Библиографическое описание:

Горькая Ж. В., Савицкая Е. М. Влияние траектории образовательного маршрута на психологические особенности студентов // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 25-29.



Изменения в системе высшего профессионального образования дают возможность выбора траектории образовательного маршрута с учетом приоритетов, желаний и возможностей учащихся [1, 6]. При исследовании возможности образовательных траекторий представляется важным определить, как ресурс получаемого профессионального образования используется в построении и реализации жизненной стратегии студента [2, 5]. Важно понять, как траектория образования влияет на психологические особенности и построение будущей «картины жизни» студентов.

Для ответа на поставленные вопросы в 2013-2015 гг. на базе СамГУ и СГЭУ было проведено экспериментальное исследование. В работе приняли участие 99 студентов-четверокурсников, получающих специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии», «Коммерция, торговое дело».

На основании анализа учебных планов, дополнительных программ обучения и внеучебной деятельности студентов было выделено три образовательных траектории: «когнитивная», «социальная» и «профессиональная». «Когнитивно-ориентированная» траектория образования центрирована на выполнении основной учебной нагрузки. При выборе образовательного маршрута студентам предоставляется минимальная степень свободы, поэтому в их действиях преобладает адаптивное поведение, а учебные действия по большей части носят исполнительский характер. Такой тип обучения характерен для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

«Социально-ориентированная» траектория дает студентам возможность принимать участие в различных видах внеучебной деятельности. Практически все студенты за время обучения получили опыт волонтерской работы, консультирования, оказания помощи по телефону, участия в социальных проектах, конкурсах и т.д. По инициативе студентов этих курсов были реализованы проекты развития лидерских качеств для школьников, разработаны и реализованы игры на умение разрешать конфликтные ситуации для трудных подростков, организованы курсы по освоению бухгалтерских программ учета. Кроме того, наблюдение за работой студентов показывает, что их отличает избирательность и мотивированность в освоении профессиональных дисциплин.

«Профессионально-ориентированная» модель образования построена таким образом, что позволяет студентам получать дополнительное профессиональное образование параллельно с основным учебным курсом. Студенты, обучающиеся по этой модели, помимо основных, имели возможность развивать специальные компетенции: переводчиков, медиаторов, профессиональных бухгалтеров и др.

Чтобы установить влияние траектории получаемого образования на психологические особенности студентов, мы применяли следующие методы: полуструктурированная беседа; анкетирование; опросник Нюттена (в модификации Толстых); опросник ценностей М. Рокича (RVS) (в адаптацииА. Гоштаутаса, А. А. Семенова, В. А. Ядова); опросник временной перспективы ZTPI Ф. Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой). Анализ достоверности различий в результатах проводился с использованием пакета «SPSS» (StatSoftStatistica). Устанавливая влияние типа обучения на психологические особенности студентов, мы учитывали их успеваемость. Показатели успеваемости определялись через критерии «абсолютной» успеваемости и качества обучения. Критерии успеваемости рассчитывались по формуле:

,

где – абсолютная успеваемость,

– количество студентов сдавших экзамены,

– количество студентов допущенных к экзаменам.

Показатель успеваемости рассчитывается по формуле:

,

где – абсолютная успеваемость,

– количество студентов сдавших экзамены на оценки «хорошо» и «отлично»,

– количество студентов допущенных к экзаменам.

Таблица 1

Показатели успеваемости студентов по итогам 2014/15 уч. года

№ п/п

Тип образовательной траектории

Абсолютная

успеваемость, %

Качество

успеваемости, %

1

«Когнитивно-ориентированный» тип

95,6

50,0

2

«Социально-ориентированный» тип

80,4

41,2

3

«Профессионально-ориентированный» тип

87,5

47,2

При анализе результатов психодиагностического обследования особое внимание было уделено планированию будущего – самому актуальному вопросу для выпускников вуза. Полуструктурированная беседа, с использованием методики незаконченных предложений Нютенна, показала, что, несмотря на завершение обучения, для большинства студентов планы построения профессионального будущего характеризуются абстрактностью и диффузностью: цели не локализованы во времени, ожидания не привязаны к потребностям предприятий области и отличаются романтизмом. Поэтому при построении образа будущего ожидаемые цели касались жизни вообще (маркер «Жизнь»). Образ продуктивной взрослой жизни оказался более насыщенным событиями и задачами у учащихся с «когнитивно-ориентированным» подходом (бухгалетеров). При этом описанные планы часто касались совместных проектов, связанных с другими людьми, поэтому были отнесены к «историческому будущему». Выпускников «профессионально-ориентированной» модели отличало большее количество целей и задач, касающихся открытого настоящего «ОН». Это говорит о том, что полученные в процессе обучения компетенции и начатые проекты с высокой долей вероятности будут реализованы в ближайшем будущем. Результаты диагностики по методу Нюттона представлены в таблице 2.

