Современные исследования временной перспективы подростков в трудах отечественных авторов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 20.04.2022

Статья просмотрена: 537 раз

Библиографическое описание:

Зыбина, Е. В. Современные исследования временной перспективы подростков в трудах отечественных авторов / Е. В. Зыбина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 425-428. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90533/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются общепсихологические подходы, представлен теоретический обзор современных работ отечественных ученых по проблеме временной перспективы, ее особенности и развитие в подростковом возрасте. Сделан вывод об актуальности дальнейших исследований.

Ключевые слова : временная перспектива, подростковый возраст, прошлое, настоящее, будущее.

Сегодня в связи с бурным развитием мирового сообщества, встает проблема участия человека в этом процессе, повышаются требования к стрессоустойчивости, работоспособности, а также к осознанному отношению человека к собственной жизни. Это приобретает особую значимость в подростковом возрасте, так как прошлый опыт, деятельность и решения сегодня определяют цели и планы подростков на будущее, влияют на возможности самореализации и самоопределения.

На сегодняшний день проблема временной перспективы разрабатывается в рамках множества исследований. При ее рассмотрении затрагивают разнообразные детерминанты, такие как территориальное местоположение субъектов исследования, их социальный класс, интеллектуальные особенности, возраст, мотивы, пол и многое другое.

Существует несколько подходов к исследованию временной перспективы, каждый из которых акцентирует свое внимание на различных ее аспектах. Перечислим некоторые из них.

Ф. Зимбардо, Дж. Бойд, М. Р. Хачатурова, А. К. Болотова и др. рассматривали эмоциональное отношение к временным периодам своей жизни, а именно: к прошлому, настоящему и будущему. К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина, Л. П. Караваева, А. Н. Афанасьева и др. исследовали особенности восприятия субъективного времени жизни и ее организацию. Ж. Нюттен, В. Ленс, Т. Гисме, З. Залески и др. описывали перспективу будущего как мотивационную установку, которая оказывает влияние на достижение цели. Е. И. Головаха и А. А. Кроник рассматривали структуру межсобытиыйных связей жизни личности.

Теперь рассмотрим современные исследования временной перспективы подростков в отечественной психологии.

Исследование Белецкой А. А. было направлено на изучение особенностей формирования жизненной стратегии учащихся старших классов у представителей русской и киргизской культур. Хотя эта работа и не полностью посвящена проблеме временной перспективы, но некоторые моменты все же стоит отметить. Во-первых, теоретический анализ проблемы жизненного пути установил, что жизненная стратегия как структура жизненных целей разворачивается во временной перспективе психологического будущего личности. Во-вторых, для старшеклассников русской и киргизской культур цели связаны с личным и профессиональным самоопределением, касаются в основном ближайшего будущего и определяются возрастными особенностями юношеского возраста. При этом старшеклассники русской культуры чаще ставят цели на ближайшее будущее, а старшеклассники киргизской культуры — на отдаленное. В-третьих, старшеклассники русской культуры относятся к вероятностным жизненным событиям более оптимистично, в целом рассматривают процесс жизни как интересный, также они более удовлетворены своим прошлым, а киргизские старшеклассники более целеустремленные [1].

Борисова Е. А. в своей работе «Я-концепция как фактор выбора профессии старшеклассниками общеобразовательных школ» также затронула проблему временной перспективы в подростковом возрасте. Она пришла к выводу, что Я-образ старшеклассников во временной перспективе претерпевает изменения. В ближайшей временной перспективе он включает следующие представления о себе: как «учащемся», «члене семьи», «субъекте межличностного общения» и как о «профессионале». По мере удаления жизненной перспективы до 15 лет в Я-образе старшеклассников образ «Я — профессионал» наряду с образом «Я — член семьи» становятся более выраженными. В составе «Я — профессионал» при этом происходит уменьшение конкретных и возрастание доли обобщенных профессиональных представлений [2].

