служба быта» зарегистрировано 20 июля 2006 г. регистратором Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду. Организации общество с ограниченной ответственностью «Служба быта» присвоены ИНН 3117004940, ОГРН 1063126004468, ОКПО 95648169.

Юридический адрес ООО «Служба Быта» — 309740, Белгородская область, Ровеньский район, пос. Ровеньки, улица Ленина, 36, эл. почта — rovsb@mail.ru, тел./факс 8–47238–555–80.

Предприятие относится к малому предпринимательству, основным видом деятельности является «Производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий», так же зарегистрировано 29 дополнительных видов деятельности.

Одним из главных факторов, которые влияют на величину прибыли от продажи товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Вследствие прямо пропорциональной связи влияние объема реализации товарной продукции на уровень прибыли, связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратна. Чем ниже себестоимость продукции, которая продается, что определяется уровнем расходов на ее производство и продажу, тем выше прибыль, и наоборот.

Для последующего анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия величину финансового результата предприятия (результативный показатель) можно представить в виде математической модели:

Прибыль = Чистый доход — Себестоимость продукции — Операционные расходы — Налог на прибыль;

Как известно, размер выручки от реализации зависит от таких факторов, как цена реализованной продукции, удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации и количество продукции, которая реализовывается. Такую зависимость можно записать в виде следующей формулы:

Чистый доход (выручка от реализации) = Показатель структуры реализованной продукции (услуг) *Объем реализации*Цена продукции (услуг);

Факторную модель себестоимости реализованной продукции можно представить в виде такого выражения:

Чистый доход (выручка от реализации) = Показатель структуры реализованной продукции (услуг) * Объем реализации * Переменные расходы на производство единицы продукции (услуг);

Используя данные Отчета о финансовых результатах, определить влияние всех перечисленных факторов на финансовый результат невозможно, поскольку нам не известен ни удельный вес реализованной и проведенной продукции, объем выпуска и реализации, ни цена, ни себестоимость единицы. В то же время, зная средний индекс цен, можно определить влияние на размер чистой прибыли изменения цен, объема реализованной продукции, объема выпущенной продукции (таблица 1).

Таблица 1

Факторный анализ прибыли ООО «Служба быта» за 2014–2016 годы

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

Изменение (2016–2015гг.), тыс. грн.

Чистый доход (выручка от реализации)

42973,0

58608,8

82316,3

+23707,5

Себестоимость продукции

38148,8

52819,5

74074,2

+21254,7

Административные расходы

410,3

719,5

934,6

+215,1

Расходы на сбыт

1259,9

1851,1

3654,6

+1803,5

Операционные доходы

40,1

10,7

18,3

+7,6

Операционные расходы

-

-

-

-

Финансовые доходы

-

-

-

-

Финансовые расходы

16,2

4,5

6,2

+1,7

Налог на прибыль

949,7

815,2

917,2

+102,0

Чистая прибыль

2228,2

2409,7

2747,8

+338,1

Цены на продукцию в 2016 году выросли на 5 %, то есть индекс цен составил 1,05.

Определим влияние факторов на изменение выручки от реализации. Общее изменение выручки от реализации находим по формуле:

ЧД1 = ЧД2-ЧД3 = 82316,3–58608,8 = 23707,5 (тыс. руб.) (1)

где ЧД1- изменение чистого дохода (выручки от реализации); ЧД2- чистый доход (выручка от реализации за 2016 год); ЧД3- чистый доход (выручка от реализации за 2015 год).

То есть за отчетный период выручка от реализации продукции увеличилась на 23707,5 тыс. руб. Это изменение является результатом влияния двух факторов: цены реализации и объема реализованной продукции (с учетом структуры). Расчет влияния этих факторов можно определить таким образом:

(2)

где ЧД1 чистый доход (изменение за счет цены); ЧД2- чистый доход (выручка от реализации за 2016 год); ЧД3- чистый доход (выручка от реализации за 2016 год); Иц — индекс цен.

(3)

где ЧД1 — чистый доход (изменение за счет объема продаж); ЧД2 — чистый доход (выручка от реализации за 2016 год); Иц — индекс цен; ЧД3 — чистый доход (выручка от реализации за 2015 год)

Таким образом, рост цен способствовал увеличению выручки от реализации на 3919,8 тыс. руб., а увеличение объема продаж увеличило доход на 19787,6 тыс. руб. Аналогично рассчитывается влияние факторов на смену себестоимости реализованной продукции:

(4)

где С1- себестоимость продукции (услуг); С2 себестоимость продукции (услуг) в 2016 году; С3 — себестоимость продукции (услуг) в 2015 году.

