Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с применением мультимедийных средств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 22.12.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Поспелова, В. В. Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с применением мультимедийных средств / В. В. Поспелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87288/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье приводится опыт работы воспитателя ДОО по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: фонематический слух, информационные компьютерные технологии, неречевые звуки, дошкольники

У ребенка формируется речевой слух с рождения в процессе освоения им родного языка и одним из компонентов речевого слуха является фонематический слух. Именно фонематический слух дает возможность различать и дифференцировать фонемы родного языка. Развитие фонематического слуха наиболее значимо для усвоения как раз звуковой стороны речи. На нарушение фонематического слуха указывают искажения в произношении звуков (например: небель вместо мебель ), путаница в фонемах, близких по звучанию ( например: б/п ), при их звуковом воспроизведении. Часто дети затрудняются в анализе звукового состава слова, не могут составить слово из заданных звуков. Проблемы с фонематическим слухом сказываются у дошкольника на скудном словарном запасе, торможении развития связной речи. Причина кроется в том, что у ребенка отмечается отсутствие качественного распознавания фонемы — отдельного звука. А в дальнейшем, для овладения техникой чтения и письма, будет необходим развитый фонематический слух, также развитие фонематического слуха ведет интенсивнее к обогащению активного словаря ребёнка. Таким образом, необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха у детей именно дошкольного возраста, что требует особого внимания родителей, воспитателей и специалистов.

По Федеральному государственному образовательному Стандарту дошкольного образования в детском дошкольном учреждении должна быть создана образовательная область, дающая каждому ребенку речевое развитие. Речевое развитие, в свою очередь, включает развитие фонематического слуха. В соответствии с этим же Стандартом сформулированы и целевые ориентиры на то, чтобы на этапе завершения дошкольного образования ребенок не только достаточно хорошо владел устной речью, мог использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, на также умел выделять звуки в словах, т. е. проявлять навыки сформированности фонематического слуха.

Проблема фонематического слуха, а также способ его развития обуславливает поиск актуальных методов и приемов работы специалистов ДОО. Как воспитателю-логопеду, мне приходится анализировать литературные источники по теме развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста, чтобы моя практическая работа соответствовала научно-теоретическим идеям. Так, я обратила внимание на работы Р. Е. Левиной, которая считала, что «акт произношения звука в норме следует рассматривать скорее как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука, его различения среди других звуков. Акустический образ фонемы возникает как обобщенный из различных «вариантов», которые реализуются в моторной формуле произношения звуков речи» [Цит. по 1, с.157]. Из своей практики я знаю, что старший дошкольный возраст характеризуется существенной сформированностью моторной формулы произношения звуков речи. Соответственно, дошкольники этого возраста готовы к проведению фонематической зарядки по акустическому обобщению звуков.

Для проведения такой формы зарядки были применены информационные компьютерные технологии, а именно, интерактивная доска, ноутбук, аудиоколонки. Материалом для данного вида зарядки были выбраны картины сказочной тематики: В. Васнецов «Богатыри», М.Врубель «Царевна-лебедь»; картины жанровых сцен: Ю. Пименов «Новая Москва», Ю. Кугач «Утро». Использование живописных полотен для наглядных целей на занятиях с группой дошкольников нацелено на визуальность, знакомство с именами и творчеством русских художников, положительную эмоциональность. К тому же, материал должен отвечать требованию открытости для фантазирования, «… должен быть «открытым» во временном плане (какая эпоха, какое время года, какое время дня, что могло случиться до и после этого?), в пространственном плане (где мы находимся, на что указывает нам видеофильм?), в социальном плане (кем являются действующие лица, их возраст, из какой они местности, из какой среды, как они относятся друг к другу?), в коммуникативном плане (кто говорит с кем, о чем, что говорит кто-то, как к этому относятся другие?)…, если материал можно назвать пространственно, социально, коммуникативно и во временном отношении открытым, то его можно смело использовать на занятиях» [2].

Далее, предлагается пример фонематической зарядки, когда воспитатель «превращается в организатора познавательного процесса, учитывающего индивидуальные интересы» [3]. В данном виде занятия используется изображение картины В. Васнецова «Богатыри», проектируемое на интерактивную доску. Дети сидят у столиков, где разложены листы бумаги, кальки, погремушки, бубны и бубенчики.