Гут Ю. Н. в своем исследовании изучала взаимосвязи типов функциональной асимметрии мозга с личностными характеристиками подростков, являющиеся предпосылками девиантного поведения. Временную перспективу она рассматривала как одну из предпосылок личностной зрелости/незрелости, которая выступает фактором риска девиантного поведения. В работе сравнивались две группы подростков: ученики общеобразовательной школы и воспитанники колонии. Были обнаружены значимые корреляции между характером функциональной асимметрии мозга и особенностями ориентировки во времени: подростки с левым показателем функциональной асимметрии мозга преимущественно ориентированы в прошлое, необщительны, держатся обособленно от окружающих, имеют склонность пренебрегать общепринятыми нормами, ценностями и образцами поведения, а также реализовывать аддиктивное поведение; подростки с правым показателем — ориентированы в будущее, более динамичны, адекватны и эффективны в ситуациях общения, склонны соблюдать социальные нормы. Гут установила, что у школьников общеобразовательной школы выражена ориентация на будущее, что рассматривалось как показатель личностной зрелости; у лиц с девиантным поведением преимущественно выражена была ориентация на настоящее и прошлое, что рассматривалось как показатель личностной незрелости. Таким образом, в исследовании была подтверждена гипотеза о наличии взаимосвязи латеральных функций мозга как природной основы, индивидуально-психолептических особенностей и специфики восприятия времени как фактора риска девиантного поведения подростков [3].

Жильцова О. Н. посвятила свою работу изучению особенностей временной перспективы и ее связи с чертами личности подростков, оставшихся без попечения родителей. Было установлено, что формирование личности подростка происходит в актуальном настоящем, но детерминировано субъективным опытом прошлого и образом вероятного будущего. Для подростков, оставшихся без попечения родителей, в сравнении с подростками, воспитывающимися в семье, характерно доминирование мотивации неудовлетворенности образом жизни и недооценка значимости событий настоящего; низкая субъективная оценка своих личностных качеств в будущем; в образе будущего меньше представлена готовность учиться; пессимистические и амбивалентные тенденции при прогнозировании будущего; прошлое не связано с настоящим, а настоящее — с будущим. Таким образом, О. Н. Жильцова заключает, что негативные тенденции в представлениях о собственных жизненных перспективах подростков, оставшихся без попечения родителей, можно интерпретировать как проявления своеобразного искаженного развития их личности, имеющей установку на «неуспешность» в жизни, и потому требующей своевременной психологической коррекции [4].

Курилова А. В., изучая психологические особенности карьерных перспектив на разных этапах профессионализации личности, пришла к выводу, что у старшеклассников карьерная перспектива сформирована недостаточно, так как они склонны жить настоящим, не планировать далеко и направлены на себя. В карьерной перспективе у подростков преобладает аффективный компонент как предвосхищение положительных эмоций, которыми будет сопровождаться ее реализация [7].

Кондратьев М. Д. изучал специфику социально-психологических и личностных характеристик интеллектуально успешных подростков. В данной теме ученый подробно рассматривал проблему временной перспективы. Кондратьев сравнивал между собой две выборки: интеллектуально успешных подростков с их сверстниками, которые не имеют высоких интеллектуальных достижений. Для интеллектуально успешных подростков со стороны временной ориентации характерно учитывать свой негативный предыдущий жизненный опыт, они умеют и стремятся работать ради результата в будущем. Временная перспектива будущего характеризуется большей протяженностью, выходящей за пределы школьного обучения. В содержании временной перспективы будущего преобладают объекты, связанные с саморазвитием и профессиональной самореализацией. Далее группа интеллектуально успешных подростков была разделена на подгруппы в соответствии с их интегральным статусом в контактном сообществе. Для высокостатусных и среднестатусных интеллектуально успешных подростков, в отличие от низкостатусных, характерна субъектная позиция по отношению к собственной настоящей и будущей жизни: они строят планы на будущее, свою успешность связывают с учебной и профессиональной активностью, им свойственно наличие временной компетентности, а также у них более выражена деловая направленность. В свою очередь, для низкостатусных интеллектуально успешных подростков характерна низкая временная компетентность и другие особенности интенциональности, которые могут препятствовать реализации творческого и интеллектуального потенциала. М. Д. Кондратьев приходит к выводу о том, что на базе образовательных учреждений необходимо психологическое сопровождение интеллектуально успешных подростков, организованное с учетом их социально-психологических и личностных особенностей. В своей работе исследователь приводит ряд практических рекомендаций и принципов организации такого сопровождения [5, 6].

