Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей 6 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 26.01.2020

Статья просмотрена: 237 раз

Библиографическое описание:

Нуриева, А. Р. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей 6 лет / А. Р. Нуриева, Р. В. Рыжманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 305-307. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66819/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье определяется значимость сюжетно-ролевой игры в организации педагогической работы по формированию межличностных отношений старших дошкольников в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС, дошкольное образование, игра, общение.

Проблема становления межличностных отношений у детей привлекала и на современном этапе привлекает внимание многих педагогов и психологов. Данной проблеме посвящены теоретические и экспериментальные исследования Л. С. Выготского, В. Н. Куницыной, А. А. Рояк, Я. Л. Коломинского, А. Н. Леонтьева и других авторов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, является одним из принципов построения дошкольного образования и важным аспектом воспитания в дошкольном возрасте.

Межличностные отношения — это отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения на основе личных пристрастий, интересов, склонностей в условиях определенной культуры (и субкультуры). Это социально-психологическое явление, которое испытывает на себе и «впитывает» в себя самые разнообразные влияния, как внутренние (личностные), так и внешние (средовые).

Межличностные отношения проходят разные уровни своего становления. Начальный из этих уровней — функционально-ролевые отношения. Сюда входят роли, нормы, ценности. Эти отношения являются материалом, на основе которого происходит процесс социализации ребенка.

Следующая ступень — это эмоционально-оценочные отношения, проявляющиеся в эмоциональных предпочтениях, симпатиях и антипатиях, дружеских привязанностях. На начальных этапах они могут быть обусловлены чисто внешними моментами, оценкой взрослых. Эти отношения влияют на общение и взаимодействие детей, так как являются регуляторами различных ситуаций, когда конфликты при распределении ролей в игре разрешаются ребенка в пользу друга, проявляясь в желании уступить. Главная функция этих отношений — коррекция поведения сверстника с установленными нормами совместной деятельности. Если сверстник следует этим нормам, то он оценивается позитивно.

И последняя, высшая стадия — личностно-смысловые отношения.Это отношения, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные. Изменение социальной позиции ребенка в системе взаимоотношений обеспечивается ситуацией, когда ребенок становится ответственным за благополучие сверстника.

В дошкольном возрасте межличностные отношения имеют свои особенности. В жизни дошкольника все большее место начинают занимать другие дети. Шестилетний ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Для старшего дошкольника сверстник является не только предпочтительным партнером по совместной деятельности и общению, не только средством для самопознания, но еще и неотъемлемой стороной самосознания, субъектом его неразложимого и целостного «Я». Сравнивать себя с ровесником и противопоставлять ему себя становится внутренней общностью, которая предоставляет возможность для более глубоких межличностных отношений у детей.

Важно заметить, что межличностные отношения у старших дошкольников не всегда являются стороной сознания и не всегда проявляются во внешних действиях. Таким образом, старший дошкольник начинает воспринимать себя и другого как целостность, которая не сводится к отдельным качествам и благодаря этому появляется возможность личностного отношения к сверстнику.

Межличностные отношения дошкольников формируются в разных аспектах их жизни. Важная роль в этом принадлежит игровой деятельности, так как это ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Особое развитие в старшем дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевые игры обладают уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами. Моделируя различные явления жизни в ролевых играх, дошкольники успешнее социализируются, проявляют свои потенциальные возможности, формируются поступки и усваиваются нравственные нормы поведения.

Во время сюжетно-ролевой игры дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и осуществлять планы. В ходе игры дети раскрепощаются, у них открываются новые положительные качества личности и это помогает становлению отношений в группе.Перед ребенком старшего дошкольного возраста встает необходимость в таких качествах, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников. В условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

В ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь — развитие рефлексии, поскольку в ней возникает реальная возможность контролировать, как выполняются действия, входящие в коммуникативную деятельность.

Движущей силой развития межличностных отношений в игре является то, что в ней естественная потребность ребенка к общению сталкивается с неумением контактировать и согласовывать свои действия с действиями партнеров по общению. Возникает внутренняя борьба, конфликтность противоречий, и в результате нее дети для того, чтобы остаться равноправными членами игрового коллектива, учатся уступать, отказываться от личных интересов и желаний ради общего интереса, что формирует основу для развития межличностных отношений.

Литература:

  1. Играет дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайловой.-СПб;: «Детство-пресс», 2007, -199с.
  2. Мещерякова С. В., Кулько И. Ю. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — С. 487–489. URL https://moluch.ru/archive/76/12941/ (дата обращения: 20.03.2018).
  3. Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития //Дошкольное воспитание, 2004, № 3–С.69–74.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, ребенок, дошкольное образование, совместная деятельность, сюжетно-ролевая игра, Федеральный государственный образовательный стандарт, действие, дошкольный возраст, старший дошкольник, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Региональный компонент в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Организация поисковой деятельности дошкольников

В данной статье раскрываются содержание и методика организации поисковой деятельности старших дошкольников в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развитие познавательной деятельности у детей школьного возраста в процессе игровой деятельности

Развитие познавательной активности является обязательной частью соблюдения Федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим актуализируются вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности у детей школьного возраста. Ц...

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Организация центров активности детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада

Статья посвящена вопросам организации современной образовательной среды в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В статье представлен опыт работы педагогов по организации...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста

В данной статье рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Раскрывается значение педагога в сюжетно-ролевой игре.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Похожие статьи

Региональный компонент в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Организация поисковой деятельности дошкольников

В данной статье раскрываются содержание и методика организации поисковой деятельности старших дошкольников в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развитие познавательной деятельности у детей школьного возраста в процессе игровой деятельности

Развитие познавательной активности является обязательной частью соблюдения Федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим актуализируются вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности у детей школьного возраста. Ц...

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Организация центров активности детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада

Статья посвящена вопросам организации современной образовательной среды в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В статье представлен опыт работы педагогов по организации...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста

В данной статье рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Раскрывается значение педагога в сюжетно-ролевой игре.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Задать вопрос