Воспитатель рассказывает: Художником изображены три богатыря. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, так зовут русских былинных героев. Мы все их знаем, потому что смотрели мультфильмы, да? Обычно дети отвечают: «да!».

Воспитатель: Художник Васнецов никогда не видел про них мультфильмы, но будучи ребенком, читал об их подвигах в книгах. Став художником, он решил их показать вместе на одной картине и стал думать, за каким бы занятием их изобразить, может, как они воюют с врагами или со Змеем трехголовым, или еще за каким-нибудь подвигом? Что делают наши богатыри на картине художника? Какое занятие придумал им художник? Дети описывают то, что видят на картине.

Воспитатель продолжает: Они сидят на конях, в своих кольчугах, всматриваются, вслушиваются в даль. Они как пограничники — несут дозор, охраняют родную землю и народ от врагов. Вот какое дело придумал им художник. Давайте и мы с вами тоже послушаем, какие звуки окружают богатырей. Идет весь ряд звуков (прослушивается один раз).

Вопрос воспитателя: Какие звуки вы услышали? ( Возможен ответ про фырканье лошади) .

Воспитатель: Хорошо, послушаем еще раз (идет весь ряд звуков). Богатырей окружают звуки дуновения ветра, шелеста травы, «пения» кузнечиков, звуки голоса лошадей, прочие звуки. После чего предлагается остановиться на всех звуках по отдельности.

1) Слушаем звук ветра. Рассуждаем, что он похож на звуки ф,фь, фью, фьюу. Мы можем сами повторить звук ветра — фьюуююююуууу! Молодцы, повторяем теперь звук под фонограмму.

2) Слушаем звук шелеста. Экспериментируем в том, что звук травы похож на шелест бумаги, возьмем бумагу и помнем ее, пошуршим, добавим голосовые звуки шшшыр, шшшыр и повторим шуршание под фонограмму.

3) Слушаем звук кузнечиков. Обсуждаем, на что похож голос кузнечиков? Дети предлагают варианты звуков, используя погремушки и бубунцы, помогая голосом «ссс/ззз». Повторяем его под фонограмму.

4) Слушаем звук лошади. Лошадь фыркает, звук «фффррыыы», ржание лошади можно передать через звуки «ииго-го». Тренируемся и повторяем под фонограмму.

5) Какой же еще звук присутствует? Давайте посмотрим на Илью Муромца, он хочет вытащить меч из ножен. Кованый тяжелый меч издает звук металла. Послушаем, как звучит лязганье металла. Слушаем фонограмму и пытаемся сами воспроизвести звук. Выбираем вариант «взыынь», повторяем под фонограмму.

Воспитатель предлагает детям произнести всю цепочку звуков, эквивалентных природным. Дети пробуют произнести в один ряд: «фьюуююююуууу, шшшыр, шшшыр, ссс-ззз, фффррыыы, ииго-го, взыынь»!

Воспитатель может записать детский хор звуков и дать прослушать его детям. Вся фонематическая зарядка по времени занимает 9–10 минут, эмоционально положительно воспринимается и детьми, и взрослыми.

Литература:

  1. Окунева С. Е. Влияние мультфильмов на фонематический слух детей//Новая наука: от идеи к результату, 2016, № 3–2 (72), С. 157–159.
  2. Альмяшова, Л. В. О поэтапности дидактической работы с видеоматериалом / Л. В. Альмяшова, Т. М. Лазарева, Л. Д. Овчерук. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 451–452. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35144/ (дата обращения: 29.11.2021).
  3. Альмяшова, Л. В. О психологически комфортной системе ведения занятий на иностранном языке / Л. В. Альмяшова, И. Н. Кокорина, Л. Д. Овчерук, Т. В. Ефименко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 725–728. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27224/ (дата обращения: 29.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): фонематический слух, ребенок, звук, воспитатель, фонематическая зарядка, дошкольное образование, дошкольный возраст, интерактивная доска, речевое развитие, речевой слух.


Задать вопрос