Опыт формирования временной перспективы у современных студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 21.12.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Лизунова, Г. Ю. Опыт формирования временной перспективы у современных студентов / Г. Ю. Лизунова, А. С. Березовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 307-310. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87158/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье рассматривается одна из важных проблем студенческого периода личности — формирование временной перспективы. Показано, что временная перспектива отражает будущее, прошлое и настоящее. Авторами анализируется современное определение временной перспективы, выявлены факторы, характеризующие формирование временной перспективы у студентов, предложены основные методики в работе со студентами по изучению формирования временной перспективы.

Ключевые слова: временная перспектива, личность, студенты, адаптация, фактор, методы.

Современность заставляет нас посмотреть на некоторые особенности развития личности более пристально.На сегодняшний день ускорено развитие всех общественных структур, темп жизни значительно возрос, поэтому девушки и юноши, окончив школу, должны сделать ответственный шаг в будущее. Это связано не только с выбором профессии, но и с выбором жизненного пути. Ведь современное общество нуждается в мобильной, всесторонне развитой личности, которая способна принимать технологический прогресс и подстраиваться под него. Поэтому становление временной перспективы личности в юношеском возрасте и рассмотрение опыта ее формирования является важным в настоящее время.

Понятие «временная перспектива» личности всегда вызывало большой интерес у ученых и психологов. Ф. Зимбардо, К. Левин, Л. Франк, Х. Хекзаузен рассматривали временную перспективу как мотивационное образование, обеспечивающее удовлетворение потребностей в достижении определенных целей, планов и реализации их в жизни.

Е. И. Головаха, А. Л. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн дали понятие временной перспективе как событию, которое определяет смысл жизни самого человека.

В последние годы 20 века это понятие стали рассматривать с субъективной точки зрения. Е. П. Белинская, А. Сырцова выдвигают не личность на первый план, а принципы активности человека по отношению ко времени. Человек сам способен выбирать свой жизненный путь и управлять временем, то есть личность осмысливает прошлое, принимает участие в настоящем, прогнозирует будущее.

В настоящее время общество активно развивается, поэтому человек вынужден самоопределяться во временной перспективе, которая отражает ценности и установки, жизненную позицию и мировоззрение человека. Кроме этого, большое влияние оказывают и жизненные обстоятельства, это проявляется в периоды экономических и социальных кризисов общества. Н. А. Берштейн говорил, что моделью потребного будущего — есть не что иное, как проявление проспективной субъектности личности.

Таким образом, временная перспектива личности — важный личностный конструктор, отражающий временной аспект жизни человека, имеющий многогранную структуру, которая включает определенную направленность, согласованность, когерентность личности. Это личностная организация времени жизни и деятельности человека, в которой строятся ценностные отношения личности с миром на протяжении всего жизненного пути [2, 58].

Молодые люди заинтересованы в лучшем будущем для себя, они ставят цели и реализуют их. Человек прикладывает много сил в настоящем, чтобы хорошо жить в будущем. Такое восприятие мира у студентов зачастую вызывает внутренний конфликт. Он предстает в виде выбора между чем-то хорошем и наиболее комфортным. Прокладывая свой профессиональный путь, приходится жертвовать в настоящем. Соответственно, чтобы человек жил в гармонии, и не было такого конфликта на данном возрастном этапе, нужно получать удовольствие и обеспечить предпосылки своего будущего благосостояния и профессионального успеха в настоящем.

Для девушек и парней юность является основным периодом выбора жизненного пути, учеба в высшем учебном заведении, получение определенной профессии и создание семьи. Можно выделить два периода по возрастным ограничениям, когда происходит формирование мировоззрения на окружающий мир: ранняя юность — 15–18 лет, поздняя юность — 19–25 лет. В эти периоды основное значение приобретает сфера общения индивида и социальное пространство, в котором он находится. Человек, глядя на других, состоявшихся уже в профессиональном плане, может самостоятельно ставить цели и добиваться их.

Обучение в высшем учебном заведении или в другом специализированном институте приобретает целенаправленный характер и требует от студента соблюдение определенных правил. Студенты должны не только получать знания и умения, но и научиться распоряжаться правильно своим временем и целесообразно распределять его. В. С. Мухина определяет организацию времени как основной способ практического волевого воздействия на объективные условия и обстоятельства собственной жизни и деятельности [3, 36].

