В последние годы современный дошкольник значительно отличается от своих ровесников, от тех дошкольников, которые были двадцать и даже тридцать лет назад.
Родители и педагоги обеспокоены тем, что необходимо контролировать, входящего в этот мир ребенка, чтобы он стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Ведь для полноценно развитой и самореализованной личности, важны такие составляющие как умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействия, сотрудничать и сосуществовать с людьми, что является залогом успешного психического здоровья человека. К сожалению, как отмечается в исследованиях Д. И. Фильдштейна и Л. Н. Волошиной, 28 % современных дошкольников испытывают проблемы в общении и взаимодействии с окружающими.
Известно, что в развитии дошкольника как личности большую роль играет оказываемое на него влияние при общении в коллективе с другими детьми. Общение со сверстниками позволяет детям использовать усвоенные ими ранее нормы и правила поведения в обществе по отношению к себе и другим, так же используя эти нормы и правила, находить пути решения возникающих задач в конкретных ситуациях.
Отношения, возникающие, у детей в процессе общения в условиях разновозрастного взаимодействия являются наиболее интересными для изучения, поскольку объединяют в себе не только умственные, но и физические возможности детей.
Изучая условия и то, как влияет разновозрастное взаимодействие на детский коллектив, большинство исследователей сошлись во мнении, что в условиях разновозрастного взаимодействия развитие детей увеличивается в разы, не только в социально-личностном но и в возрастном [2,с.336; 4,с. 334; 5,с.338; 6, с.144].
С момента рождения, находясь в семье, дети непроизвольно являются участниками разновозрастного взаимодействия. Именно в семье ребёнок познает азы разновозрастного общения, тем самым социализируется в обществе, получая новые знания, нормы и ценности, принятые этим обществом.
В условиях дошкольной организации, ребёнок попадает в организованное детское общество, где в процессе совместной игровой деятельности дошкольники начинают контактировать друг с другом на равных и незаметно для себя осваивают поведенческие навыки взаимодействия с окружающими, а также учатся выстраивать взаимоотношения в обществе. Это позволяет ребёнку познакомиться не только с детским коллективом, но и с самим собой, у ребёнка появляется возможность оценить свои способности.
Изучив отечественную психолого-педагогическую литературу, можем сказать, что особое влияние на социально-личностное развитие ребёнка в условиях разновозрастного взаимодействия несет педагог.
Организуя совместную деятельность, для воспитанников разновозрастной группы, воспитатель должен расположить детей к себе таким образом, чтобы вызвать у каждого ребёнка эмоционально положительный отклик. Дать возможность старшим воспитанникам примерить на себя роль воспитателя. Показать свои возможности и на что они способны, при необходимости прийти на помощь младшим, а малыши в свою очередь получат удовольствие, удовлетворение и опыт от проделанной совместной работы.
В условиях разновозрастного взаимодействия старшие воспитанники являются примером для младших. Глядя на них, малыши незаметно для себя учатся [3].
Находясь в детском обществе, можно увидеть избирательное отношение дошкольника к партнерам по игре. Дети проявляют избирательное предпочтение в общении, играя с одними и игнорируя других участников.
В дальнейшем можно увидеть, что некоторые воспитанники, проявляя активность, становятся лидерами в группе, а у некоторых ребят появляются постоянные партнёры по игре, так называемые в детском понимании «друзья», такой выбор характеризуется индивидуальностью детей.
В детском коллективе появляется конкурентная борьба за право быть лидером — «главным», дети как бы соревнуются друг с другом, сравнивая себя и своё поведение с другими, тем самым осознавая свою личностную и социальную роль в детском обществе.
Дошкольники учатся вступать в диалог, находить компромисс при решении какой-либо проблемы, у них проявляется такие качества как обидчивость и потребность в уважении со стороны воспитанников и взрослого. Происходит активное развитее нравственно-волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Учебно-воспитательный процесс эффективно мотивирует воспитанников разновозрастной группы к проявлению новых потребностей, развития качеств личности и расширения кругозора знаний.
