Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Бутырина Надежда Александровна, Кашина Наталья Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 26.01.2017
Статья просмотрена: 2934 раза
Библиографическое описание:
Бутырина, Н. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Бутырина, Н. М. Кашина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11772/ (дата обращения: 17.12.2024).
Одним из важнейших направлений деятельности дошкольного учреждения согласно Федеральному государственному образовательному стандарту является создание условий для эмоционального благополучия и полноценного психического развития детей. Развитие личности происходит в условиях ее взаимодействия с окружающими людьми, в результате которого формируются взаимоотношения.
Проблема межличностных отношений рассматривалась в работах Я. Л. Коломинского, Н. Н. Обозова, В. Н. Мясищева и других. В них взаимоотношения определяются как специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность одновременного или отсроченного ответного личностного отношения.
В. Н. Мясищев, анализируя природу межличностных отношений, выделяет в их структуре три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий [4].
В содержание когнитивного компонента межличностных отношений В. Н. Мясищев включает все психические процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Психические процессы позволяют человеку в процессе взаимодействия со своим партнером по совместной деятельности изучить его индивидуально-психологические особенности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения [4].
В отличии от когнитивного, эмоциональный компонент взаимоотношений основан на эмоциональной идентификации и заключается в переживании либо положительных, либо отрицательных чувств, ощущений, возникающих у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Среди таких переживаний выделяют: симпатии-антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д. В. Н. Мясищев считает, что эмоциональная идентификация возникает на основе отождествления двух субъектов друг с другом и сопровождается симпатией — эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Как отмечает автор, эмоциональный компонент выступает как регулятор при неофициальных взаимоотношениях [4].
Поведенческий компонент, по мнению В. Н. Мясищева, также выполняет регулирующую функцию в межличностных отношениях. Он состоит из невербальных средств общения и действий, с помощью которых человек выражает отношение к другим людям [4].
В современных условиях отмечаются такие тенденции как чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого — к нарушению формирования взаимоотношений между детьми.
В дошкольном возрасте межличностные взаимоотношения развиваются наиболее интенсивно, они выступают основой духовно-нравственного развития личности, порождают смыслозначимые сильные переживания, определяют поступки. Именно во взаимоотношениях с другими людьми, как считают Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др. формируется система представлений ребенка о себе и окружающих людях, возникает модель мира. Именно поэтому так важно не упустить данный сензитивный период в развитии взаимоотношений.
В работах Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, В. С. Мухиной отмечается, что в дошкольном возрасте, ведущим видом деятельности, влияющим на психическое развитие ребенка, является игра. В игре происходит и становление взаимоотношений между детьми. Это означает, что правильное руководство игровой деятельностью детей может способствовать развитию их взаимоотношений [1,3,8].
Е. О. Смирновой указывает, что посредством сюжетно-ролевой игры ребенок перерабатывает полученные из окружающего мира знания и впечатления. В игре происходит развитие мышления и воображения ребенка, его эмоциональной сферы, активности, развивается потребность в общении [6].
В сюжетно-ролевой игре создаются благоприятные условия для развития межличностных взаимоотношений детей. Поскольку игра позволяет детям самостоятельно использовать разные формы общения, в игре имеющиеся у детей симпатии постепенно углубляются, перерастая во взаимную привязанность.
В межличностных отношениях происходит развития навыков самопознания, самооценки для ребенка. Он начинает глубже понимать себя, свою личность и происходит это именно через отношение к другим детям, что является более высоким уровнем по сравнению с более младшим возрастом, в котором понимание своих возможностей осуществляется через практическую деятельность.
Движущей силой развития межличностных отношений в сюжетно-ролевой игре, по мнению Н. В. Краснощековой, является то, что в ней естественная потребность ребенка к общению сталкивается с неумением контактировать и согласовывать свои действия с действиями партнеров по общению. Возникает внутренняя борьба, конфликтность противоречий и в результате нее дети, для того, чтобы остаться равноправными членами игрового коллектива учатся уступать, отказываться от личных интересов и желаний ради общего интереса, что формирует основу для развития межличностных отношений [2].