Особый интерес вызывает проблема адаптации студентов. Многие ученые и психологи в своих работах рассматривают адаптивность с субъективной стороны. Так, в трудах Л.Филипса особое внимание уделяется относительному потенциалу личности в период адаптации. Автор говорит о том, что есть необходимость изучения всех особенностей студентов в прошлом и настоящем. Такой анализ поможет спрогнозировать потенциал адаптации, поскольку в личности сохраняются те психологические ресурсы, при помощи которых она легко адаптируется в сложных ситуациях. Таким образом, адаптационная готовность студентов непосредственно связана с их мировоззрением, с выбором жизненного пути и социализацией [3, 37].

Согласно концепции В. А. Петровского, готовность студентов предстает как динамического образование, определяемое активность самого субъекта, связанное с самодвижением деятельности, актуальной причинностью в системе побудительных предикторов [6, 115].

В. Я. Ляудис, проводя исследования на студентах и аспирантах, выявила, что студенты в условиях стихийного обучения и становления организации времени жизни малоэффективны. Они должны проявлять свою деятельность активно и в повседневной жизни. У студентов должен быть некий личный сценарий жизнедеятельности для последующих временных периодов, и они должны обладать контролем над их реализацией [5, 110].

Человек становится способным проанализировать определенную ситуацию, выявить и скорректировать свое поведение в ней, мыслить субъективно. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, личность способна к организации собственной активности, согласованности с другими обстоятельствами [1, 213].

Важно отметить, что студенческая пора — это основной период, когда происходит формирование способа организации времени жизни человека, личностного отношения к прошлому, будущему и настоящему.

Результаты многолетних исследований ученых и психологов позволили сформулировать представление, согласно которому осознанная саморегуляция является основным критерием развития личности. В своих работах и исследованиях они использовали различные психодиагностические методики, которые способствовали выявлению особенностей временной перспективы студентов вуза. Наиболее значимыми из них являются:

  1. Самоактуализационный тест Э. Шострома;
  2. Методика изучения временной перспективы Ф. Зимбардо;
  3. Методика « Линия жизни» А. Кроника;
  4. Шкала оценки протяженности субъективной картины будущего Л. Элвоса;
  5. Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора;
  6. «Анкета студента», метод экспертных оценок, тестопросник уровня субъективного контроля Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинда;
  7. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д. А. Леонтьева.

Использование этих методик позволило выделить четыре основных фактора, которые смогли объяснить различные психические явления у студентов, то есть дисперсию во временной перспективе личности [4, 30].

«Фактор осмысленности жизни» объяснил 20,38 % всей дисперсии студентов вуза. Он является униполярным, на его положительном полюсе сосредоточились следующие шкалы: осмысленность жизни, самоуважение и гибкость поведения. Факторный вес, близкий к статистически значимому, набрали следующие шкалы: компетентность во времени, внутренняя — внешняя поддержка, позитивное прошлое, самопринятие, протяженность временной перспективы, сензитивность к себе и локус контроля-Я. Студенты способны ощущать неразрывную связь между прошлым, настоящим и будущем. Они ценят достоинства, свои положительные стороны, уважают себя за них. Такие люди достаточно гибки, умеют взаимодействовать с окружающим миром. Первый фактор указывает на то, что студент не считает себя хуже других и относится к себе как к сформировавшейся личности, способен отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах.

«Фактор ответственности перед жизнью» объясняет собой 17,65 % всей полученной дисперсии. Все элементы сосредоточились на одном полюсе следующим образом: интернальность в области межличностных отношений и здоровья, представления о природе человека и общая интернальность. Вес, приближенный к статистически значимому, по второму фактору набрали следующие шкалы: протяженность временной перспективы, интернальность в производственных отношениях и плотность временной перспективы, интернальность в области неудач, интернальность в области достижений. На полярном полюсе вес, близкий к статистически значимому, набрала шкала негативного прошлого. Данный фактор показал, что студенты способны осознавать прошлый опыт, использовать его уже в настоящее время, структурировать будущее и реализовывать планы. Личность способна уже давать себе отчет в собственных действиях, в общении с другими людьми. Поэтому временная перспектива становится более плотной и протяженной на данном этапе.