Различного рода игры и игровые действия в разновозрастном взаимодействии помогают дошкольникам развивать свои умения и навыки, приобретенные ранее, малыши, получая наглядный пример, незаметно для себя обучаются, у них более активно развивается речь, внимание, образное мышление, воображение, память. В условиях разновозрастной группы малыши ощущают себя старше, а сокращение возрастной дистанции дает им возможность расти в своих глазах [3].
Но стоит помнить, что в разновозрастном взаимодействии помимо положительных, имеются и отрицательные стороны в развитии детей. Все знания, умения и навыки младших дошкольников в разы уступают знаниям и способностям старших дошкольников, что практически не заметно в группе сверстников. У старших дошкольников теряется смысл конкурировать с младшими, в большей степени у них проявляются лидерские качества. Чувствуя превосходство над малышами, старшие дети самоутверждаются, поскольку руководить малышами намного проще, чем сверстниками. По этой причине в детском обществе возникают конфликтные ситуации.
Такого рода отношения могут притуплять у старших дошкольников такие качества как сочувствие, соучастие, поддержку и помощь малышам, либо развивать игнорирование, подавление и обесценивание личности младших дошкольников [3].
Большинство исследователей считают, что при правильном развитии и выполнении отведенных им социальных ролей, дети, находясь в гармонии с самим собой, быстрее и легче усваивают социальные нормы, правила и ценности, ответственно выполняют задачи, поставленные тем обществом, внутри которого они находятся [1].
У дошкольников зарождаются предпосылки развития таких качеств личности как самооценка, нравственность, индивидуальность; формируется опыт разносторонних отношений, а также происходит принятие или непринятие культурных ценностей этого общества [3].
При изучении развивающего потенциала в условиях правильно организованного разновозрастного взаимодействия дети показывают высокие результаты нравственного, интеллектуального и социально-личностного развития.
Подвоя итог, можно сказать, что разновозрастное взаимодействие при условии целенаправленного педагогического руководства положительно влияет на развитие личности и индивидуальности детей, способствует развитию нравственности, приобретению игрового опыта, разносторонних отношений и социального взаимодействия. В процессе общения у воспитанников разновозрастной группы зарождаются такие отношения как позитивно настроенное взаимодействие в детском коллективе по отношению друг к другу, к восприятию окружающей действительности и мироощущения в целом. Совершенствуя эти отношения, можно значительно повлиять на процесс взаимодействия воспитанников в коллективе, и сам процесс социально-личностного развития дошкольника.
Литература:
- Байбородова Л. В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Автореферат дисс … док. пед. наук.- Казань, 1994.- 431 с. https://human.snauka.ru/2013/12/5187?ysclid=lmhm5pbtcv900232213 (дата обращения: 13.09.2023).
- Байбородова, Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся Текст./Л. В. Байбородова. Ярославль: Академия развития, 2007.- 336 с. https://topuch.com/bajborodova-l-v-organizaciya-vzaimodejstviya-v-raznovozrastnih/index.html (дата обращения 22.09.2023).
- Волошина, Л. Н., Курилова Т. В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3–7лет. Б.: Изд-во Белый город. 2013.
- Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности. Текст. /А. С. Макаренко. М.:Педагогика, 1972.-334с. https://search.rsl.ru/ru/record/01007349066?ysclid=lmuwsebma7326728695 (дата обращения 22.09.2023).
- Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) / Д. И. Фельдштейн.-М.: МПСУ: Воронеж: МОДЭК, 2013.-336с. https://search.rsl.ru/ru/record/01005484394?ysclid=lmuxaf5814144617113 (дата обращения 20.09.2023).
- Якобсон С. Г. Психологические предпосылки использования детьми обобщенных способов разрешения конфликтов / С. Г. Якобсон, В. Г. Щур // Взаимоотношение детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. — М., 1976.-144с. https://search.rsl.ru/ru/record/01001220133?ysclid=lmuxmugrfm693145704 (дата обращения 20.09.2023).