Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 06.05.2017

Статья просмотрена: 2359 раз

Библиографическое описание:

Шкатула, М. Ф. Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики / М. Ф. Шкатула, Л. К. Фортова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43161/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Ключевые слова: логопедическая ритмика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематический слух

Для логопедов, занимающихся с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, развитие фонематического слуха является одной из самых главных задач. Так как для формирования правильного звукопроизношения важнейшей предпосылкой является умение четко различать каждый звук в слове и анализировать звуковой состав данного слова. Ведь речь человека состоит из отдельных звуков, которые объединяются в слова. Звуковые колебания воспринимаются слуховыми рецепторами человека, кодируются и затем передаются в мозговой слуховой центр. Но без понимания каждой единицы языка, все слова потеряют свое значение, и речь будет для человека набором отдельных звуков, не связанных друг с другом. А минимальными смыслоразличительными единицами являются именно фонемы. Таким образом, фонематический слух — это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию.

Развитие фонематического слуха включает в себя несколько стадий и в норме заканчивается в дошкольном возрасте. Однако в случае искажения данного процесса наблюдаются отклонения, мешающие нормальному развитию речи.

Нарушения развития фонематического слуха проявляются в следующем:

‒ нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

‒ неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

‒ затруднениях при анализе звукового состава речи.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что работа над развитием фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет более успешной, если разработать и адаптировать комплекс занятий по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на занятиях логопедической ритмики с последующим его включением в программу ДОУ.

Логопедическая ритмика представляет собой форму коррекционного обучения, которое направленно на преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы, неречевых и речевых психических функций при помощи взаимосвязи слова, музыки, движения.

Использование ее средств, а именно ходьбы и маршировки в различных направлениях, упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции, речевых упражнений без музыкального сопровождения, ритмических упражнений, пения, игровой деятельности и других, во время занятия, направленного на развитие фонематического слуха непосредственно воздействует на все стороны фонематического слуха, фонематический анализ, синтез и представления. Так, например, использование ходьбы как средства логопедической ритмики как известно, помогает в развитии у детей внимательности, общей моторики. А соединение упражнений на развитие фонематического слуха и ходьбы поможет сделать занятие более продуктивным. Одним из таких заданий является упражнение «Пингвинчики». Дети под тихую музыку ходят по кругу на внешней стороне стопы, по звуковому сигналу (выделение определенного звука из ряда других звуков, хлопок или команда) дети продолжают ходьбу на внутренней стороне стопы и т. д.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 3» города Владимира. В исследовании приняли участие 12 детей с ФФН (8 мальчиков и 4 девочки) шестилетнего возраста.

Предварительно нами был подобран комплекс заданий на обследование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на основе методических рекомендаций. изложенных в трудах Р. И. Лалаевой, Т. В. Волосовец, Т. Б. Филичевой.

В состав методики были включены следующие разделы:

I). Обследование состояния фонематического анализа.

II). Обследование состояния фонематического синтеза.

III). Обследование состояния фонематических представлений.

Результаты обследования позволили делать следующий вывод: у детей с ФФНР отмечаются сложности как в овладении простыми, так и сложными формами фонематического анализа и синтеза, обусловленные недоразвитием фонематического слуха, однако нарушения сложных форм фонематического анализа и синтеза наблюдаются в большей мере, кроме того у большинства детей наблюдаются нарушения развития фонематических представлений.

На основе полученных результатов нами был разработан комплекс занятий по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики.

В данный комплекс входили следующие задания:

‒ упражнения на развитие правильного физиологического и речевого дыхания;

‒ игры на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики (маршировка, ходьба, упражнения, активизирующие внимание);

‒ упражнения на развитие ритмической способности у детей;

‒ речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Следует отметить тот факт, что каждое упражнение содержало в себе составляющую по развитию фонематического слуха. Кроме того, речевой материал соответствовал звукам, закрепляемым на данном этапе, уровням развития фонематического слуха.

В апреле 2017 года нами было вновь поведено обследование фонематического слуха у детей, с которыми в течение указанного времени проводилась работа. По итогам, которого было выявлено, что дети стали лучше воспринимать и различать: схожие звуки, слова, близкие по звуковому составу, окончания слов, приставки в однокоренных словах, суффиксы, предлоги и т. п.

Таким образом, предлагаемая нами гипотеза была подтверждена, а занятия по развитию фонематического слуха на занятиях логопедической ритмики способствовали более успешному развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Литература:

  1. Бабушкина Р Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. — СПб.: КАРО, 2005. — 176 с.
  2. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. –– СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. — 45 с.
  3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
  4. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2005.- 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фонематический слух, логопедическая ритмика, старший дошкольный возраст, развитие, фонематический анализ, ребенок, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, звук, обследование состояния, упражнение.


Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

фонетико-фонематическое недоразвитие речи, речевая деятельность, ребенок, фонематический слух, фонетико-фонематическое недоразвитие, овладение грамотой, неправильное произношение, звуковой анализ, старший...

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это

Развитие навыков пересказа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр в работе по развитию...

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики.

Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Экспериментальное изучение особенностей речевого развития...

Проблема речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

Система работы по дифференциации звуков при...

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены. Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

фонетико-фонематическое недоразвитие речи, речевая деятельность, ребенок, фонематический слух, фонетико-фонематическое недоразвитие, овладение грамотой, неправильное произношение, звуковой анализ, старший...

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это

Развитие навыков пересказа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр в работе по развитию...

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики.

Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Экспериментальное изучение особенностей речевого развития...

Проблема речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

Система работы по дифференциации звуков при...

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены. Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом...

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

фонетико-фонематическое недоразвитие речи, речевая деятельность, ребенок, фонематический слух, фонетико-фонематическое недоразвитие, овладение грамотой, неправильное произношение, звуковой анализ, старший...

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это

Развитие навыков пересказа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр в работе по развитию...

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики.

Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Экспериментальное изучение особенностей речевого развития...

Проблема речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

Система работы по дифференциации звуков при...

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены. Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

фонетико-фонематическое недоразвитие речи, речевая деятельность, ребенок, фонематический слух, фонетико-фонематическое недоразвитие, овладение грамотой, неправильное произношение, звуковой анализ, старший...

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это

Развитие навыков пересказа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр в работе по развитию...

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики.

Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Экспериментальное изучение особенностей речевого развития...

Проблема речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

Система работы по дифференциации звуков при...

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены. Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом...

Задать вопрос