Встатье рассматривается артпедагогика и ее влияние на социальную адаптацию дошкольников. Автором обоснована и разработана артпедагогика как средство социализации дошкольников. Дается описание констатирующего и формирующего экспериментов: на первом этапе — диагностика креативности и личностных качеств в рамках социализации, а на втором этапе — формирование навыков социально адаптированного поведения дошкольников. Создана педагогическая модель внедрения артпедагогики в образовательный процесс, включающая в себя цель, содержание и общие принципы социализации дошкольников.
Ключевые слова: артпедагогика; социализация; дошкольники.
Артпедагогика является частью арттерапии. Арттерапия используется в лечебных учреждениях, а артпедагогика — это самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства [2].
Цель артпедагогики — помочь ребенку научиться понимать себя, корректировать и формировать картину Мира, социализироваться, развивать творческие способности.
Учитывая то, что артпедагогика — это инновационное, ориентированное на психолого-педагогическую практику, совмещенную с искусством, то и воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства. Особую важность артпедагогика приобретает в деятельности педагогов по приобщению детей к социуму.
Актуальность изучения и исследования артпедагогики как средства социализации дошкольников определяется тем, что в последнее время в нашей стране бурно развивается психология и психотерапия. Активно осваиваются новые формы и модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
В. А. Сухомлинский считал первоочередной задачей в образовании открытие в каждом человеке творца, раскрыть в нем самобытно-творческое начало, «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [5].
Ученые исследователи Ш. А. Амонашвили, Е. М. Беспаленко, Е. В. Бондаревская, М. А. Вейт, О. С. Газман, H. A. Гусева, З. И. Калмыкова, Л. Г. Кожевникова, В. М. Коротков, C. B. Куленич, И. Я. Лернер, Н. С. Махина, М.А Молчанова, Н. Б. Ромаева, Л. И. Рувинский, В. А. Сластенин, Л. П. Соколова, E. H. Шиянов, и др. в научных трудах раскрывают различные аспекты гуманизации образования, внедрения в образовательную систему инновационных психолого-педагогических технологий, направленных на стимулирование свободного творческого развития личности человека, приобщение его к нормам общественной культуры, создание условий психосоматического благополучия, развития интеллекта и повышение мотивации к обучению [1]. [2].
Артпедагогика как средство социализации дошкольников представляет собой гуманистическую систему обучения и воспитания, разработанную на основе интеграции социальной педагогики, психологии и ценностей искусства, оказывающих комплексное воздействие на мотивационно-ценностную, социальную и психологическую стороны личности ребенка, развивая его посредством творческой, эстетико-художественной и познавательной деятельности [4].
Рассматривая социализацию дошкольников как процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в детском саду, приходим к выводу, что наиболее важна первичная социализация, начинающаяся в семье, продолжающаяся в дошкольной образовательной организации, а в дальнейшем основой социализации становится школа.
Таким образом, целью исследования явилось организационное обоснование и разработка артпедагогики как средства социализации дошкольников.
Объект исследования — дошкольники средней группы.
Предмет исследования — артпедагогика как средство социализации дошкольников.
Задачи исследования:
– изучить литературу по теме исследования;
– разработать методы артпедагогики;
– использовать в образовательном процессе артпедагогику с целью приобщения детей к социальным нормам и бесконфликтному поведению;
– провести сравнительный анализ воздействия артпедагогики на социализацию дошкольников.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании в качестве испытуемых приняли участие дети средней группы МБДОУ «ЦРР-детский сад № 172» г. Воронежа. Эксперимент проходил с февраля по июнь 2018 года.
В ходе исследования было установлено, что мотивационную среду для творчества могут создавать следующие психолого-педагогические условия: эмоциональное благополучие; генерирование творческих идей на основе детской инициативы; ориентация на положительные стороны личности; создание социокультурной среды общения дошкольников; материально-техническое обеспечение.
Первоначально использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики творческих способностей детей. Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта», позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Дети воспринимают предлагаемый тест в качестве частей или фигур каких-либо целостностей и достраивают, реконструируют их. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т. д. при анализе учитывался, поскольку это давало представление о замысле композиции, многообразии возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Было выявлено, что только двое из двадцати шести детей не справились с заданием. Очень успешно выполнили тест шестнадцать дошкольников. Остальные восемь детей выполнили задание с отставанием по времени и не совсем корректно.
Исходя из данных исследования, были разработаны артпедагогические задания, позволяющие воздействовать на эмоциональную сферу дошкольников, волевую, мотивационную. Ориентация всех заданий — содействие социализации, т. к. не все дети с хорошим настроением утром приходят в детский сад. Одни дошкольники быстро адаптируются к социальным и образовательным условиям, другие после двух-трех лет посещения детского сада трудно социализируются.