Третий фактор характеризует собой 15,75 % полученной дисперсии. Положительный полюс включил в себя следующие шкалы, набравшие статистически значимый вес: процесс жизни, креативность, локус контроля — жизнь и результат жизни. На полярном полюсе вес, близкий к статистически значимому, набрала шкала негативного прошлого. По характеру показателей фактор обозначен как «Фактор управляемости жизни». Для студентов процесс жизни становится более интересным, он наполняется определенными целями и смыслом жизни. Человек самостоятельно может контролировать свою жизнь, принимать ответственные решения, которые повлияют на его жизненный путь. но есть и минусы. Межличностные отношения не всегда складываются хорошо, так как студенты лишены еще достаточной мотивации в своей работе. Это обусловлено негативным отношением к своему прошлому, которое снижает временную перспективу.

«Фактор насыщенности жизни» объясняет 13,16 % дисперсии. Положительный полюс третьего фактора включил в себя следующие шкалы, набравшие статистически значимый вес: будущее, синергия и цели в жизни. На отрицательном полюсе вес, близкий к статистически значимому весу, набрали шкалы интернальности в области семейных отношений и познавательные потребности. Студенты с такой характеристикой обладают развитой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия во многом за счет способности к целостному восприятию мира и людей, а также за счет понимания связанности противоположностей. Они добросовестны и постоянны.

Таким образом, в образовательном пространстве вуза в контексте гуманистической образовательной парадигмы и функционального подхода к высшему образованию может быть сформирована личностная безопасность как ядро комплекса целевых характеристик, определяемых в контексте культуры, общества и целей самого субъекта получения образования.

Основываясь на теоретическом анализе литературы, можно сделать вывод о том, что временная перспектива — это сложное образование, в формировании которого участвует сама личность, рассматриваются ее отношения в пространстве и времени на протяжении всего жизненного пути. Временная перспектива порождается и развивается по мере становления человека как личности, поэтому обладает динамическим характером.

Студенты во время обучения в вузе испытывают разные чувства, различные временные периоды по-разному влияют на них. Обычно они активны, любознательны, отличаются мобильностью, легко воспринимают все новое. Происходит расширение круга взаимоотношений с обществом, с окружением, перестройка внутреннего Я. Студент социализируется как с социально-психологической, так и с профессиональной точки зрения. Процесс вхождения студента в образовательный процесс не всегда происходит легко. Это объясняется тем, что индивид испытывает трудности в овладении новыми способами учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности. В связи с этим ему оказывается психолого-педагогическая поддержка со стороны разных структур вуза (например, воспитательный отдел, центр социально-психологической помощи и др.). Период обучения в вузе является основным для развития временной перспективы и ценностно-смысловой сферы личности, это обусловлено возрастными особенностями, спецификой образовательно-воспитательного процесса, социального контекста и ведущей деятельностью. Поэтому в дальнейших работах целесообразно рассмотреть предикторы временной перспективы формирования временной перспективы у современных студентов нашего региона.

Литература:

  1. Абульханова, К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т.Н. Березина. — СПб.: Алетейя. — 2001. — 304 с.
  2. Бочарова Е. Е. Временная перспектива личности студента с разным уровнем готовности // Акмеология образования. Психология развития. — 2014. — № 1. — С. 57–63.
  3. Донцов, Д. А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста / Д. А. Донцов, М. В. Донцова // Образовательные технологии. — 2013. — № 2. — С.34- 42.
  4. Ковдра А. С. Психологические особенности временной перспективы студентов вуза // Гуманизация образования. –2012. –№ 2. — С.30–35.
  5. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В. Я. Ляудис. - М.: УРАО. — 2000. — 128 с.
  6. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. — М.: 1992. — 326 с.
  7. Трубникова, Н. И. Временная перспектива как важнейший компонент жизненного самоопределения // МНКО. — 2010. — № 5. — С.236–248.
  8. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual differences metric. // J. of Personality and Social Psychology, 1999. — 77. pp. — 1271– 1288.
Основные термины (генерируются автоматически): временная перспектива, жизненный путь, студент, будущее, настоящее, временная перспектива личности, время, значимый вес, личность, прошлое.


Задать вопрос