По мнению Т. А. Репиной, чем инициативнее и самостоятельнее партнеры, тем быстрее возникает игра, тем ярче проявляется творчество детей, разнообразнее содержание игры, глубже представления детей и ярче отражены события и отношения персонажей [5].
В исследованиях Г. А. Урунтаевой описывается содержание игр детей старшего дошкольного возраста, в которых отражаются явления общественной жизни, яркие события, героические события, в которых дети с удовольствием подражают своим персонажам. На возникновение и развитие игры, по мнению автора, большое влияние оказывает инициативность и самостоятельность детей, их способность проявлять творчество [7].
В игре существуют два вида взаимоотношений — игровое и реальное. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Если это роль Карабаса-Барабаса, то он в соответствии с этой ролью будет злобно относиться к детям. Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело
Находясь в среде детей, ребенок, естественно, тянется к ним, возникает соприкосновение, то или иное взаимодействие: побуждение достать игрушку, принять участие в действии другого и так далее. Это взаимодействие на первом этапе еще механическое — люди и вещи для играющего ребенка как будто находятся в равных условиях. Такое взаимодействие исчерпывается, когда удовлетворяется простая потребность в механическом контакте.
Взаимодействия становятся глубже, когда игра соседа заинтересовывает ребенка своим содержанием, когда он стремится катать, бросать, ловить какие-то предметы, играть с куклой так, как это делает другой ребенок. Еще более сложный характер приобретает взаимодействие играющих детей по мере того, как возникает интерес к личности того или другого ребенка, рождаются симпатии и даже привязанности друг к другу. На этой основе возникают играющие группы детей и играющие коллективы. Это целая жизнь детской группы, детского коллектива.
По мнению Д. Б. Эльконина, большую ценность представляют собою коллективные игры. В игре с другими детьми у ребенка возникают новые отношения, порождающие новые запросы, более многообразные взаимовлияния. Игра сообща — это не сумма игр трех — четырех детей, а новое образование, сложившееся как результат взаимоотношения детей друг с другом, где они высказывают свои суждения, желания [8].
Сфера реальных взаимоотношений остается скрытой тем больше, чем больше дидактизирована игра. В играх с правилами эти взаимоотношения как бы нейтрализуются; у детей нет возможности самостоятельно строить свои взаимоотношения и приобретать социальный опыт, необходимый для развития их как членов детского общества, дошкольного коллектива. Требуется такая организация игр, которая удовлетворяла бы социальной потребности детей и являлась бы для них практикой общественных взаимоотношений.
Высокая оценка сверстников «умение играть в коллективе», свидетельствует о понимании и усвоении детьми правил поведения, о росте требований к действиям и поступкам товарищей по совместной игре, развитии личности каждого ребенка.
По мнению О. Е. Смирновой, В. С. Мухиной положительные качества детей, проявленные в игре, служат основой для формирования дружеских отношений, в которых развиваются такие качества личности детей как доброта, терпеливость, смелость, умение разрешать конфликты [3,6]. В группе сверстников формируется определенное общественное мнение, взаимная оценка, которая оказывает большое влияние на развития ребенка.
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что развитию межличностных отношений в игре у дошкольников могут способствовать следующие условия: стимулирование проявления активности и инициативности в отношении сверстников в игре; развитие навыков выполнения определенной роли и использования для этого комплекса вербальных и невербальных средств, формирование умений регулировать свои действия в соответствии с действиями сверстника.
Литература:
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2007. — 418 с.
- Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. 4-е изд. [Текст] / Н. В. Краснощекова. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 251 с.
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина // Учебник для студ. вузов 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2009. — 456 с.
- Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. — Воронеж: Модэк, 2008. — 363 с.
- Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т. А. Репина. — М.: Педагогика, 2008. — 148 с.
- Смирнова, Е.О., Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 143 с.
- Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. — М.: Просвещение, 2009. — 64 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры. 2-е изд. [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: гуманит. центр ВЛАДОС, 2009. — 360 с.