Проблема интеграции подрастающего поколения в общество сегодня остается одной из наиболее актуальных. Родители и педагоги особенно обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. Социализация играет основную роль в формировании и построении высших форм психической деятельности [1].
Позитивная социализация заключается в способности ребенка эффективно взаимодействовать с окружающими, учитывать их потребности и интересы, а также выстраивать собственное поведение и деятельность.
Цель позитивной социализации — помочь дошкольникам освоить базовые социальные представления и интегрировать их в систему общественных отношений.
Основные элементы позитивной социализации:
– эмоциональное благополучие ребенка;
– положительное отношение к окружающим людям;
– коммуникативная компетентность дошкольника;
– развитие социальных навыков детей [3].
Основные направления работы по позитивной социализации детей дошкольного возраста:
Актуализация приоритетных задач воспитания личности
Необходимо акцентировать внимание на формировании гуманистической направленности личности у детей, что предполагает достижение гармонии между личными и общественными интересами, а также моральное регулирование поведения с учетом прав и интересов других людей.
Гуманистический подход в дошкольном образовании ориентирован на приоритет общечеловеческих ценностей, заботу о здоровье и жизни ребенка, а также поддержку его свободного развития в современном обществе и государстве. Ключевыми концепциями гуманистической педагогики являются самоактуализация, саморазвитие и личностный рост, которые включают развитие качеств, формируемых общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.
В рамках позитивной социализации дошкольников важно уделить внимание нравственному, гражданскому, патриотическому и правовому воспитанию. Необходимо помнить, что в дошкольном возрасте дети легко воспринимают нормы этики и морали как естественную часть окружающего мира. Поэтому важно формировать у них гуманные представления о дружбе, доброте, честности и справедливости, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
Соответствие принципам развивающего образования
Сегодня приоритетной задачей российской педагогики является развитие ребенка. Совместная деятельность с дошкольниками должна быть организована таким образом, чтобы способствовать формированию их познавательной активности, самостоятельности и развитию способностей.
Позитивная социализация личности ребенка органично сочетается с различными видами детской деятельности, такими как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная и художественно-эстетическая.
Формы развивающего обучения разнообразны и включают игры, наблюдения, беседы, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектную деятельность, моделирование и речевые ситуации. Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.
Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей
В соответствии ФГОС ДО, образовательная программа должна строиться на принципе взаимодополнения образовательных областей. Социальное развитие личности ребенка является важным компонентом коммуникативного общения, познавательной активности и нравственного воспитания. Поэтому основные педагогические задачи по этому направлению реализуются во всех пяти областях образовательной деятельности, что обеспечивает всестороннее развитие детей [10].
Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе знакомства с художественной литературой у детей формируются представления о правилах поведения и культурных ценностях общества. Это способствует развитию эмоциональности, восприимчивости и способности к сопереживанию.
Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на приобретение знаний, умений и навыков, но и на развитие базовых качеств личности, формирование общей культуры и социальную адаптацию в обществе [2].
Какие формы позитивной социализации дошкольников можно применять в работе?
Работа по позитивной социализации дошкольников может быть интегрирована в различные образовательные области, но основное взаимодействие с воспитанниками будет происходить в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Основные задачи этой области совпадают с целями позитивной социализации детей:
– освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные принципы;
– развитие навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
– формирование самостоятельности, целеустремленности и способности к саморегуляции;
– развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости и способности к сопереживанию;
– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
– воспитание уважительного отношения к своей семье и сообществу детей и взрослых;
– формирование позитивных установок к различным видам труда и творческой деятельности;
– формирование основ безопасного поведения в повседневной жизни, обществе и природе.
Позитивная социализация подразумевает создание условий для эмоционального благополучия детей и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Это также включает умение взаимодействовать с окружающими, достигать общих целей и учитывать интересы других [5].
Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много.
В современных условиях наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются различные образовательные ситуации, такие как:
– Игровые ситуации — педагог предлагает ситуации, которые помогают детям учиться вести себя в соответствии с социальными нормами и правилами общества.
– Проблемные ситуации — дети совместно с педагогом обсуждают и решают проблемы, что способствует развитию их инициативы, самостоятельности и отзывчивости. В процессе они усваивают модели социальных отношений, такие как помощь, внимание и забота.
– Ситуации-иллюстрации — с помощью игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям примеры социально приемлемого поведения и развивает их навыки эффективного общения. Ситуации, основанные на личном опыте детей. Важно, чтобы содержание ситуации соответствовало жизненным впечатлениям и опыту детей.
– Творческие ситуации — в игровой, театральной, художественной и музыкальной деятельности у детей формируются позитивные установки к различным видам творчества [9].
Педагог должен создавать ситуации, направленные на развитие личности детей, формирование готовности к сотрудничеству с ровесниками и взрослыми, а также на обеспечение эмоционального комфорта дошкольников и их позитивного отношения к окружающему миру [7].
При позитивной социализации детей дошкольного возраста нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как:
– Социальные акции, которые могут быть направлены на помощь другим людям, экологию, изучение окружающего мира, а также на подготовку к значимым датам и праздникам. Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их понимание цели и результата мероприятия.
– Игры-путешествия и игры-эксперименты — эти виды деятельности помогают детям лучше понять окружающий мир и развивают их любознательность.
– Беседы и мини-диспуты — такие формы взаимодействия способствуют развитию критического мышления и навыков общения.
– Коллекционирование — дети могут собирать предметы по определенной тематике, что развивает их интерес к окружающему миру. В детском саду это могут быть картинки, фотографии, открытки, игрушки, ключи, ракушки, пуговицы и многие другие предметы.
– Организация познавательно-исследовательской, проектной и сочинительской деятельности — эти виды деятельности способствуют развитию творческого мышления и самостоятельности.
– Культурно-досуговая деятельность — посещение музеев, выставок, театров, проведение экскурсий и чтение художественной литературы обогащают представления детей о социальной действительности [4], [8].
Также позитивной социализации личности дошкольника играет важную роль социально-нравственное воспитание. В процессе такого воспитания у детей формируются нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные принципы, в свою очередь, это способствует гармоничному развитию личности и подготовке к успешной жизни в обществе [6].
Таким образом, только комплексный подход к позитивной социализации детей дошкольного возраста позволяет реализовать требования ФГОС ДО.
Литература:
1. Абдулова, Т. П. Содержание и критерии мониторинга социализации современных дошкольников / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 3. — С. 79–84.
2. Бабаева, Т. И. Проблема позитивной социализации ребенка в исследованиях кафедры дошкольной педагогики /Т. И. Бабаева. — URL: https://studfiles.net/preview/6340855/.
3. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 184 с.
4. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 184 с.
5. Житная И. В., Лосева И. И. Позитивная социализация ребенка: источники и риски // Детский сад: теория и практика — Москва — 2016 — № 3 (63) — с. 40–53
6. Зебзеева, В. А. Позитивная социализация дошкольников в процессе организации совместной деятельности и развития детского коллектива / В. А. Зебзеева // Успехи современной науки и образования. — 2016. — Т. 1. -№ 6. — С. 120–122.
7. Иванова Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008. — 123c.
8. Кривцова, С. В. Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия. Программа-технология позитивной социализации / С. В. Кривцова, А. А. Белевич, В. Ю. Чал-Борю, Н. А. Бондаренко — М.: Клевер Медиа Групп, 2018. — 333 с.
9. Пепеонкова, А. А. Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк» / А. А. Пепеонкова, С. В. Лагушкина, О. Н. Милосердова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 18–21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4600/ (дата обращения: 11.10.2025).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.

