Анализ результатов контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 26.10.2021

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Начинова, Г. Б. Анализ результатов контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд / Г. Б. Начинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 220-223. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84925/ (дата обращения: 25.04.2024).



В соответствии Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок в Забайкальском крае осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий: Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю, Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю, Министерство финансов Забайкальского края и Контрольно-счетная палата Забайкальского края. В статье проанализирована эффективность контрольной деятельности Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю за 2019–2020 годы и принятые меры реагирования по результатам контрольных мероприятий.

Ключевые слова: финансовый контроль в сфере закупок, государственные и муниципальные закупки, контрактная система, нововведения, единая информационная система.

In accordance with the Federal Law of 05.04.2013 № 44-FZ «On the contract system in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs» (hereinafter — Federal Law No. 44-FZ) and other regulatory legal acts, legal by acts defining the functions and powers of state bodies and municipal bodies, control in the field of procurement in the Trans-Baikal Territory is carried out by the following control bodies within the limits of their powers: the Department of the Federal Treasury for the Trans-Baikal Territory, the Office of the Federal Antimonopoly Service for the Trans-Baikal Territory, the Ministry of Finance of the Trans-Baikal Territory and the Control and the Accounts Chamber of the Trans-Baikal Territory. The article analyzes the effectiveness of the control activities of the Federal Treasury Department for the Trans-Baikal Territory for 2019–2020 and the response measures taken based on the results of control measures

Keywords: financial control in the field of procurement, state and municipal procurement, contract system, innovations, unified information system.

В 2019–2020 годы Управлением Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее — Управление) контроль в сфере закупок осуществлялся в соответствии:

— с требованиями статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, определяющей полномочия Управления по контролю в сфере закупок;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»;

— приказом Казначейства России от 1 марта 2017 г. № 39 «Об утверждении Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия «Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия»;

— «Классификатором нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере», утвержденным 19 декабря 2017 г. руководителем Федерального казначейства Артюхиным Р. Е.;

— Планами контрольных мероприятий Управления в финансово-бюджетной сфере на 2019–2020 годы, размещенными на официальном сайте Федерального казначейства, а также в соответствии с другими нормативно-правовыми актами и документами.

Контроль в сфере закупок, анализ и обработка результатов контрольных мероприятий осуществлялся следующими структурными подразделениями Управления:

— контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы;

— контрольно-ревизионный отдел в социально-экономической сфере;

— организационно-аналитический отдел.

В анализируемом периоде Управлением проведено 100 контрольных мероприятий, анализ результатов которых представлен в таблице № 1.

Таблица 1

п/п

Наименование показателей

Значение показателя в 2019 году

Значение показателя в 2020 году

Динамика

1

Количество проведенных ревизий и проверок при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, единиц

71

29

-42

2

Количество проведенных проверок при осуществлении контроля в сфере закупок, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, единиц

15

19

4

3

Объем проверенных средств при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, тыс. руб.

14 504 785,1

10 900 528,8

-3 604 256,3

4

Объем проверенных средств при осуществлении контроля в сфере закупок, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, тыс. руб.

5 814 732,7

4 486 746,6

-1 327 986,1

5

Выявлено нарушений при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на сумму, тыс. руб.

6 045 027,9

875 482,4

-5 069 545,5

6

Выявлено нарушений при осуществлении контроля в сфере закупок, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, тыс. руб.

34 772,12

477 136,2

442 364,08

По итогам контрольной деятельности Управления за 2019–2020 годы наблюдаются следующие тенденции:

— количество проверок при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля сократилось на 42 единицы или на 59,15 %, однако количество проверок соблюдения требований Федерального закона № 44-ФЗ увеличилось на 4 единицы или на 26,67 %;

— объем проверенных средств при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере сократился на 3 604 256,3 тыс. руб. или на 24,85 %, в том числе объем проверенных средств при осуществлении контроля в сфере закупок уменьшился на 1 327 986,1 тыс. руб. или на 22,84 %;

— в 2020 году выявлено нарушений при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере на 5 069 545,5 тыс. руб. меньше, чем в 2019 году, в то же время сумма выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд увеличилась на 442 364,08 тыс. руб. или на 1 272,18 %.

По результатам осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере Управлением принимались соответствующие меры реагирования, динамика которых отражена в таблице № 2.

Таблица 2

п/п

Наименование показателей

Значение показателя в 2019 году

Значение показателя в 2020 году

Динамика

1

Общая сумма поступивших в бюджет средств, использованных с нарушениями, по устраненным нарушениям, тыс. руб.

3 442 204,97

192 768,10

-3 634 973,07

2

Общая сумма средств, поступивших непосредственно в доход федерального бюджета, тыс. руб.

2 268,8

794,16

-1 474,64

3

Количество выданных предписаний, представлений, единиц

70

27

-43

4

Количество уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, направленных для согласования в Федеральное казначейство, единиц

3

1

-2

5

Количество составленных протоколов об административных правонарушениях, единиц

47

40

-7

6

Сумма наложенных штрафов по постановлениям о назначении административных наказаний, вступившим в законную силу, тыс. руб.

336,7

278,28

-58,42

7

Количество составленных протоколов об административных правонарушениях по нарушениям Федерального закона № 44-ФЗ, единиц

11

29

18

8

Сумма наложенных штрафов по постановлениям о назначении административных наказаний, вступившим в законную силу, тыс. руб.

45,0

245,0

200,0

В 2020 году показатели эффективности контрольной деятельности существенно сократились по сравнению с 2019 годом, а именно:

— сократилась сумма поступивших в бюджет средств, использованных с нарушениями, по устраненным нарушениям на 3 634 973,07 тыс. руб. или на 105,60 %;

— общее количество выданных предписаний, представлений, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения уменьшилось на 45 единиц или на 61,64 %;

— количество составленных протоколов об административных правонарушениях сократилось 7 единиц или на 14,89 %, одновременно с снижением суммы наложенных штрафов по постановлениям о назначении административных наказаний, вступившим в законную силу на 58,42 тыс. руб. или на 17,35 %.