Таблица 2

Особенности временны́х перспектив студентов разных образовательных маршрутов

ВО*

Тип обучения

Т

М

В

О

С

ОН

Ж

П

ИБ

«Когнитивный»

2,8

-

30,7

8,6

0,7

4,9

46,6

1,5

1,4

«Социальный»

1,0

0,6

15,4

2,0

0,6

3,2

74,9

0,6

0,6

«Профессиональный»

4,5

0,8

21,9

2,6

0,3

8,6

60,1

0,7

0,4

ВО* - Временная перспектива, удельный вес, % по шкалам: Т – настоящий момент, М – в ближайший месяц, О – период обучения, В – взрослость, продуктивный период, С – старость, «третий возраст», Ж – вся жизнь, ОН – «открытое настоящее», П – упоминание о прошлом, ИБ – «историческое будущее»

Для определения направленности временнóй перспективы использовался опросник ZTPI Ф. Зимбардо. По его результатам, все студенты ориентированы на будущее, но ярче всего это проявляется у когнитивно- и профессионально-ориентированных студентов. Они также больше довольны своим прошлым. Студенты «социально-ориентированного» типа обучения в большей степени ориентированы на гедонистическое и фаталистическое настоящее. Их планы на будущее основаны на проектах настоящего, при этом дальние цели не связаны напрямую с настоящим и не локализованы во времени. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Временнáя ориентация студентов разного типа обучения

Временная

ориентация

Тип обучения

Негативное прошлое

Гедонистическое настоящее

Будущее

Позитивное прошлое

Фаталистическое настоящее

«Когнитивно-ориентированный»

2,75

3,43

3,92

3,80

2,66

«Социально-ориентированный»

3,02

3,77

3,52

3,61

2,92

«Профессионально-ориентированный»

2,79

3,43

3,71

3,79

2,63

Особенности ценностных ориентаций определялись с помощью методики М. Рокича. На основании анализа полученных результатов можно утверждать, что, несмотря на индивидуальные и групповые различия, всех выпускников характеризует наличие «ценностного ядра» ‒ устойчивых доминирующих базовых ценностей. К ним относятся здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь. «Материально-обеспеченная жизнь» является ценностным приоритетом для студентов с «профессионально-ориентированным» типом подготовки. Учащиеся с «когнитивно-ориентированным» подходом значительно выше остальных ценят «жизненную мудрость». Для студентов «социально-ориентированного» типа важна «активная деятельная жизнь». Полученные результаты можно объяснить спецификой осуществляемой деятельности, т.к. профессионально-ориентированные и дополнительные курсы для бухгалтеров требуют аккуратности, осторожности, обдуманности, жизненной мудрости, в то время как успешное выполнение проектной деятельности студентами управленческой и экономической специальностей требует прежде всего, активности, гибкости и динамичности. Полученные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Ранговые значения «ядерных» ценностей студентов

№ п/п

Тип обучения

Ценность

Когнитивный

Социальный

Профессио-нальный

1

Здоровье

1

1

1

2

Счастливая семейная жизнь

2

2

2

3

Любовь

3

3

4

4

Активная деятельная жизнь

9

5

6

5

Жизненная мудрость

6

11

9

6

Материально обеспеченная жизнь

13

10

3

Для определения взаимосвязи полученных данных использовался однофакторный дисперсионный анализ и метод ранговой корреляции Спирмана. Значения достоверности взаимосвязи ценностей и временных ориентаций студентов представлены в таблице 5.

Таблица 5

Взаимосвязь временных ориентаций и базовых ценностей студентов

Временная

перспектива

Ценность

Негативное прошлое

Гедонис-тическое настоящее

Будущее

Позитивное прошлое

Фаталис-тическое настоящее

Активная жизнь

-0,10

-0,18

-0,20

-0,04

0,30

Здоровье

0,08

0,02

0,09

-0,24

-0,16

Материальные ценности

0,08

0,03

-0,02

0,08

0,27

Призвание

-0,2

0,03

0,12

0,13

-0,29

Познание

0,04

0,25

-0,24

0,05

0,01

Развитие

0,07

0,21

-0,21

0,05

0,20

Развлечения

-0,22

-0,24

0,28

0,20

-0,10

Свобода

0,23

-0,17

0,01

-0,14

-0,01

Власть

0,04

-0,09

0,26

0,08

-0,06

Статистические подсчеты показывают, что временнáя ориентация «фаталистическое настоящее» связана с такими ценностями, как «активность», «материальная обеспеченность», «общественное признание». Особенностью «фаталистической установки» является отсутствие ви́дения способа достижения желаемого. Такие студенты смотрят в будущее с надеждой и тревогой, ожидая, что судьба и удача «сделают» их жизнь.