Допустим, что себестоимость единицы продукции изменилась лишь за счет внешних факторов, а именно за счет общего изменения цен, тогда:

(5)

где С1- изменение себестоимости продукции (за счет цены); С2- себестоимость продукции (услуг) в 2016 году; С3- себестоимость продукции (услуг) в 2016 году; Иц индекс цен.

(6)

где С1- себестоимость продукции (изменение за счет объема выпуска); С2- себестоимость продукции (услуг) в 2016 году; Иц индекс цен; С3 — себестоимость продукции (услуг) в 2015 году.

Таким образом, за счет увеличения объема продаж себестоимость увеличилась на 17727,3 тыс. руб., за счет изменения цен увеличилась на 3527,3 тыс. руб.

Как следует из расчетов, изменение цен повлияло на чистую прибыль в составе двух показателей: выручки и себестоимость. Причем влияние изменения цен на размер чистой прибыли в составе выручки и себестоимости носит разнонаправленный характер: рост выручки от реализации способствует росту чистой прибыли, а рост себестоимости способствует уменьшению прибыли. Учитывая это, влияние изменения цен на размер чистой прибыли можно определить таким образом:

(7)

где ЧП — чистая прибыль (изменение); ЧД — чистый доход (изменение за счет цены); С -себестоимость продукции (изменение за счет цены)

За счет увеличения цен чистая прибыль предприятия увеличилась на 392,5 тыс. руб.

Влияние изменения размеров операционных расходов, административных расходов и расходов на сбыт:

Изменение чистой прибыли = — (Общие расходы в 2015 году — Общие расходы в 2014 году) = -900,4 тыс. руб.

Изменение чистой прибыли = — (Общие расходы в 2016 году — Общие расходы в 2015 году) = -2027,6 тыс. руб.

Это значит, что увеличение расходов обращения привело к уменьшению величины чистой прибыли предприятия в 2015 году на 900,4 тыс. руб., в 2016 году — на 2027,6 тыс. руб.

Влияние величины других доходов:

Изменение чистой прибыли = –Другие операционные доходы в 2015 году — Другие операционные доходы в 2014 году = -29,4 тыс. руб.

Изменение чистой прибыли = Другие операционные доходы в 2016 году — Другие операционные доходы в 2015 году = 7,6 тыс. руб.

Размер величины чистой прибыли снизился на 29,4 тыс. руб. в 2015 году по сравнению с 2014 годом в связи с уменьшением величины других операционных доходов, а в 2016 году по сравнению с 2015 годом чистая прибыль увеличилась на 7,6 тыс. руб. в связи с увеличением величины других операционных доходов.

Влияние величины прочих финансовых расходов:

Изменение чистой прибыли = (Другие финансовые расходы в 2015 году — Другие финансовые расходы в 2014 году) = 11,7 тыс. руб.

Изменение чистой прибыли = — (Другие финансовые расходы в 2016 году — Другие финансовые расходы в 2015 году) = -1,7 тыс. руб.

Это значит, что увеличение величины других финансовых расходов привело к снижению размера чистой прибыли в 2016 году на 1,7 тыс. руб., а в 2015 году привело к увеличению чистой прибыли на 11,7 тыс. руб.

Влияние величины расходов по налогу на прибыль:

Изменение чистой прибыли = (Налог на прибыль в 2015 году — Налог на прибыль в 2014 году) = 32,5 тыс. руб.

Изменение чистой прибыли = — (Налог на прибыль в 2016 году — Налог на прибыль в 2015 году) = -102,0 тыс. руб.

Увеличение размера расходов по налогу на прибыль повлекло снижение величины чистой прибыли предприятия в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 102,0 тыс. руб.

Таким образом, в результате изучения данных, полученных при финансовом анализе предприятия ООО «Служба быта» можно выделить основное направления повышения эффективности деятельности:

– необходимо принимать мероприятия по уменьшению себестоимости товаров, административных и операционных расходов;

– конверсия, диверсификация, переход на реализацию новой продукции;

– повышение эффективности маркетинга;

– снижение административных расходов и операционных расходов.

Литература:

  1. Баканов М. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / М. И. Баканов. — М.: Экономика, 2008. — 721 с.
  2. Бланк И. А. Управление прибылью / И. А. Бланк. 3-е изд., перераб. и доп. — К.: Ника-Центр Эльга, 2007. — 768 с.
  3. Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. — М.: Омега-Л, 2014. — 348 с.
  4. Ковалев В. В., Ковалев Вит. В. Финансы организаций (предприятий). Учебник. — М.: Проспект, 2015. — 352 с.
  5. Макарова В. А., Крылов А. А. Управление стоимостью промышленных предприятий: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 188 с.
  6. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности / Г. В. Савицкая. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): чистый доход, себестоимость продукции, прибыль, расход, реализованная продукция, изменение, индекс цен, реализация, выручка, чистая прибыль.


Похожие статьи

Использование данных отчета о прибылях и убытках...

- Изменение цены реализации продукции.

Себестоимость реализованной продукции. 398069.

За счет увеличения цен на продукцию прибыль в отчетном году увеличилась на 2622,401 тыс.руб.

Валовый и чистый доход в деятельности предприятия

Чистый доход — сумма дохода, остающегося в распоряжении предприятия, после выплаты из его валового дохода сумм налоговых платежей, входящих в цену продукции.

Коммерческие расходы и валовый доход организации как...

Валовая прибыль представляет собой разницу между валовым доходом и себестоимостью готовой продукции.

Основа валового дохода производственного предприятия состоит из валового дохода от реализации продукции.

Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы...

Ключевые слова: доходы, расходы, прибыль.

чистая прибыль — разность между величиной прибыли до налогообложения и

Основные термины (генерируются автоматически): прибыль, реализация продукции, собственный капитал, анализ прибыли, доход, показатель...

Оценка и пути повышения прибыли предприятия на примере ООО...

Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности организации и в общем виде представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Анализ финансового состояния и анализ рентабельности...

Увеличение чистой прибыли является положительным результатом всей деятельности предприятия.

где Tc — темп изменения активов компании; Tr — темп изменения объема реализации; Tp

Какую часть в каждом рубле выручки от реализации составляет прибыль.

Теоретические основы расчета издержек и себестоимости...

Налоги, входящие в себестоимость продукции, увеличивают затраты предприятия, способствуют повышению цен.

Финансовый план, расчет расходов, количества покупателей, себестоимости продукции, планирование доходов предприятия, специализирующегося на...

Прибыль: от прошлого к настоящему | Статья в журнале...

Ключевые слова: теории прибыли, доход, расходы, прибавочная стоимость, рыночный механизм, чистая прибыль.

Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению...

Увеличение прибыли как важный фактор развития предприятий

Ключевые слова: издержки, затраты, прибыль, ресурсы, руководитель, себестоимость, увеличение.

Снизить себестоимость продукции достаточно сложно, поскольку поставщики обычно повышают цены на свои услуги, а транспортные расходы также увеличиваются.

Похожие статьи

Использование данных отчета о прибылях и убытках...

- Изменение цены реализации продукции.

Себестоимость реализованной продукции. 398069.

За счет увеличения цен на продукцию прибыль в отчетном году увеличилась на 2622,401 тыс.руб.

Валовый и чистый доход в деятельности предприятия

Чистый доход — сумма дохода, остающегося в распоряжении предприятия, после выплаты из его валового дохода сумм налоговых платежей, входящих в цену продукции.

Коммерческие расходы и валовый доход организации как...

Валовая прибыль представляет собой разницу между валовым доходом и себестоимостью готовой продукции.

Основа валового дохода производственного предприятия состоит из валового дохода от реализации продукции.

Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы...

Ключевые слова: доходы, расходы, прибыль.

чистая прибыль — разность между величиной прибыли до налогообложения и

Основные термины (генерируются автоматически): прибыль, реализация продукции, собственный капитал, анализ прибыли, доход, показатель...

Оценка и пути повышения прибыли предприятия на примере ООО...

Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности организации и в общем виде представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Анализ финансового состояния и анализ рентабельности...

Увеличение чистой прибыли является положительным результатом всей деятельности предприятия.

где Tc — темп изменения активов компании; Tr — темп изменения объема реализации; Tp

Какую часть в каждом рубле выручки от реализации составляет прибыль.

Теоретические основы расчета издержек и себестоимости...

Налоги, входящие в себестоимость продукции, увеличивают затраты предприятия, способствуют повышению цен.

Финансовый план, расчет расходов, количества покупателей, себестоимости продукции, планирование доходов предприятия, специализирующегося на...

Прибыль: от прошлого к настоящему | Статья в журнале...

Ключевые слова: теории прибыли, доход, расходы, прибавочная стоимость, рыночный механизм, чистая прибыль.

Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению...

Увеличение прибыли как важный фактор развития предприятий

Ключевые слова: издержки, затраты, прибыль, ресурсы, руководитель, себестоимость, увеличение.

Снизить себестоимость продукции достаточно сложно, поскольку поставщики обычно повышают цены на свои услуги, а транспортные расходы также увеличиваются.

Задать вопрос