Административная ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 25.12.2021

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Пыхтина, С. Г. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе / С. Г. Пыхтина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 158-161. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87313/ (дата обращения: 03.05.2024).



В настоящее статье дается характеристика административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Анализируются проблемы, возникающие на практике и предлагаются меры по совершенствования законодательства России в данной системе.

Ключевые слова: административная ответственность, контрактная система, госзакупки, противодействие коррупции, законодательство.

Административная ответственность в соответствиии с законодательством представляет собой — ответственность гражданина или должностного лица перед государством (в лице полномочного административного органа) за правонарушение (противоправное, виновное действие (бездействие)), обладающее меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4. КоАП).

Лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях (руководители).

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы.

Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами.

Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (п. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Исключение:

Заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя).

В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований Закона № 44-ФЗ, в порядке, установленном КоАП (п. 6 ст. 18 Закона № 44- ФЗ).

Методы государственного (муниципального) контроля в сфере закупок описаны в некоторых нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность уполномоченных на то органов государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок. Так, статьей 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.

Следует отметить, что до августа 2019 года к методам относилось еще и санкционирование операций, которое присуще органам казначейства и финансовым органам, и использовалось при совершении оплаты за выполненные работы, поставленные товары, оказанные услуги в результате выполнения контракта. Отдельно следует остановиться на разделении методов контроля между органами внутреннего и внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.

Методы контроля — проверка, ревизия, обследование — проводятся как органами внешнего, так и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Однако перечень методов контроля для органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля значительно шире и включает в себя, согласно статье 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг.

Система контроля за публичными закупками в России в настоящее время претерпевает значительные изменения, касающиеся оптимизации процедур закупок и формируемых обязательных документов. Так, первым этапом реформы стала отмена с 1 января 2020 года плана закупок и значительное упрощение плана-графика закупок наряду с переходом на повсеместное применение электронных процедур.

Кроме того, находясь с 2010 года в глобальной реформе стандартизации многих сфер деятельности в России, ожидается внедрение четкого порядка (стандарта) деятельности контрольных органов по проведению проверок всех объектов контроля — заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, закупочных комиссий и их членов, уполномоченных органов и учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок.

Значительное количество общественных потребностей формируются с течением времени и зависят от культурных и религиозных воззрений индивидов, географических и климатических условий, половозрастной категории и ряда других особенностей. При этом, следует понимать, что согласно закону возвышающихся потребностей, абсолютное удовлетворение общественных потребностей никогда не будет достигнуто, в связи с наличием ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей.

Основываясь на многокомпонентности заинтересованных сторон и их требований и ожиданий в области качества контрольной деятельности в сфере закупок, автором с целью повышения эффективности управления качеством контрольной деятельности в сфере закупок и ее адекватной оценки разработана модель качества контрольной деятельности в сфере закупок.

Наиболее эффективные рекомендации по решению указанных проблем обеспечения качества контрольной деятельности в сфере закупок:

– применение эффективных методов анализа результатов реализации контрольных мероприятий в сфере закупок и выявляемых нарушений в этой сфере;

– разработка и внедрение сбалансированных систем оценки результатов деятельности;

– использование лучших мировых практик по организации контроля за государственным (муниципальным) заказом; − вовлечение общества в управление государственным (муниципальным) заказом. Применение подобных рекомендаций позволит повысить качество осуществления контрольной деятельности в сфере закупок и, как следствие, качество заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов, влияя на качество жизни населения.

В 2020 году Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации принят весь комплекс федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, регламентирующих порядок осуществления полномочий контрольными органами, являющимися исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами (должностными лицами) муниципальных образований, уполномоченными на осуществление внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, к которому также относится и контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 8 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ. При этом такие федеральные стандарты не устанавливают никаких качественных критериев оценки результатов деятельности органа контроля и не предполагают проведение такой оценки.

Как дальнейшее направление развития контрольной деятельности предлагается принятие и утверждение на законодательном уровне единого для всех участников системы финансового контроля, разработанного автором, федерального стандарта обеспечения качества контрольной деятельности для органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в связи с отсутствием в настоящее время такого стандарта в комплексе федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Применение разработанного и впоследствии утвержденного на законодательном уровне федерального стандарта органами внутреннего финансового контроля «Обеспечение качества контрольной деятельности» позволит повысить открытость государственной власти, обеспечит единый подход к осуществлению контрольных мероприятий, что приведет к соблюдению баланса интересов государства, бизнеса и граждан, в том числе, в части эффективности и результативности использования бюджетных средств.

Не мало споров возникает при оценке антимонопольных органов и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в оценке действий заказчика при закупке у единственного поставщика товара (исполнителя услуг) для оценки о наличии нарушений действующего законодательства.

При анализе на примере закупки услуг уборки снега в одном из муниципальных образований региона, были осуществлены закупки услуг у единственного исполнителя — индивидуального предпринимателя, являющегося родственником депутата данного муниципального образования, дана оценка не только с точки зрения соответствия нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но и Федеральным законам от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Бюджетному кодексу Российской Федерации. По результатам проверки Контрольным управлением, профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации, районной прокуратуры были выявлены нарушения, выразившиеся в искусственном дроблении закупки без проведения конкурентных процедур.

При этом, территориальный антимонопольный орган по аналогичному факту нарушений не выявил. Для анализа причин расхождения в оценке антимонопольного органа с другими государственными органами и органа прокуратуры необходимо оценить законодательство о противодействии и коррупции и законодательства в сфере закупок. В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Законодательно контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, трактуется как: «Совокупность участников контрактной системы в сфере закупок: — федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов России и др., в соответствии с законодательством России и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд».

Вместе с тем, в законодательстве в сфере закупок установлено, что регулируются в первую очередь отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Таким образом, с одной стороны, цель контрактной системы определяется как повышение эффективности и результативности закупок, обеспечение гласности и предотвращение коррупции и других злоупотреблений, а с другой стороны, — обеспечение федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными и муниципальными программами.

Таким образом, в настоящее время использование Интернета и IT-технологий становится всё более популярным и действенным. Появление глобальной сети изменило всю систему разоблачений, коренным образом поменяло их форму, процедуру и «целевую аудиторию». Эволюционировала технология, открыв новый пласт общества, для которого провести разоблачение (опубликовать факты, выложить видеоролик и т. д.) стало делом «пяти минут».

Теперь уличение в коррупции возможно осуществить из любой точки планеты, в том числе и у себя дома, без необходимости прямого общения с нежелательными людьми. Действие глобальной сети чрезвычайно доступно и распространяется на политику, правоохранительные органы, гражданские общества всего мира и общественное мнение.

Литература:

  1. Андреева Л. В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию: монография. М., 2019.
  2. Галанов В. А, Гришина О. А, Шибаев С. Р. Рынок товаров и услуг для государственных нужд (государственный товарный рынок). М., 2010.
  3. Гунба А. А. К вопросу об увеличении сроков давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе // Административное право и практика администрирования. 2019. № 1.
  4. Кожевников В. В., Лавров Ю. Б. О соразмерности мер административной ответственности общественному вреду, причиняемому нарушениями законодательства о публичных закупках // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 2.
  5. Курлевский И. В., Огрина Г. В. Административная ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере государственных закупок // Теория и практика общественного развития. 2017. № 4.
  6. Наумов Ю. Г., Самолысов П. В. Сговоры на торгах как угроза национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42).
  7. Овсипян М. В. Проблемы организации государственных и муниципальных закупок // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 9 (63).
Основные термины (генерируются автоматически): сфера закупок, Российская Федерация, контрольная деятельность, финансовый контроль, контрактная система, орган, административная ответственность, Бюджетный кодекс, должностное лицо, глобальная сеть.


Похожие статьи

Административная ответственность в сфере государственных...

Административная ответственность в сфере государственных закупок в бюджетных учреждениях здравоохранения.

Контрактная система (далее — Система) в сфере закупок, согласно 44-ФЗ, является «совокупностью участников контрактной системы в сфере закупок...

Совершенствование механизмов внутреннего государственного...

Ключевые слова: финансовый контроль в сфере закупок, государственные и муниципальные закупки, контрактная система, единая

В соответствии с анализом результатов контрольной деятельности в сфере закупок 6 территориальных органов Федерального казначейства, в...

Полномочия Федерального казначейства как органа финансового...

В статье 269.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделяются следующие разновидности финансового контроля

Предварительный, также, как и текущий бюджетный контроль, проводимый органами Федерального казначейства, включает все организации...

Современные проблемы правового регулирования института...

Совершенствование системы закупок для государственных... Российская Федерация , закупочная деятельность , выполнение работ, оказание услуг, организация закупок товаров, поставка товаров. Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок...

Контроль в системе госзакупок | Статья в сборнике...

Росфиннадзора как органа финансово-бюджетного контроля. Счетной палаты РФ. Контрольно-ревизионных учреждений, созданных субъектами РФ и муниципалитетами. Органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения...

Анализ результатов контрольной деятельности органа...

Ключевые слова: финансовый контроль в сфере закупок, государственные и

Контроль в сфере закупок, анализ и обработка результатов контрольных мероприятий осуществлялся

контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной...

Анализ административной ответственности в рамках...

По инициативе Генеральной прокуратуры РФ вносятся изменения в законодательство в этой сфере. В КоАП РФ теперь предусмотрена административная ответственность за отказ или уклонение поставщика от заключения контракта в рамках государственного оборонного заказа.

Роль и функции государственной системы закупок

 В настоящее время Российская Федерация нуждается в инвестициях с целью развития

Именно конкуренция способствует развитию государственной системы закупок и

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для...

Осуществление принципов открытости и прозрачности с помощью...

Принципы контрактной системы в сфере закупок определены в статье 6 Закона о контрактной системе, согласно которой контрактная система основывается на принципах открытости, прозрачности, обеспечении конкуренции, профессионализма заказчиков...

Похожие статьи

Административная ответственность в сфере государственных...

Административная ответственность в сфере государственных закупок в бюджетных учреждениях здравоохранения.

Контрактная система (далее — Система) в сфере закупок, согласно 44-ФЗ, является «совокупностью участников контрактной системы в сфере закупок...

Совершенствование механизмов внутреннего государственного...

Ключевые слова: финансовый контроль в сфере закупок, государственные и муниципальные закупки, контрактная система, единая

В соответствии с анализом результатов контрольной деятельности в сфере закупок 6 территориальных органов Федерального казначейства, в...

Полномочия Федерального казначейства как органа финансового...

В статье 269.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделяются следующие разновидности финансового контроля

Предварительный, также, как и текущий бюджетный контроль, проводимый органами Федерального казначейства, включает все организации...

Современные проблемы правового регулирования института...

Совершенствование системы закупок для государственных... Российская Федерация , закупочная деятельность , выполнение работ, оказание услуг, организация закупок товаров, поставка товаров. Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок...

Контроль в системе госзакупок | Статья в сборнике...

Росфиннадзора как органа финансово-бюджетного контроля. Счетной палаты РФ. Контрольно-ревизионных учреждений, созданных субъектами РФ и муниципалитетами. Органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения...

Анализ результатов контрольной деятельности органа...

Ключевые слова: финансовый контроль в сфере закупок, государственные и

Контроль в сфере закупок, анализ и обработка результатов контрольных мероприятий осуществлялся

контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной...

Анализ административной ответственности в рамках...

По инициативе Генеральной прокуратуры РФ вносятся изменения в законодательство в этой сфере. В КоАП РФ теперь предусмотрена административная ответственность за отказ или уклонение поставщика от заключения контракта в рамках государственного оборонного заказа.

Роль и функции государственной системы закупок

 В настоящее время Российская Федерация нуждается в инвестициях с целью развития

Именно конкуренция способствует развитию государственной системы закупок и

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для...

Осуществление принципов открытости и прозрачности с помощью...

Принципы контрактной системы в сфере закупок определены в статье 6 Закона о контрактной системе, согласно которой контрактная система основывается на принципах открытости, прозрачности, обеспечении конкуренции, профессионализма заказчиков...

Задать вопрос