Временнáя ориентация на позитивное прошлое связана со «здоровьем». Вероятно, это можно объяснить пониманием здоровья как данности, которую призывали беречь с детства. Негативное прошлое связано с ценностями «общественное призвание», «развлечение», «свобода». Полученную связь можно объяснить возможными запретами на праздность или трудностями с получением общественного признания во время обучения в школе и вузе. Можно предположить, что студенты ощущают недостаток свободы и возможности самовыражения в ходе обучения. Гедонистическое настоящее связано с такими ценностями, как «познание», «развитие» и «развлечение». Особенностью такой позиции является сосредоточенность на текущем моменте, нежелание заниматься чем-то, требующим длительных усилий и упорства. Временнáя ориентация на будущее связана с такими ценностями, как «познание», «развитие», «развлечения» и «власть».

С целью сравнения зависимости результатов нескольких групп использовался однофакторный дисперсионный анализ. Учитывались значения р-уровня <0,1 и p<0,05, которые говорят о наличии статистической тенденции и статистической значимости различий. Значимость ранговых различий определялась с помощью t-критерия Стьюдента.

Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что выбор траектории образования не отражается на таких критериях, как успеваемость студентов (р = 0,557), общая удовлетворенность жизнью (р = 0,572), целеустремленность или «фиксация на цели» (р = 0,987). Доминирующими ценностями для студентов всех групп являются: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь». Успеваемость студентов тем выше, чем более насыщена целями и лучше выстроена траектория личного развития (р = 0,035).

Студентов «когнитивно-ориентированной» стратегии отличает временнáя ориентация, направленная на «негативное прошлое», и «фаталистическое настоящее», не зависящее от них самих. Доминирующей ценностью данной группы является «общественное призвание» (rs = -0,29). Временнáя ориентация на негативное прошлое приводит к доминированию ценностей «развлечений» (rs = -0,228) и «свободы» (rs = 0,232). «Фаталистическое настоящее» связано с ценностями «активной деятельностной жизни» (rs = 0,307) и «материально обеспеченной жизни» (rs = 0,277).

Для студентов «социально-ориентированной» образовательной траектории характерно максимальное значение индекса удовлетворенности учебным процессом. Доминирующими временны́ми ориентациями являются «гедонистическое настоящее» и «позитивное прошлое», которые связаны с ценностями «здоровья» (rs = -0,243), «познания» (rs = 0,257) и «развития» (rs = 0,211).

«Профессионально-ориентированный» подход повышает субъективный уровень уверенности в своем будущем (р = 0,049). Временнáя ориентация будущего связана с такими ценностями, как «познание» (rs = -0,241), «развитие» (rs = -0,212), «развлечения» (rs = 0,285), «власть» (rs = 0,262). Для студентов данной группы характерны высокие показатели временнóй компетентности, умения планировать и проектировать деятельность.

Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что выбор траектории образовательного маршрута отражается на личностных качествах, направленности деятельности и особенностях построения стратегии индивидуального жизненного развития.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. ‒ М.: Просвещение, 2011.
  2. Горькая Ж.В. Влияние междисциплинарных образовательных программ на развитие профессиональной состоятельности будущих специалистов // Образование в современном мире: роль ВУЗов в социально-экономическом развитии региона. – Самара: Изд-во СамГУ, 2014. – С. 57-60.
  3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. Известия Уральского РАО. – 2011. – № 8. – С. 3-15.
  4. Нюттен Ж. Мотивация действия и перспектива будущего. – М.: Смысл, 2004.
  5. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во «Академический проект», 2004.
  6. Федеральные гос. образовательные стандарты, 2015. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1.
Основные термины (генерируются автоматически): траектории образовательного маршрута, психологические особенности студентов, Временнáя ориентация, траектория образования, специальности «Бухгалтерский учет, выбор траектории, Влияние траектории образовательного, временнáя ориентация, выбора траектории образовательного, внеучебной деятельности студентов, «картины жизни» студентов, выбор траектории образовательного, типа обучения, ценностями «общественное призвание», траектория образования центрирована, студентов планы построения, выбор траектории образования, студентов «социально-ориентированного» типа, ориентация будущего связана, ценностями «активной деятельностной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос