Влияние тренинга жизненных навыков на психологические защиты и совладающее поведение студентов-психологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 24.12.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Соколова, А. О. Влияние тренинга жизненных навыков на психологические защиты и совладающее поведение студентов-психологов / А. О. Соколова, Е. В. Дворцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 316-319. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87250/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния тренинга жизненных навыков на психологические защиты и совладающее поведение студентов-психологов. В эксперименте реализован квазиэкспериментальный план с двумя неэквивалентными группами с тестированием.

Ключевые слова: психологическая защита, совладающее поведение, тренинг, жизненные навыки, квазиэкспериментальный план.

Рассматривая подходы отечественной психологии, в 50–70 годах термин психологическая защита практически не затрагивался, вместо этого использовали такие термины как: «психологический барьер», «защитная реакция», «смысловой барьер», «компенсаторные механизмы».

Интенсивное развитие изучения механизмов психологических защит началось в 60-х годах XX века. Большой вклад внес Ф. Б. Басин. Он полагал, что психологическая защита — это нормальное проявление, работающий на постоянной основе механизм человеческого сознания. И основным для этого механизма является постоянная защита от разрушающих влияний психологической травмы, а также понижение ее субъективной значимости. То есть психологическая защита выступает в качестве системы механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность, переживаний. Защитные механизмы помогают нам преодолеть неконструктивное поведение при столкновении сознательного и бессознательного, путем определенной перестройки нашей системы установок и устранения чрезмерного эмоционального напряжения, то есть снизить тревогу и дискомфорт [3].

На данный момент уже появилось множество разных подходов к трактовке понятия «совладающее поведение», а также его сути. Вообще само понятие «совладающее поведение» было введено в обиход Л. И. Анциферовой. Под ним она понимала определенные осознаваемые действия, благодаря которым человек может справиться с эмоциональным и интеллектуальным напряжением, для лучшей адаптации к окружающим условиям [1]. И. М. Никольская утверждает, что совладающее поведение отличается от защитных механизмов, именно своей гибкостью и целенаправленностью для преодоления различных ситуаций [5].

Согласно Т. Л. Крюковой совладающее поведение является сознательным действием и способно предостеречь человека от различных угроз, либо помочь ему лучше адаптироваться к требованиям различных ситуаций [2]. Учитывая психологические особенности студентов-психологов, доказано что доминирование неконструктивных защит, таких как: регрессия, отрицание, проекция может привести к определенным трудностям в адаптации к учебному процессу. Исследования К. Ю. Ануфриюк показывают, что чем больше у личности в запасе таких психологических защит, как проекция и замещение, тем ниже уровень адаптированности. Что касается конструктивной модели поведения, для нормального обучения, необходимо использовать интеллектуализацию, так как она использует приемы логической переработки информации и обосновывает адекватность формирования социальных навыков поведения [4].

Для проверки нашей гипотезы, о том, что тренинг жизненных навыков повлияет на конструктивные психологические защиты и на рефлексивное и проактивное преодоление трудностей, мы провели эксперимент по квазиэкспериментальному плану с двумя неэквивалентными группами с тестированием до и после воздействия.

Была проведена входная и выходная диагностика студентов-психологов 4 и 5 курса в возрасте от 20 до 24 лет, в составе 45 человек: экспериментальной (10 человек) и контрольной группе (35) человек, с помощью методик: Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др. Опросник «Диагностика типологий психологической защиты или индекс жизненного стиля (ИЖС)»; Р. Лазарус Опросник «Способы совладающего поведения» и Э. Грингласс, Р. Шварцер в адаптации Е. Старченкова «Проактивное совладающее поведение».

По результатам входной диагностики мы определили, что студентам больше всего присуще такие психологические защиты: компенсация и регрессия, а также совладающее поведение: самоконтроль, принятие решения, конфронтация, поиск социальной поддержки. Студенты в своей жизни предпочитают стратегии превентивного, проактивного и рефлексивного преодоления. Также после воздействия тренинга жизненных навыков, нами была проведена выходная диагностика экспериментальной и контрольной группы и проверка оценки достоверности различий с помощью математико-статистического анализа по t-критерию Стьюдента.

Результаты по методике Р. Плутчика в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др. Опросник «Диагностика типологий психологической защиты или индекс жизненного стиля (ИЖС)» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Влияние психологического тренинга жизненных навыков на психологические защиты

Экспериментальная группа

Шкалы

Ср. арифм

Ср.кв.откл

Контрольная группа

Ср. арифм

Ср.кв.откл

t-критерий Стьюдента

р — уровень значимости

Отриц. До

70

26,36

67,06

20,96

Подавл. До

62,8

28,25

49,71

30,44

Регрес. До

61,4

36,44

76,07

15,19

Компенс. До

66,2

25,92

75,79

24,50

Проекц. До

35,8

35,31

45,46

27,31

Замещ. До

71,8

24,82

56,80

27,30

Интел-ия. До

55,1

21,88

59,97

23,50

РО. до

42,4

30,84

36,56

21,81

Эксперимент

Эксперимент

Отриц. После

80,4

17,53

72,88

17,43

Подавл. После

56,8

29,65

55,37

29,51

Регрес. После

70,4

31,57

61,54

29,69

Компенс. После

61,1

33,13

72,63

26,19

Проекц. После

43

34,45

43,77

27,09

Замещ. После

62,3

26,46

61,23

27,55

Интел-ия. После

56,4

20,83

50,60

26,39

РО после

36,2

26,75

48,49

28,95

∆ отриц

10,4

19,68

4,61

16,27

0,85

1,96

∆ подавлен

-6

26,42

5,66

11,38

-1,36

1,96

∆ регрес

9

12,71

-5,93

19,66

2,75

1,96

∆ компенс

-5,1

40,20

-1,62

19,05

-0,27

1,96

∆ проекц

7,2

16,31

-1,69

17,16

1,50

1,96

∆ замещ

-9,5

8,49

4,43

18,20

- 3,41

1,96

∆ интелл

1,3

16,32

-8,38

16,19

1,65

1,96

∆ реактив

-6,2

31,23

7,72

24,63

-1,29

1,96

Из данных результатов следует что, после проведения тренинга наблюдаются значимые различия в контрольной и экспериментальной группе по шкалам, регрессия и замещение. После проведения тренинга в экспериментальной группе показатели регрессии повысились в отличие от контрольной группы. Также отличаются показатели замещения, это говорит нам о том, что экспериментальная группа больше склонна заменять решение сложных задач на более простые и доступные.

Влияние психологического тренинга жизненных навыков на совладающее поведение по методике Р. Лазаруса Опросник «Способы совладающего поведения» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Влияние психологического тренинга жизненных навыков на совладающее поведение

Экспериментальная группа

Шкалы

Ср. арифм

Ср.кв.откл

Контрольная группа

Ср. арифм

Ср.кв.откл

t-критерий Стьюдента

р — уровень значимости

К до

58,5

8,14

54,18

7,76

Д до

57,2

8,09

60,06

7,67

С до

45

9,37

49,09

7,58

ПСП до

55,1

9,53

47,62

9,71

ПО до

56,7

5,58

52,17

7,79

Избег. До

60,7

8,84

57,71

7,26

ПР до

55,5

13,43

54,82

9,95

ПП до

53,4

10,63

53,89

9,57

Эксперимент

Эксперимент

К после

55,8

7,94

53,09

7,87

Д после

56,8

9,17

58,37

9,59

С после

45,8

9,08

45,91

9,39

ПСП после

53,5

12,02

46,20

9,45

ПО после

55,6

6,59

51,85

7,19

Избег. После

58,3

10,47

57,35

8,01

ПР после

55

14,20

53,15

10,10

ПП после

55,1

11,63

53,37

10,97

∆ К

-2,7

6,09

-0,56

6,71

-0,95

1,96

∆ Д

-0,4

7,11

-1,69

7,09

0,50

1,96

∆ С

0,8

9,57

-3,17

8,52

1,19

1,96

∆ ПСП

-1,6

6,95

-1,15

9,44

-0,17

1,96

∆ ПО

-1,1

4,77

-0,62

7,97

-0,24

1,96

∆ Избег.

-2,4

8,36

-0,35

7,31

-0,70

1,96

∆ ПР

-0,5

6,36

-1,68

9,40

0,46

1,96

∆ ПП

1,7

5,27

-0,51

6,68

1,10

1,96

Таким образом проведя анализ полученных результатов, нами не было обнаружено статистической значимости. Это говорит нам о том, что тренинг жизненных навыков никак не повлиял на показатели совладающего поведения.

Рассмотрим влияние психологического тренинга жизненных навыков на совладающее поведение по методике Э. Грингласс, Р. Шварцер в адаптации Е. Старченкова «Проактивное совладающее поведение». Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Влияние психологического тренинга жизненных навыков на проактивное совладающее поведение

Экспериментальная группа

Шкалы

Ср. арифм

Ср.кв.откл

Контрольная группа

Ср. арифм

Ср.кв.откл

t-критерий Стьюдента

р — уровень значимости

ПП до

41,4

7,73

41,26

6,79

РП до

31,5

8,34

32,71

6,37

СП до

9,7

3,50

10,09

3,29

Превен.П до

25,9

6,76

27,53

5,27

ПИП До

17,7

5,12

17,76

4,66

ПЭП до

13,1

4,65

13,24

3,47

Эксперимент

Эксперимент

ПП после

43

8,89

40,62

6,82

РП после

33,4

8,07

32,32

5,07

СП после

10,5

3,44

10,17

3,06

Превен.П после

29,3

7,01

26,94

5,45

ПИП после

23,4

4,86

17,37

4,84

ПЭП после

15,3

3,53

13,94

3,54

∆ П

1,6

6,33

-1,03

4,35

1,23

1,96

∆ Р

1,9

3,45

0,15

5,75

1,18

1,96

∆ С

0,8

2,53

0,09

2,05

0,82

1,96

∆ Привен.П

3,4

5,17

-0,76

4,58

2,30

1,96

∆ ПИП

5,7

3,68

-0,56

2,93

4,94

1,96

∆ ПЭП

2,2

2,86

0,79

2,77

1,38

1,96

Из данной таблицы видно, что есть значимые различия между экспериментальной и контрольной группой в показателях превентивное преодоление и поиск эмоциональной поддержки. Из этого следует, что после тренинга жизненных навыков, данные этих показателей намного возросли в экспериментальной группе, что говорит нам о возможности предвосхищать потенциальную стрессовую ситуацию, чтобы иметь возможность как можно лучше подготовиться к негативным последствиям, наметить цели, включить процессы саморегуляции, когнитивные и поведенческие составляющие. Также после тренинга у экспериментальной группы возросла ориентация на регуляцию эмоционального дистресса путем разделения эмоций и чувств с ближайшим окружением и поиска сочувствия.

Таким образом при анализе изменений, произошедших в контрольной и экспериментальной группах, были обнаружены значимые различия в шкалах замещение, регрессия, превентивное преодоление и поиск инструментальной поддержки, что говорит о влиянии проведенного нами тренинга жизненных навыков и указывает на частичное подтверждение гипотезы.

Литература:

  1. Анцыферова, Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного. — М.: Академический проспект, 2000. — С. 27–52.
  2. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. — 426 с.
  3. Лапкина, Е. В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности. — Ярославль: Ярославский педагогический вестник, 2011. –№ 2. — С. 232–236.
  4. Михайлова В. П. Модели поведения студента в зависимости от соотношения типа темперамента, акцентуаций характера и психологических защит. — Кемерово: Вестник Кемеровского государственного университета, 2009. — С. 77–86.
  5. Никольская, И. М. Совладающее поведение в защитной системе человека: Материалы междунар. науч.- практ. конф.. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. — С. 52–54.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, контрольная группа, психологическая защита, поведение, психологический тренинг, навык, защита, уровень значимости, эксперимент, жизненный стиль.


Ключевые слова

тренинг, психологическая защита, совладающее поведение, жизненные навыки, квазиэкспериментальный план
Задать вопрос