Артпедагогика включала следующие задания: «Сказочные приключения в стране Фантазия»; «Создание рекламы»; «Оформление и написание детской книги»; «Граттаж на произвольную тему»; игра-упражнение «Шесть красок»; «Нарисуй свою мечту»; игра «Чудесные превращения»; игра «Мы артисты»; теневой театр; пальчиковый театр, музыкальные занятия; интегрированные занятия «Нарисуй музыку», «Танцы» и др.
При создании артпедагогических заданий, делалась опора на отдельные приемы ТРИЗа, которые раскрепощают детей, способствуют преодолению у них стереотипов, стандартности мышления, развивают их творческое воображение и мышление, а так же способствуют развитию таких личностных качеств как креативность, самостоятельность, инициативность. Были использованы следующие элементы ТРИЗа: вопросы и задания на развитие нестандартности, оригинальности, самостоятельности, ассоциативности мышления.
Организация артпедагогики для социализации дошкольников органично вписывалась в естественную жизнь детей и не носила академический характер. Также учитывались психологические особенности каждого ребенка. Например, если ребенок апатичен и неуверен в себе, то его подбадривали, если был самоуверенным и неусидчивым, предлагалась роль лидера в создании продукта артпедагогики.
По окончании эксперимента исследования вновь было проведено тестирование детей. Использовалась рисуночная методика «Мой детский сад». Детям предлагалось нарисовать свое отношение к образовательной организации и выразить это в цветовой гамме.
Анализируемые блоки методики:
- Комплексный блок методики (содержание охватывает все части методики).
- Блок наглядного и двигательного моделирования социального взаимодействия в группе;
- Блок креативного изображения;
- Блок, содержащий эмоции к образовательной организации;
- Блок, содержащий вопросы по рисунку.
Определено, что после пяти месяцев регулярных артпедагогических занятий социально дезадаптирован один ребенок. На начало эксперимента их было двое. Трудности в социальной адаптации продолжали испытывать двое детей. На начало эксперимента их было восемь. Результаты социализации средствами артпедагогики отражены в таблице.
№п/п |
Критерии творческой личности, способствующие успешной социализации |
Экспериментальная группа |
|||
Исходный показатель |
Конечный показатель |
||||
Среднее М |
Стандарт. откл. |
Среднее М |
Стандарт. откл. |
||
1 |
Любознательность |
14,9 |
4,5 |
18, 7 |
4,9 |
2 |
Воображение |
13,3 |
4,2 |
20,3 |
5,8 |
3 |
Доброжелательность |
14, 7 |
4,6 |
20,9 |
6,1 |
4 |
Склонность к музыке |
16,0 |
6,3 |
17,0 |
6,7 |
5 |
Склонность к ИЗО |
17,1 |
3,4 |
18,3 |
3,9 |
6 |
Склонность к театрализованной деятельности |
14,2 |
4,7 |
15,7 |
5,4 |
7 |
Коммуникативные способности |
12,5 |
7,5 |
16,8 |
4,6 |
8 |
Физическая активность |
17,3 |
3,9 |
20,3 |
7,3 |
Таким образом, на конец эксперимента у детей улучшились все показатели. Наилучший результат по шкале «Доброжелательность», «Коммуникативные способности», «Воображение» и «Любознательность».
Выводы: Для современной системы дошкольного образования, социализации дошкольников является актуальной проблемой использование артпедагогики.
Основными составляющими артпедагогики, как средства социализации дошкольников являются: музыка, изо, театрализованная деятельность, образовательная деятельность направленная на развитие воображения.
Творческая деятельность дошкольников на основе артпедагогики в социализации представляет собой процесс, направленный на самовыражение, самореализацию личности через единство духовных и творческих способностей.
Артпедагогика в социализации дошкольников интегрирует средства общения и искусства, оказывает комплексное воздействие на мотивационную, креативную и эмоциональную стороны личности дошкольника.
В ходе проведения эксперимента по реализации методов артпедагогики как средства социализации дошкольников. произошли позитивные изменения в коммуникативной сфере, развитии творческих способностей, театрализованной деятельности.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
- Искусство и педагогика. Из культурного наследия России Х1Х-XX вв. Хрестоматия /Сост. М. А. Верб. — СПб: Образование, 1995. — 229с.
- Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: [веб-сайт]. — Режим доступа: http://www.rsl.ru
- Сергеева, Н. Ю. Арт-педагогика как ресурс гуманитаризации школы нового века/ Н. Ю. Сергеева /Проблемы искусства в XXI веке: задачи школы. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 22–23 ноября 2010 г.)/Под научн. ред. О. Б. Островского. — СПб: Полторак, 2010: 132–133. — 450с.
- Сухомлинский Василий Александрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.