Однако, при сокращении результативности осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере в целом, эффективность осуществления полномочий по контролю в сфере закупок возросла в 2019–2020 годы, о чем свидетельствует рост количества составленных протоколов об административных правонарушениях на 163,64 % и увеличение суммы наложенных штрафов по ним на 444,44 %.

Таким образом, значительное влияние на эффективность осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, в том числе по контролю в сфере закупок оказали следующие факторы.

Во-первых, сокращение количества проверок и объемов проверенных бюджетных средств в 2020 году по сравнению с 2019 годом обусловлено ограничениями по осуществлению контроля в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, вступившими в силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Во-вторых, повышение эффективности контроля в сфере закупок определено применением риск-ориентированного подхода к осуществлению контроля в сфере закупок и развитием подсистемы «мониторинг закупок» (ИС «Анализ»), созданной в целях обнаружения признаков нарушений при планировании и осуществлении закупок, что привело к минимизации трудовых затрат по обнаружению нарушений. В связи с чем в 2020 году при планировании контрольных мероприятий предпочтение отдавалось проверкам по осуществлению контроля в сфере закупок в связи с возможностью их проведения дистанционно.

Кроме того, рост количества выявленных нарушений ознаменован вступлением в силу значимых изменений Федерального закона № 44-ФЗ и подзаконных актов в условиях неполной готовности единой информационной системы в сфере закупок и ее участников.

Литература:

  1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный.
  3. Контрольная и надзорная функции [Электронный ресурс] / дизайн и разраб. Федеральное казначейство. — Режим доступа: https://chita.roskazna.gov.ru/ inaya-deyatelnost/ kontrolnaya-i- nadzornaya — funktsii. — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера закупок, финансово-бюджетная сфера, осуществление контроля, Российская Федерация, Федеральное казначейство, контрактная система, финансовый контроль, значение показателя, контроль, сфера закупок товаров.


Похожие статьи

Полномочия Федерального казначейства как органа...

Функции Федерального казначейства как органа финансового контроля, стоит разделять на два вектора: контроль за доходами и контроль за расходами бюджетных денежных средств. Стоит подчеркнуть, что контрольные полномочия органов Казначейства России разделяются в...

Анализ показателей деятельности Федерального казначейства

Федеральным казначейством ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственного ему заказчика ФКУ «ЦОКР», предусмотренный статьей 100 Федерального...

Ключевые слова: финансовый контроль в сфере закупок...

— направление органами контроля в сфере закупок представлений (предписаний) с требованиями по их приведению в соответствие положениям, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере...

Финансовая система Российской Федерации: место и роль...

Ключевые слова: Федеральное казначейство, финансовая система Российской Федерации, внутренний государственный финансовый контроль.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета в соответствии с частью 5 статьи 101 Конституции РФ [2]...

Ключевые слова: финансовый контроль в сфере закупок...

Прямые изменения деятельности по контролю в сфере закупок внесены следующими нормативно-правовыми актами. С 8 октября 2020 г. действуют новые Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных...

Пути совершенствования финансового контроля в России

Например, перечень нарушений в сфере закупок согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» составляет порядка 43 пунктов...

Система государственных закупок как механизм повышения...

закупка, Российская Федерация, закупочная деятельность, контрактная система, работа, сфера закупок, государственный заказ, единая информационная система, закупка товаров, Россия.

Правовое регулирование казначейского сопровождения контрактов...

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе федерации, а также в основных...

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале...

Итак, из сложившейся эволюции становления финансового контроля видно, что развитие контроля в сфере финансов положило начало с земской реформы во времена правления Ивана Грозного и по сегодняшний день данная сфера модернизируется и усовершенствуется...

Похожие статьи

Полномочия Федерального казначейства как органа...

Функции Федерального казначейства как органа финансового контроля, стоит разделять на два вектора: контроль за доходами и контроль за расходами бюджетных денежных средств. Стоит подчеркнуть, что контрольные полномочия органов Казначейства России разделяются в...

Анализ показателей деятельности Федерального казначейства

Федеральным казначейством ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственного ему заказчика ФКУ «ЦОКР», предусмотренный статьей 100 Федерального...

Ключевые слова: финансовый контроль в сфере закупок...

— направление органами контроля в сфере закупок представлений (предписаний) с требованиями по их приведению в соответствие положениям, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере...

Финансовая система Российской Федерации: место и роль...

Ключевые слова: Федеральное казначейство, финансовая система Российской Федерации, внутренний государственный финансовый контроль.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета в соответствии с частью 5 статьи 101 Конституции РФ [2]...

Ключевые слова: финансовый контроль в сфере закупок...

Прямые изменения деятельности по контролю в сфере закупок внесены следующими нормативно-правовыми актами. С 8 октября 2020 г. действуют новые Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных...

Пути совершенствования финансового контроля в России

Например, перечень нарушений в сфере закупок согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» составляет порядка 43 пунктов...

Система государственных закупок как механизм повышения...

закупка, Российская Федерация, закупочная деятельность, контрактная система, работа, сфера закупок, государственный заказ, единая информационная система, закупка товаров, Россия.

Правовое регулирование казначейского сопровождения контрактов...

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе федерации, а также в основных...

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале...

Итак, из сложившейся эволюции становления финансового контроля видно, что развитие контроля в сфере финансов положило начало с земской реформы во времена правления Ивана Грозного и по сегодняшний день данная сфера модернизируется и усовершенствуется...

Задать вопрос