Свешникова С. Л. исследовала временную перспективу как фактор социально-психологической адаптации подростков. Она установила, что успешность социально-психологической адаптации зависит от параметров временной перспективы, а временная перспектива, в свою очередь, является одним из базовых факторов социально-психологической адаптации. У подростков успешных в социально-психологической адаптации был выявлен более высокий уровень структурной организации временной перспективы, обусловленный, преимущественно, мерой ее дифференцированности. Кроме этого, успешность социально-психологической адаптации также определяется и особенностью строения временной перспективы: темпоральной и мотивационной подструктурами. Высокая организованность, содержательность и насыщенность мотивационной подструктуры, наличие преемственности между мотивационными объектами прошлого, настоящего и будущего, более высокий уровень иерархии потребностей положительно сказываются на успешности социально-психологической адаптации. В проведенном исследовании С. Л. Свешникова доказала, что зависимость временной перспективы от уровня социально-психологической адаптации не только прямая, но и обратная. Она также установила, что превалирование среднеудаленных целей в структуре временной перспективы положительно влияет на успешность социально-психологической адаптации подростков. Итак, можно сделать вывод, что совершенствование и развитие структурной организации временной перспективы — одно из направлений, способствующих повышению эффективности социально-психологической адаптации [9].

Мальцева Н. А. изучала представления о времени у подростков с расстройствами аутистического спектра. Она установила, что подростки с РАС на уровне временной перспективы имеют выраженные особенности: им трудно ориентироваться во времени, формировать представления о будущем и образные представления о времени. Закономерности перцепции времени у подростков с РАС достаточно устойчивы, они сохраняются как в старшем подростковом возрасте, так и во взрослом. Временная перспектива у подростков с РАС отличается там, что у них отсутствуют представления о будущем, акценты исключительно на событиях настоящего и прошлого. Отмечается несогласованность между разными уровнями восприятия времени у подростков и взрослых с РАС, когда успешное освоение даже более высокого уровня представлений о времени не означает освоенности нижележащих уровней. Н. А. Мальцева приходит к выводу, что необходимо вести целенаправленную работу по диагностике и коррекции временных представлений в нейропсихологическую и психологическую диагностику и коррекцию, а также учитывать временные представления при составлении индивидуальных образовательных программ и рекомендаций по обучению ребенка в школе [8].

Теоретический анализ современных работ, посвященных временной перспективе подростков, показал, что диапазон исследований весьма широк: ее специфику изучают у представителей разных культур, воспитанников колонии, интеллектуально успешных старшеклассников, подростков с расстройствами аутистического спектра, а также у подростков, оставшихся без попечения родителей. Временную перспективу подростков связывают с личным и профессиональным самоопределением, изменением Я-образа, характером функциональной асимметрии мозга, чертами личности, карьерной перспективой; рассматривают как одну из предпосылок личностной зрелости/незрелости, которая выступает фактором риска девиантного поведения, а также в качестве фактора социально-психологической адаптации подростков.

Подводя итог, можно сказать, что спектр эмпирических исследований отечественных авторов по проблеме временной перспективы подростков довольно разнообразен, также необходимо отметить, что данный психологический феномен задействован в различных сферах жизни человека. Исходя из этого можно сделать вывод, что изучение временной перспективы актуально как на данный момент, так и для дальнейших исследований.

Литература:

  1. Белецкая, А. А. Особенности жизненных стратегий учащихся старших классов: кросс-культурный аспект: специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белецкая Анна Александровна; Психологический институт. — Москва, 2012. — 170 c.
  2. Борисова, Е. А. Я-концепция как фактор выбора профессии старшеклассниками общеобразовательных школ: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Борисова Елена Александровна; Санкт-Петербургский государственный университет. — Санкт-Петербург, 2013. — 218 c.
  3. Гут, Ю. Н. Личностные и нейропсихологические предпосылки девиантного поведения подростков: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Гут Юлия Николаевна; Российский государственный гуманитарный университет. — Москва, 2014. — 163 c.
  4. Жильцова, О. Н. Особенности представлений о жизненных перспективах подростков, оставшихся без попечения родителей: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Жильцова Ольга Николаевна; Российский государственный гуманитарный университет. — Москва, 2014. — 184 c.
  5. Кондратьев, М. Д. Психологическое сопровождение интеллектуально успешных подростков с разным интрагрупповым статусом / М. Д. Кондратьев. — Текст: непосредственный // Социальная психология и общество. — 2019. — Т. 10. № 2. — С. 175–183.
  6. Кондратьев, М. Д. Социально-психологические и личностные характеристики интеллектуально успешных подростков: специальность 19.00.05 «Социальная психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Кондратьев Михаил Дмитриевич; Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2019. — 158 c.
  7. Курилова, А. В. Психологические особенности карьерной перспективы на разных этапах профессионализации личности: специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Курилова Анна Владимировна; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону, 2017. — 174 c.
  8. Мальцева, Н. А. Представления о времени у подростков с расстройствами аутистического спектра: специальность 19.00.10 «Коррекционная психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Мальцева Наталья Александровна; Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. — Москва, 2020. — 107 c.
  9. Свешникова, С. Л. Временнáя перспектива как фактор социально-психологической адаптации подростков: специальность 19.00.05 «Социальная психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Свешникова Светлана Леонидовна; Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. — Ярославль, 2019. — 224 c.
Основные термины (генерируются автоматически): временная перспектива, подросток, социально-психологическая адаптация, будущее, временная перспектива подростков, девиантное поведение, подростковый возраст, попечение родителей, функциональная асимметрия мозга, карьерная перспектива.


