Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: социализация, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, творческая деятельность.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в дополнительной помощи со стороны окружающих взрослых и общества в целом, так как они являются особой социально незащищенной группой населения. Социализация является основополагающим направлением в работе с детьми, имеющих особые образовательные потребности. Проблемами детей с ОВЗ являются бедность контактов со сверстниками и взрослым и, нарушение связи с окружающим миром, а также получение образования [4].
Следует отметить, что проблема осуществления и организации инклюзивного образования имеет достаточно высокий уровень проработанности (М. С. Артемьева, А. А. Дмитриева, Е. А. Екжакова, Л. М. Кобрина и др.), но условия и содержание оказания поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной школы с целью социализации, исследованы недостаточно, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
В процессе социализации индивид становится личностью и получает, согласно определению, знания, умения и навыки, которые необходимы для жизни в обществе. Основной проблемой социализации считается отклонение от нормального становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это особенно проявляется в эмоционально — волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, что, чаще всего, приводит к ослаблению «силы личности». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество. Все это направлено на то, чтобы они могли освоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, которые необходимы для жизни в обществе. Одним из важнейших условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, а также поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Для этого необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей [4].
Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока.
Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов. Дети с ОВЗ нуждаются в любви, внимании и понимании, а так же в возможности выразить себя. Работа педагога заключается в том, что бы помочь ребенку с особыми образовательными способностями попробовать новые виды творческой деятельности, а так же усовершенствовать свои навыки в уже известной. Разработка творческого пути позволит педагогу раскрыть возможности ребенка, показать его талант, способствовать его раскрытию как творческой личности. Творчество является важным условием социализации потому, что для личности необходимо уметь проявлять себя в современном мире и руководствоваться этим опытом в различных ситуациях. Вовлечение детей в творческую деятельность по мнению Л. С. Выготского просто необходимо для того, что бы каждый ребенок пробовал создавать что-то новое, что позволит ему расти и совершенствоваться, а «ситуация успеха» стимулирует к дальнейшему развитию.
Творчество позволяет ребенку ощутить свою целостность, отражает внутренние переживания, усиливает чувство собственной важности и уникальности, позволяет успешнее выстраивать социальные связи, возникает ощущение внутреннего порядка и гармонии. Творчество позволяет снять внутреннее напряжение, бороться с негативными переживаниями, преодолеть робость и неуверенность в себе.
Используя изобразительную деятельность, дети с ОВЗ учатся выражать свои чувства и эмоции с помощью рисунка. Данные занятия развивают моторику, способствуют улучшению координации движений.
Несмотря на то, что дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности, педагог способен найти наиболее подходящие возможности и способы воплощения детских идей. Социализация детей с ОВЗ с помощью рисования позволяет вовлечь и приобщить ребенка к образному восприятию и пониманию мира, который его окружает.
Задача специалистов состоит в том, чтобы, используя различные подходы, обеспечить в процессе различных видов деятельности и общения создание внутренних и внешних условий для продвижения ребенка с ограниченными возможностями в личностном развитии [1].
Для исследования динамики уровня социализации были использованы следующие диагностические методики: «Социометрия» (автор Дж. Морено, адаптация — М. Р. Битяновой), Методика «Два домика», Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен, Методика «Паровозик» (Велиева С. В), Проективная методика «Домики». В течение года для увеличения уровня социализации проводился проект «Социализация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через совместную творческую деятельность», где были использованы. Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ проводятся в соответствии с планом реализации проекта и имеют свою структуру. Каждое занятие начинается с приветствия, упражнений на установление эмоционального контакта, следующим этапом является само творческое задание (театрализация, придумывание сказок, лепка, рисование, создание коллажей и др.), проводятся игры с творческим характером. В конце занятия организуется релаксация под музыкальное сопровождение и рефлексия деятельности, по которой можно проследить эмоциональное состояние детей. Деятельность разработана с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелена на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
В процессе исследования выявились симпатии и антипатии внутри групп. В начале года детей, с которыми не хотели общаться, было больше, после реализации проекта число игнорируемых снизилось, дети стали дружнее, общительнее, доброжелательнее друг к другу.
Проанализировав полученные результаты обследования и наблюдения, мы пришли к выводу, что коллективное сотрудничество и подготовительная работа, предваряющая этот процесс, при систематическом и целенаправленном педагогическом руководстве, способствует не только усвоению изобразительных навыков, развитию речи и познавательных способностей, эмоциональной сферы, но и развитию социализации детей.
Проведенная диагностика показывает положительную динамику в социальном развитии детей с ОВЗ. Реализация проекта привела к развитию всех направлений социального развития детей: навыков социальных взаимоотношений и поведения, социально-бытовых навыков, развитие моторики и координации глаз и рук, игровой деятельности, речевые навыки и навыки общения, познавательные функции. В психическом развитии детей преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений — стереотипий, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. Успешно проходит коррекция поведения детей — преодоление негативных эмоций и страхов. У детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины, количественные представления. Показательные успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь. Творческий подход к детям с особыми потребностями позволяет обеспечить успех во взрослой жизни, дает реальное право выбора, предоставляет возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.
Литература:
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Анистратова А. А., Гришина Н. И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.
- Монастырская Н. А. Раскрытие личностного потенциала детей инвалидов и здоровых детей посредством совместной творческой деятельности. Москва: Роои «Здоровье человека», 2013.
- Нифонтова А. А., Гаршина Е. И. Социализация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 115–3.С74–77.