Похожие статьи

Взаимосвязь временной перспективы и самосознания...

 В статье представлена взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведение. Ключевые слова: аддиктивное поведение, временная перспектива, самосознание. Подростковый возраст является сложным переходом от детства к взрослости.

Особенности восприятия времени у молодых людей...

Особенности временной перспективы личности подростков из... семья, подросток, временная перспектива подростков, временная.

Временная перспектива – это основной аспект в построении психологического времени. Понятие временной перспективы так же...

Особенности временной перспективы личности подростков из...

семья, подросток, временная перспектива подростков, будущее, временная перспектива, неполная семья, настоящее, психологическое время, статистическая тенденция, тип семей. Похожие статьи.

Временная перспектива как подструктура самосознания...

Исследования показали, что временная перспектива, будучи изначально неосознаваемой человеком

Прошлое и будущее составляют два основных аспекта поведения.

Временная перспектива — это и есть включение будущего и прошлого, реального и идеального плана...

Влияние адаптации на процесс социализации девиантных...

Социально-психологический аспект влияния адаптации на процесс социализации девиантных подростков исследован в работах С. Э

Именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению с семьей и школой.

Теоретические подходы к изучению структуры временной...

Именно поэтому временная перспектива связанна со временем жизни каждого человека. Изначально понятие временной перспективы было введено К. Левиным. По его мнению, временная перспектива — это общий взгляд индивида на свое психологическое будущее и...

Взаимосвязь временной перспективы и профессионального...

временная перспектива, сочетающая повышенную ориентацию на позитивное прошлое и чрезмерно

Временная перспектива, будучи изначально неосознаваемой человеком, оказывает влияние на

социальный — направлен на взаимодействие с социальной средой

Социально-психологические аспекты профилактики...

В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск социальной дезадаптации ребенка, так как именно на данном

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений.

Критерии и показатели социально-психологической...

Литвиненко Н. В. Социально-психологическая адаптация младших подростков

социально-психологическая дезадаптация старших подростков, адаптация, социум

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков.

Похожие статьи

Взаимосвязь временной перспективы и самосознания...

 В статье представлена взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведение. Ключевые слова: аддиктивное поведение, временная перспектива, самосознание. Подростковый возраст является сложным переходом от детства к взрослости.

Особенности восприятия времени у молодых людей...

Особенности временной перспективы личности подростков из... семья, подросток, временная перспектива подростков, временная.

Временная перспектива – это основной аспект в построении психологического времени. Понятие временной перспективы так же...

Особенности временной перспективы личности подростков из...

семья, подросток, временная перспектива подростков, будущее, временная перспектива, неполная семья, настоящее, психологическое время, статистическая тенденция, тип семей. Похожие статьи.

Временная перспектива как подструктура самосознания...

Исследования показали, что временная перспектива, будучи изначально неосознаваемой человеком

Прошлое и будущее составляют два основных аспекта поведения.

Временная перспектива — это и есть включение будущего и прошлого, реального и идеального плана...

Влияние адаптации на процесс социализации девиантных...

Социально-психологический аспект влияния адаптации на процесс социализации девиантных подростков исследован в работах С. Э

Именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению с семьей и школой.

Теоретические подходы к изучению структуры временной...

Именно поэтому временная перспектива связанна со временем жизни каждого человека. Изначально понятие временной перспективы было введено К. Левиным. По его мнению, временная перспектива — это общий взгляд индивида на свое психологическое будущее и...

Взаимосвязь временной перспективы и профессионального...

временная перспектива, сочетающая повышенную ориентацию на позитивное прошлое и чрезмерно

Временная перспектива, будучи изначально неосознаваемой человеком, оказывает влияние на

социальный — направлен на взаимодействие с социальной средой

Социально-психологические аспекты профилактики...

В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск социальной дезадаптации ребенка, так как именно на данном

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений.

Критерии и показатели социально-психологической...

Литвиненко Н. В. Социально-психологическая адаптация младших подростков

социально-психологическая дезадаптация старших подростков, адаптация, социум

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков.

Задать вопрос